Художественный руководитель театра оперы и балета Евгений Хохлов: «Мы — театр нового поколения»

05.09.2023

3175

Автор:

Художественный руководитель театра оперы и балета Евгений Хохлов: «Мы - театр нового поколения»

Художественный руководитель и главный дирижер Самарского академического театра оперы и балета Евгений Хохлов рассказал «СГ» о том, что труппа покажет в рамках IV Международного фестиваля искусств «Шостакович. Над временем», который пройдет с 7 сентября по 2 октября, а также о самых громких премьерах предстоящего сезона.

«Шостакович. Над временем»

— Традиционно на фестивале Шостаковича наш театр старается чем-то удивить публику. В этом году мы представим премьеру балета «Барышня и хулиган» в первоначальной версии. Она родилась в Михайловском театре (в то время — Малом оперном). На нашей сцене появится реконструкция первой версии балета по мотивам одноименного фильма, сценарий которого создал Владимир Маяковский. Поэт, кстати, исполнил в нем главную роль. Балетмейстер Константин Боярский придумал хореографическое решение, восстановлением которого в нашем театре занимается Сергей Мохначев. Костюмы и сценография создаются с использованием эскизов Валерия Доррера.

В первом отделении вечера на широком экране будет показан немой черно-белый фильм 1918 года «Барышня и хулиган» под аккомпанемент фортепиано. В роли тапера выступит композитор, ученик Бориса Тищенко (который в свою очередь учился в аспирантуре у Шостаковича) Илья Кузнецов. Широко известно, что Дмитрий Дмитриевич сам часто занимался музыкальным сопровождением немого кино. Мы попытаемся применить эту «машину времени» в рамках фестиваля. А балет «Барышня и хулиган» войдет в репертуар театра.

Популярность этому спектаклю, который также можно назвать хореографическими новеллами, обеспечило то, что он был собран из разных балетов Шостаковича — «Золотой век», «Болт» и других. Музыка разножанровая. Галопы, польки, адажио. Все знакомое, проникновенное. Зрители будут приятно удивлены узнаванием звучащих произведений — в том числе, например, из нашей оперетты «Москва, Черемушки».

Также в рамках фестиваля состоится показ оперы «Леди Макбет Мценского уезда». За дирижерским пультом будет ее постановщик Александр Анисимов, а партию Сергея исполнит солист театра «Геликон-опера» Сергей Абабкин. Два года этого спектакля не было на нашей сцене. Он успел накопить почти предпремьерные ожидания. Одно из лучших произведений нашего репертуара, эта постановка золотыми буквами вписана в новейшую историю самарского театра.

Художественный руководитель театра оперы и балета Евгений Хохлов: «Мы - театр нового поколения»

«Мастер и Маргарита»

Связь композитора Сергея Слонимского, чье 90-летие широко отмечали в прошлом году, с самарской сценой очень велика. Он поставил здесь не одну свою оперу. К 80-летию Сергея Михайловича мы делали концерт из различных его произведений. Но хотелось поставить оперу, которая в наших стенах еще не звучала. Во многом это была идея Светланы Петровны Хумарьян, которая открыла Слонимского для нашего города, дружила с композитором до последних его дней.

Опера «Мастер и Маргарита» никогда не ставилась в России. Очень сложное музыкальное письмо и для солистов, и для оркестра. Трудно было найти команду, которая могла бы за это взяться и сделать все достойно. Нам повезло, что Юрий Александров (многократный лауреат премий «Золотая маска» и «Золотой софит», в самарском театре поставил оперы «Аида», «Флория Тоска», «Князь Игорь» и другие — прим. авт.) согласился.

Юрий Исаакович предложил для работы над «Мастером и Маргаритой» замечательного художника, известного в России и за рубежом — Сергея Новикова. Он придумал потрясающие сценографию и костюмы. Несмотря на то, что это камерная опера, мы задействуем всю труппу во вставном балетном номере «Бал у сатаны». Фабула романа Михаила Булгакова полностью вошла в партитуру Слонимского, есть лишь небольшие купюры, призванные усилить драматургическую линию. 

По сути эта опера — мелодекламация, почти драматический спектакль. Вдова композитора Раиса Николаевна, с которой мы много обсуждали предстоящую постановку, говорила, что Сергей Михайлович фактически изобрел свой музыкальный язык для вокалистов и сольных инструментов. Направление движения голоса, нечетко прописанные ноты — в подобной манере, следуя за речевыми интонациями, Модест Мусоргский пытался создать свою оперу «Женитьба», но написал только первый акт. Слонимский тоже пошел за словом, за мелодикой речи. Наши вокалисты вкладывают много усилий в работу над оперой «Мастер и Маргарита». Это все равно, что выучить иностранный язык. Огромного осмысления требуют фразы и кульминации, степень сложности отношения к слову — на уровне драматических артистов. Музыкальная интонация становится по сути речевой. Наши заслуженные солисты, которые много работали над музыкой Слонимского (например, над «Видениями Иоанна Грозного»), конечно, быстрее схватывают его музыкальный язык.

Мне кажется, спектакль получится очень интересным. Может быть, не совсем простым для восприятия, но яркость сценографии, костюмов и режиссерского решения позволяет говорить о кинематографичности постановки. Александров разделил на сцене Москву и Ершалаим. Визуальный переход происходит просто и быстро, благодаря чему эти миры начинают существовать в сознании зрителя параллельно.

На Пасхальном фестивале в Самаре Валерий Гергиев, услышав, что мы готовим премьеру оперы «Мастер и Маргарита» сразу же пригласил ее на сцену Мариинского театра.

Художественный руководитель театра оперы и балета Евгений Хохлов: «Мы - театр нового поколения»
Художественный руководитель театра оперы и балета Евгений Хохлов: «Мы - театр нового поколения»

«Наследие», Гофман и гастроли

В новом сезоне мы возвращаем фестиваль Шелест под новым названием — «Наследие». В марте пройдет первый из них. В нем в том числе будет представлено наследие эпохи Аллы Яковлевны Шелест. Также в рамках этого фестиваля пройдет премьера балета «Привал кавалерии» Ивана Армсгеймера.

А летом мы планируем выпустить масштабную оперу Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». Режиссером, художником-постановщиком и автором костюмов выступает Иван Складчиков. Это один из первых его спектаклей как режиссера. Он предложил классическую концепцию спектакля, но в рамках этой трактовки у него много интересных находок. Такие спектакли — масштабные и традиционные — обязательно должны быть в репертуаре, чтобы зрители могли вдохновляться их красотой и монументальностью. Мы очень благодарны министерству культуры Самарской области за то, что нас поддерживают и в классических постановках, и в экспериментах — таких как «Мастер и Маргарита».

14 декабря впервые в новейшей истории выступим в Минске на престижном Рождественском форуме. Руководство Большого театра Республики Беларусь, который проводит фестиваль, пригласило для участия нашу оперу «Любовь к трем апельсинам». Приятно, что выбор пал на этот яркий супрематический спектакль.

Наш балет «Вечер Долгушина» будет показан на сцене Большого драматического театра имени Товстоногова в рамках международного фестиваля искусств «Дягилев. Постскриптум».

Опера для детей «Репка» приглашена на фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» в столичном театре имени Сац.

Премьеры прошлого сезона — «Москва, Черемушки» и «Раймонда» — представим членам экспертного совета премии «Золотая маска». Если им они покажутся интересными, то спектакли примут участие в фестивале.

Мы — театр нового поколения, который идет своим путем, сохраняя при этом традиции.

Фотографии предоставлены спикером

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации