Руководитель образцового детского театра танца «Самарка» Людмила Попкова: «Творчество — смысл моей жизни»

16.04.2024

1673

Автор:

Руководитель образцового детского театра танца «Самарка» Людмила Попкова: «Творчество - смысл моей жизни»

История образцового детского театра танца «Самарка» берет свое начало в 30-х годах прошлого века — год назад коллективу исполнилось 85 лет. Сначала в нем занимались только взрослые, сотрудники огромного предприятия, теперь — мальчишки и девчонки разного возраста. Уже много лет «Самаркой» руководит заслуженный работник культуры РФ Людмила Попкова. О своем творческом пути и любви к хореографии она рассказала «СГ».

Руководитель образцового детского театра танца «Самарка» Людмила Попкова: «Творчество - смысл моей жизни»

Лучше любой сказки

— Когда мне было года четыре, я впервые увидела по телевизору балет — танцевала Галина Уланова. Это было лучше любой сказки. Мама, заметив мои эмоции, отвела меня в кружок при 4-м государственном подшипниковом заводе. Моей первой наставницей стала солистка нашего театра оперы и балета Наталья Федоровна Строкова. Мне казалось, что она чем-то похожа на моего кумира, Уланову. Потом я занималась в кружке «Волжанка». В 15 лет, в 1969 году, подруга привела меня в клуб «Звезда», в народный ансамбль русского танца при заводе имени Масленикова. В этом коллективе занимались взрослые люди, в основном рабочие предприятия. Руководил им Василий Николаевич Нестеров. Атмосфера там была очень дружеская, почти семейная. Взрослые товарищи тут же взяли надо мной шефство, я быстро освоила репертуар. 

Руководитель образцового детского театра танца «Самарка» Людмила Попкова: «Творчество - смысл моей жизни»

Спасибо, мама! 

Мои мама и бабушка тоже очень любили петь и танцевать. Но у них в детстве не было возможности заниматься этим серьезно. А у меня она была. Благодаря маме я погрузилась в волшебный мир танца. Более того, он стал моей профессией. После окончания школы я собралась поступать в политехнический институт на нефтяной факультет. Признаюсь, тогда я даже не знала, что есть такая профессия — хореограф. Мама сказала: «Ты же любишь танцевать. Неужели не хочешь дарить это чудо другим?» И я поняла, что хочу. Вместе с мамой мы забрали документы из одного вуза и отнесли их в другой: годом ранее в Куйбышеве открылся институт культуры. Я училась и продолжала танцевать в самодеятельном ансамбле. До сих пор благодарна маме за чуткость, понимание, за то, что она не дала мне совершить ошибку и пойти не по тому пути. Ну какой из меня нефтяник?

Руководитель образцового детского театра танца «Самарка» Людмила Попкова: «Творчество - смысл моей жизни»

Период расцвета

В институте культуры я стала студенткой второго набора. Педагоги у нас были великолепные: Валерий Иванович Донцов, Владимир Васильевич Марьяшин, балетмейстер Геннадий Яковлевич Власенко — всех не перечислить. Под их влиянием я не только окончательно утвердилась в своей любви к национальной культуре, но и немало узнала о танцах народов Поволжья, мира. 

После вуза по распределению восемь лет работала в Пензе, а когда вернулась в Куйбышев, узнала, что мой любимый учитель Нестеров уходит на пенсию. В 1985 году он передал мне свое детище. Ансамбль я назвала «Самарка» — в честь кадрили, которая долго время была визитной карточкой коллектива. В 1987 году мы впервые выехали за рубеж, на международный фестиваль в Гданьск, в Польшу, — в эпоху перестройки жизнь быстро менялась. 

90-е годы у многих ассоциируются с чем-то мрачным. Для нашего коллектива это, наоборот, был период расцвета. Иностранный зритель проявлял огромный интерес к народному творчеству. Мы целый месяц провели на гастролях в Америке. Принимали участие во всевозможных конкурсах — региональных, всероссийских, международных, было много побед. В 1997 году коллективу исполнилось 60 лет. В гостях у нас тогда побывал известный балетмейстер Махмуд Эсамбаев. Он был очень удивлен и обрадован тем, что в такое непростое время люди тянутся к творчеству. Благодаря его ходатайству меня наградили медалью «За высокие достижения в культуре». 

В «Самарке» занимались и обе мои дочери — Катюша и Леночка. Именно в 90-е годы я открыла при ансамбле детскую студию: нужно было воспитывать новые кадры, желательно с раннего возраста. Детский коллектив тоже завоевал немало наград. 

Моя младшая дочь Екатерина сейчас работает вместе со мной, она окончила институт культуры, стала педагогом-хореографом. Ее дочь тоже танцует в нашем ансамбле: можно сказать, у нас уже небольшая династия.

Руководитель образцового детского театра танца «Самарка» Людмила Попкова: «Творчество - смысл моей жизни»

Детский коллектив

Долгое время «Самарка» существовала при ДК «Звезда». Когда здание перешло в частные руки, нас взял под свое крыло ЦВР «Поиск». К сожалению, теперь наш ансамбль исключительно детский. Взрослые либо не имеют возможности заниматься, либо не хотят. А в истории нашего коллектива есть замечательные примеры. Лидия Ивановна Покровская в свои 75 лет участвовала в самодеятельности. Она начала заниматься еще до войны. Когда Василий Николаевич Нестеров ушел на фронт, танцоры репетировали самостоятельно, давали концерты в госпиталях — и это после изнурительной работы на благо фронта. 

Сейчас взрослой самодеятельности гораздо меньше. Конечно, сегодня у людей выбор досуга и увлечений больше. Тем ценнее, что они приводят детей в наш коллектив. В основном это младший и средний возраст. Старшеклассников единицы. Их отвлекают репетиторы, подготовка к ЕГЭ, многие просто не успевают заниматься чем-то еще. 

Традиции и новации

В свое время западная культура отодвинула нашу отечественную на задний план. Я часто слышала, что наш репертуар — это нафталин. Сегодняшний день показал, что это не так. При этом мне очень нравится современная хореография. Я не считаю, что традиции и новации несовместимы. Мы работаем по многожанровой программе, используя элементы привлекательных для детей стилей. Стараемся развивать ребят всесторонне. Но в приоритете классический, народно-сценический танец. 

Буквально на днях «Самарка» вернулась из Санкт-Петербурга. Там в конце марта прошел гранд-финал-2024 международной премии «Арт-Признание». Наши ребята в разных номинациях стали лауреатами первой и третьей степени. Кроме того, они заработали стипендию — в течение года коллектив будет получать по 5 тысяч рублей ежемесячно. Кто-то скажет: какая малость! Но для нас это комплект костюмов и возможность поставить один-два прекрасных номера. 

Мы принимаем участие не только в конкурсах, но и во всех городских мероприятиях. Творчество, дети — смысл моей жизни. Я не представляю, как может быть иначе. И оставить коллектив не могу, хотя давно на пенсии. Вижу, как постепенно возрождается интерес к классическому и народному танцам. Спасибо за это нашему правительству, государственным программам, которые реализуются по всей стране. Просыпается интерес к традициям и отечественной истории, поднимается волна патриотизма. И это касается не только детей. Родители моих ребят недавно выразили желание станцевать кадриль: сейчас эта идея в стадии разработки. С сентября начнем заниматься с мамами и папами. Думаю, все у нас получится. 

Фотографии: детский театр танца «Самарка»

Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации