Режиссер Василий Яров: «Люди любят объединяться»

09.08.2023

16610

Автор:

Режиссер Василий Яров: «Люди любят объединяться»

Василий Яров жадно впитывает все, что связано с театром. После окончания Самарского института культуры он какое-то время преподавал в нем историю этого вида искусства. Пять лет проработал в одном из самых известных коллективов губернии — театре-студии «Грань». Потом создал свою собственную компанию Blessed Cats’. По приглашению Виктора Трегубова ставит спектакли в самарском театре-студии «Свои». В июне отправился в Звенигород на международную летнюю школу СТД. Василий рассказал «СГ» о том, что он ищет во всех этих проектах и какую премьеру покажет осенью.

Только «Грань»

— Когда я заканчивал институт, не планировал идти работать актером. Думал поступать к Вениамину Фельштинскому на магистратуру в петербургский институт сценических искусств. Хотел заниматься наукой театра и педагогикой. Актерское отделение я рассматривал как способ получения опыта. Изначально намеревался поступать на режиссуру. Но Любовь Маклашина — руководитель студии «Дебют», где я занимался, убедила меня, что еще рано. «Что ты можешь сказать о мире в 18 лет?», — была ее позиция. Я с ней согласился и не пожалел. Поэтому актерский факультет изначально был для меня этапом.

Денис Бокурадзе преподавал у нас «Организацию театрального дела» и ставил в театре-студии «Грань» «Короля Лира». Мне очень хотелось играть в спектакле по Шекспиру. Тогда я позвонил Денису Сергеевичу и сказал, что если пойду в профессию актера, то только к нему. Меня очень привлекала студийная атмосфера поддержки и любви, царившая в «Грани». Он ответил, что у него нет мест в труппе. А в июне 2016 года, когда у нас шла выпускная дипломная декада, позвонил мне в семь утра и сказал, что у него актер уходит и нужен исполнитель роли графа Глостера в «Короле Лире».

Режиссер Василий Яров: «Люди любят объединяться»

Между творцами и цехами

И следующие пять лет моей жизни прошли в «Грани». А в 2021 году ушел оттуда. Мы отпремьерили «Марию Стюарт», где я выступал как помощник режиссера. Была возможность развития там в должности стейдж-менеджера. Его полномочия — нечто среднее между ассистентом режиссера и завпостом. Он налаживает связь между творческой группой постановщиков и технической — дирекцией, службами. Решает конфликтные моменты, следит за таймингом репетиции, ведет паспортизацию, помогает режиссеру. 

В 2019 году мне довелось принять участие в образовательном проекте фестиваля «Золотая маска» и пройти интенсивный курс стейдж-менеджеров. Нас водили в Большом театре по техническим этажам, показывали, как все устроено. Эти знания до сих пор очень полезны мне как режиссеру.

Когда в постановке участвуют несколько человек, конечно, они могут договориться сами. Если речь идет о крупном производстве, как, например, в нашем оперном или драматическом театре, дело совсем другое. Режиссеру нужно донести свою идею до всех актеров, художников, цехов. Если ему еще заниматься вопросом, какого цвета нужен диван и лично общаться с человеком, который занимается реквизитом, у него не хватит времени.

Режиссер Василий Яров: «Люди любят объединяться»

«Благословенные коты»

В 2019 году собрались друзья из театра драмы, института культуры, «СамАрта», «Грани» и сделали спектакль-презентацию по книге стихов моего друга и учителя Валерия Бондаренко «Благословение котов». Были и другие работы, попытки собрать свою группу. А потом я загорелся идеей независимого театра. Полностью частной инициативы. Сейчас у меня есть театральная компания Blessed Cats’ — «Благословенные коты». 

Мне не хотелось выступать только от своего имени, люди любят объединяться. Мы долго думали над названием. Сережа Бережной (композитор, бывший актер «СамАрта», сейчас в театре «Место действия») предложил назваться по той самой книге, с которой у нас все начиналось. Сережа Поздняков, который вместе со мной в «Грани» работал, тоже очень поучаствовал на старте. И первый спектакль компании был по книге «Птицы еще не люди» — также Валерия Бондаренко. Это произошло год назад — в июле 2022 года, — и я веду отсчет биографии «котов» именно отсюда.

Режиссер Василий Яров: «Люди любят объединяться»

История про меня

Наша последняя постановка «Ego.Animus.Аттиc» создавалась вместе с композитором Сергеем Бережным, оркестром имени Давора Дуймовича, хором Aeternitas под руководством Сияны Репиной, художником Георгием Бояровым и исполнительницей главной роли Екой Кудасовой. В мае состоялась премьера спектакля. Сплав музыки и жеста, текст есть только у хора — отрывки из «Медеи» Еврипида в переводе Иосифа Бродского. Совсем новый опыт для меня, как режиссер я работал только в драматическом театре. Восемь месяцев мы готовили постановку: каждый разговаривал на своем языке.

Когда перед началом работы мы с Екой стали искать общую тему, она показывала пластические этюды, и они все были с отсылкой к античности. Видимо, потому что в тот период она ездила в Санкт-Петербург и в Эрмитаже смотрела много скульптур. Это ощущение она привезла в Самару. А у меня возникла идея взять миф о Великой Матери — Кибеле и Аттисе — как прообразе мира.

В Древнем Риме Аттиса почитали как в Греции Диониса. Это бог вечного рождения и умирания. В марте каждого года римляне устраивали мистерию в честь Аттиса и его матери Кибелы. Меня заинтересовала не столько сама история, сколько ее значение в культуре. Мы обратились к Карлу Юнгу, который рассматривал мифы с точки зрения архетипов души.  

Режиссер Василий Яров: «Люди любят объединяться»

Для постановки взяли прообраз античного театра с его орхестрой, хором, который несет на себе роль бессознательного. Актриса одна на сцене — она главный действующий персонаж, Эго.

Мы прожили целую жизнь с этим спектаклем, изменились внутренне — невероятная практика. Конечно, переживали, что зритель может не понять нашего высказывания, шли на большой риск. Но в какой-то момент, сидя в зале, я почувствовал, что это про меня. 

По отзывам публики — каждый увидел в спектакле свою историю. В зависимости от настроения и опыта. Мы старались быть максимально прозрачными: через программку и вступительное слово давали понять, о чем постановка. Не было задачи запутать. Хотелось сразу дать ключи к пониманию.

В сентябре мы снова будем показывать «Ego.Animus.Аттиc» (16+) на сцене театральной платформы «Прачка». Готовлю заявки на разные фестивали. Хочется двигать постановку как культурный проект, который привлекает внимание к теме античного театра, мифологии, теме физического театра.

Режиссер Василий Яров: «Люди любят объединяться»

«Черная пурга»

Как режиссер сотрудничаю по приглашению Виктора Трегубова с театром-студией «Свои». Делаю с ними спектакль по пьесе Анастасии Букреевой «Черная пурга». Премьера запланирована на осень. Это история о так всем знакомой российской действительности, но рассказанная нестандартным поэтическим языком с большим количеством тонких аллюзий на русскую литературу и элементами абсурда. Главный герой — менеджер из Москвы занимается исследованием большой русской тайны: ищет в Норильске медведя, который перегрыз кабель.

Мне студия «Свои» нравится тем, что там профессионалы взаимодействуют с любителями. 

Режиссер Анатолий Васильев высказал мнение: молодому постановщику лучше расти в любительской среде, потому что она направлена на поддержку человеческого в человеке, потому что именно из любителей вышли Станиславский или, например, Петр Фоменко, а из менее известных, но не менее важных для театра, — Борис Понизовский. 

Люди объединяются там добровольно, из безусловной любви к театральному искусству. В такой поддерживающей атмосфере актер и режиссер могут свободнее расти на сцене.

Фотографии предоставлены спикером

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации