Артефакт: приспособление для печати нелегальных листовок

18.12.2023

5430

Автор:

Артефакт: приспособление для печати нелегальных листовок

Новый материал рубрики посвящен интересному артефакту — приспособлению для набора и печати листовок, которое использовалось в подпольной типографии самарских большевиков. Его воссоздали в 1970-е годы сотрудники музея им. Алабина для экспозиции отдела истории советского периода.

До Октябрьской революции большевистской печатью называли периодическую прессу коммунистической партии. На ее страницах публиковались партийные документы, лозунги, призывающие к стачечной борьбе, политическим выступлениям, свержению самодержавия и борьбе с капитализмом.

В условиях постоянного преследования царизмом большевистская партия использовала все возможности — печатали газеты, журналы, еженедельники, бюллетени, листовки, летучие листки, брошюры, книги. В партии были организаторы нелегальных типографий, складов литературы, сборщики денег, перевозчики печати из-за границы, развозчики ее по стране, разносчики в городах и доставщики корреспонденции.

Бесцензурные издания изготовляли в подпольных типографиях РСДРП, под охраной дружинников в буржуазных типографиях, а также за границей. В России нелегальные органы печатались более чем в 100 населенных пунктах. Не исключением была и Самара.

Артефакт, по форме напоминающий книгу, использовался в 1918 году в подпольной типографии в Самаре. Она располагалась в дачном доме фабриканта Гребежева в районе современной улицы Лесной. Тогда город частично захватил Чехословацкий корпус. Организаторами подпольной печати стали латыши-красногвардейцы, избежавшие ареста, — Мартин Андреевич Андерсон и Ян Михайлович Силин.

Артефакт: приспособление для печати нелегальных листовок

Для печати использовали нестандартное полиграфическое оборудование. Оно представляло собой металлический противень, на котором монтировалась матрица величиной с бумажный лист, два резиновых валика и подушка для типографской краски. Печатный шрифт хранился в деревянном ящике, для конспирации сделанный в форме большой книги. В нем для каждой буквы было свое отделение. Это приспособление было воссоздано музеем по воспоминаниям Альвины Михайловны Петерсон, которая работала в тайной типографии.

Вместе с Альвиной Петерсон листовки печатали жившие на даче супруги Силины. Они проводили валиком по подушке с краской, затем по набору, после чего сверху накладывали чистый лист бумаги, который аккуратно разглаживали вторым чистым валиком. Получался оттиск типографского качества. Тираж листовок, напечатанных на даче, достигал нескольких тысяч экземпляров.

Артефакт: приспособление для печати нелегальных листовок

Силин регулярно приносил новые тексты и забирал отпечатанные листовки для распространения. Первые из них с грифом «Самарский комитет большевиков» появились на улицах Самары в середине июля 1918 года.

Контрразведка вышла на след типографии Силина в начале октября, за несколько дней до вступления в город Красной Армии. Эмилия Петерсон успела подать условный знак подпольщикам, поэтому Альвина Петерсон и Ян Силин вместе с женой успели выпрыгнуть в окна со второго этажа и скрыться. Обыск оказался безрезультатным. Печатные принадлежности, оперативно спрятанные в простенок, так и не нашли.

Из воспоминаний Альвины Михайловны: 

«Охрану во время работы несла моя сестра Эмилия, если появлялся кто-либо подозрительный, она стучала в дверь. «Оборудование» типографии у нас было очень несложное. Наборная касса помещалась в ящичке, напоминающем большую и толстую книгу. На железном противне набирали текст. Были еще два валика: один для накатывания краски, другой для прокатывания листа. […] Последняя листовка была нами отпечатана недели за две до освобождения Самары от белочехов. Белогвардейцы устроили налет на дачу, но нам все удалось спрятать в тайник. Они захватили с собой только железный противень, на котором набирался текст, но не смогли понять, что это такое».

Сведения о некоторых большевиках, связанных с организацией нелегальных типографий в Самаре, в том числе о Яне Силине, отражены в картотеке Самарского губернского жандармского управления. Она сохранилась в Центральном государственном архиве Самарской области и частично в музее имени Алабина.

Фотографии предоставлены музеем им. П.В. Алабина

Читайте также:

Артефакт

Артефакт: анималистические скульптуры в музее Алабина

Статуэтки с животными считались символами благополучия

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации