Артефакт: веера с зеркальцем и из страусовых перьев в Музее Модерна

05.02.2024

2329

Автор:

Артефакт: веера с зеркальцем и из страусовых перьев в Музее Модерна

Появившись в XVI веке, веер стал незаменимым аксессуаром дам в повседневной жизни. За историю своего существования этот предмет претерпел много изменений — преобразовывались не только форма, материал, украшения, но и назначение, культурный смысл вещи. В будуаре особняка Александры Курлиной сохранилось несколько экземпляров опахала, которые могут увидеть посетители Музея Модерна.

Особняк Курлиной сохранил в своих стенах множество предметов дамского гардероба конца XIX — начала XX века. Веера заслуживают  отдельного внимания — их в экспозиции два. Первый сделан из белых страусовых перьев с остовом из перламутра. Этот символ роскоши любили носить и провинциальные дамы. Второй выполнен из только появившейся на тот момент пластмассы, дополнен зеркальцем и художественно оформлен в виде пары хризантем в кружевной обертке. Он очень маленького размера — всего 7 на 11,5 см. Веера часто имели прицепные детали — зеркальца на шнурке или кисти, но образец самарской купчихи впервые совместил в себе отдельные составляющие. Это был шаг в сторону делового и практичного наступающего ХХ-го века.

Аксессуары, представленные в Музее Модерна, свидетельствуют о последних модных тенденциях в сфере веерного производства. А как обстояло дело раньше? Сейчас расскажем.

Складные веера полукруглой формы появились в России во времена правления Петра I, тогда их привозили из-за границы. С середины XVIII века императрица Елизавета Петровна взяла под свое покровительство производство вееров — в Москве появились первые мастерские. Их делали из черепаховых панцирей, слоновой кости и украшали золотом. Национальная примета русских образцов — использование моржовой кости и нержавеющей стали. Большое значение придавали отделке из жемчуга, яшмы и самоцветов.

Веера настолько плотно вошли в повседневную жизнь, что во второй половине XVIII века появился целый «язык веера». Его знали, как дамы, так и кавалеры, с помощью него выражали чувства и даже договаривались о встречах. Описание секретного языка было опубликовано в 1913 году в книге «Самый полный и верный оракул». Например, там говорится: «Чтобы веером сказать «Мои мысли всегда с тобой» — наполовину открыть веер и провести им несколько раз по лбу; «Будьте осторожны, за нами следят» — открытым веером дотронуться до левого уха; «Я сделалась недоверчива» — барабанить закрытым веером по ладони левой руки; «Я к вам не чувствую приязни» — открыть и закрыть веер, держа его перед ртом».

Артефакт: веера с зеркальцем и из страусовых перьев в Музее Модерна

В языке веера стали использовать количество открытых или закрытых лепестков экрана. Первоначально створки означали дни недели, что использовали при назначении свиданий и аудиенций. Например, три легких удара пальцем по четвертой створке означало — встреча в четверг в три часа дня. Постепенно сложилась традиция, согласно которой количество лопастей веера означало степень привязанности к  собеседнику: один лепесток — дружба, два лепестка — больше чем дружба, много створок — влюбленность, полностью раскрытый веер — любовь.

Иногда веер служил любовной почтой. На его листах писались или прикреплялись признания, вопросы и ответы. Дамы для демонстрации своей образованности и ума прикрепляли на оборотной стороне аксессуара стихи, анекдоты, афоризмы. Веер использовали как средство гадания. Из общей кучки вытаскивали один и делали предсказания по изображениям на экране или по числу пластин станка.

При производстве вееров стала учитываться символика цвета и изображения на экране. Цвет подбирался к наряду, а также мог содержать информацию о статусе, возрасте, семейном положении и настроении его владелицы. Лиловый означал искренность, белый — невинность, черный — печаль, красный — радость, желтый — отказ, голубой — верность, зеленый — надежду, коричневый — недолговременное счастье, розовый — любовь. Вышивка серебром свидетельствовала о скромности, золотом — о богатстве, а блестки выражали твердость и доверие.

Изображение амуров, нимф и других мифологических персонажей было принято только на экранах вееров для утреннего или дневного пользования. Корзина с цветами, соломенная шляпа и музыкальные инструменты были характерны для свадебных сюжетов.

На рубеже XVIII–XIX веков веера стали небольшими и изготавливались из дорогих материалов — кисеи, шифона, тюли, кружева. Они могли быть светлых тонов, расшивались узорами из стальных пайеток в виде плакучих ив и водопадов. 

В конце XIX — начале ХХ веков появились веера в стиле модерн. При их оформлении либо использовались перья на деревянном остове, либо изображения на экране в виде птицы или цветка. Этот предмет приобретал изломанные, волнистые контуры, напоминающие крыло птицы или бабочку.

Во второй половине XIX века веера начали изготавливались из более дешевых материалов, что привело к снижению цен на такой товар. В связи с этим он стал быстро распространятся среди купеческого и мещанского сословия, и даже среди зажиточных крестьян. 

Свое непосредственное значение как средство от жары веер потерял с появлением электричества, когда люди отказались от свеч и масляных ламп. Тем не менее эта вещь оставалась востребованной летом. Веер стал рекламным предметом, им награждали участников различных мероприятий, пассажиров первых поездов и пароходов. Сувенирные веера вручали на торжественных приемах в честь памятных событий.

Фотографии предоставлены Музеем Модерна

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации