Артефакт: каминная бронза — бюст князя Святополка

19.02.2024

3696

Автор:

Артефакт: каминная бронза - бюст князя Святополка

Каминная бронза — это украшения для доски камина. Ими могут выступать различные статуэтки, канделябры, часы, чернильницы, подсвечники, сделанные из сплава меди. В кабинете особняка Курлиных представлена интерьерная бронза из тайника дома самарского дворянина Сергея Алашеева — бюст князя Святополка.

Сергей Николаевич Алашеев — потомственный самарский дворянин, чей род существовал с XVII века. Тогда его предки за службу царю получили несколько имений в Симбирской губернии. 

Сергей Алашеев закончил Оренбургское юнкерское училище, работал канцелярским служителем в самарском депутатском дворянском собрании. В 1885 году он женился на дочери статского советника Марии Агафоновой. Спустя два года они поселились в доме на Саратовской, 108 (ныне Фрунзе, 104). Семья жила на втором этаже, а первый сдавала под квартиры. У пары родилось двое детей — Владимир и Валентина.

Сергей Николаевич владел наследственными имениями в Дмитриевке и Золинке. В разные годы он избирался гласным Самарской думы, служил почетным мировым судьей по Самарскому уезду, за службу удостоился чина губернского секретаря и двух орденов. Алашеев был человеком увлеченным — любил музыку, писал картины, собирал уникальные вещи и фотографировал. В музее Алабина сегодня хранятся четыре фотографии интерьеров дома Сергея Николаевича, который современники называли «музеем дворянского быта».

Артефакт: каминная бронза - бюст князя Святополка
Артефакт: каминная бронза - бюст князя Святополка

Алашеев трагически скончался в 1915 году. Согласно записи в метрической книге, он «застрелился в припадке острого умственного расстройства душевной болезни». Все имущество дворянина унаследовала дочь Валентина. В октябре 1918-го она вместе с мужем и пятилетней дочерью покинула Самару вместе с отступавшими белочехами. Перед этим семья успела передать в городской музей 61 произведение из коллекции Сергея Николаевича (картины, фарфор, часы). Двадцать из них сейчас хранятся в Самарском художественном музее. Но часть отцовской коллекции Валентина спрятала в тайнике в собственном доме.

Тайник обнаружили во время ремонта дома в 1964 году. Там находился образец каминной бронзы, который сейчас представлен в Музее Модерна. Речь идет о бюсте великого князя Киевского Святополка II Изяславича. Кроме этого предмета в спрятанной коробке оказались десять наборов пороховых и кремневых дуэльных пистолетов, сабли с восточным орнаментом, мечи, кольчуга, японская шкатулка с драконами, 2 нэцкэ и медаль в честь композитора Бетховена.

Бронзовый бюст Святополка содержит клейма «Ф. Шопенъ» и «от М. Ф. на 10 лет, 1867 г.». Они означают, что фигура была отлита на петербургской фабрике Феликса Шопена. В 1867 году Министерство Финансов выдало этому производству патент на десять лет на изготовление бюстов русских князей и царей от Рюрика до Александра II.

Феликс Шопен — французский и российский литейщик, поставщик царского двора. Его считали лучшим бронзовщиком России второй половины XIX века. «Изысканная бронза» Шопена пользовалась спросом у русской аристократии. Этому способствовали правительственные заказы — фабрика отливала двери для Исаакиевского собора и московского храма Христа Спасителя, изделия для украшения Зимнего и Большого Кремлевского дворцов, Павловска, Гатчины, Царского села. В 1860-х Феликс создал 64 бюста русских царей и великих князей. Они распространялись по подписке через объявления в газетах. Каминная скульптура во входящем в моду «русском стиле» играла значительную роль в убранстве интерьеров и пользовалась большим спросом. Увлеченный коллекционер Сергей Алашеев не смог пройти мимо такой вещи.

Считается, что стиль модерн не оказал влияния на продукцию бронзолитейных предприятий. Тем не менее в Музее Модерна есть уникальные экспонаты, опровергающие такое мнение. Рядом с бюстом Святополка находятся два гравированных бронзовых подсвечника тонкой работы в стиле модерн.

Фотографии предоставлены Музеем Модерна

Читайте также:

Артефакт

Артефакт: анималистические скульптуры в музее Алабина

Статуэтки с животными считались символами благополучия

Артефакт

Артефакт: фарфоровые «обманки» в музее Алабина

Предметы быта в виде реалистичных фруктов

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации