«Есть студийные группы, а мы концертная»: история Shelf’а

02.06.2023

2986

Автор:

«Есть студийные группы, а мы концертная»: история Shelf’а

В рамках нашей рубрики «Хроники самарского рока» мы рассказываем не только про самые известные группы нашей области. Многие коллективы, которые заслужили признания в «узких кругах», абсолютно неизвестны широкой публике. Один из примеров — группа Shelf. Не имея студийных записей, Shelf построил репутацию на зажигательном сценическом облике, неустанной энергии и непоколебимой преданности делу и своему ремеслу.

«Классический хард-рок, металл в стиле 1980-х годов. Верные традициям взятого курса, являются флагманами сцены в своем жанре, занимая определенную плотную нишу в самарской рок-культуре», — считает наш эксперт.

«Есть студийные группы, а мы концертная»: история Shelf’а

Всё началось с объявления на заборе

Эпоха 1990-х действительно удивительное время для нашей страны. В период политических потрясений и изменений в обществе отечественная музыкальная культура стала стремительно обогащаться, подражая зарубежным исполнителям. Появление в стране субкультуры Cannibal Corpse (американская дэт-металл группа) вызвало настоящий фурор. Тогда же начали расцветать другие музыкальные течения: панки, трешевики, неформалы и т. д. 

А в это самое время в одном самарском институте учился Виталий Кожухов, который планомерно впитывал новую музыку. Исследуя разные музыкальные течения, он формировал свой собственный вкус, постепенно тяготеющий к субкультуре трэш-металлистов. Разумеется, свое влияние оказывали и отечественные музыканты, такие как Виктор Цой.

Слушая разные жанры один за другим, Виталий захотел двигаться дальше. И вот однажды на заборе он увидел объявление — «обучаем игре на гитаре». Тогда он и решился попробовать — этот момент можно назвать поворотным в его жизни.

«Диванные гитаристы»

«Есть студийные группы, а мы концертная»: история Shelf’а

Пока Виталий учился играть, жизнь шла своим чередом. После института он устроился в пожарную охрану. Неизвестно, как бы сложилась судьба дальше, если бы случайно не встретился в учебном центре с Фаизом Усмановым. 

Знакомство вышло неординарным: выйдя во двор после работы, Виталий увидел, как Фаиз мыл машину, громко слушая на весь учебный центр песни AC/DC. Завязался разговор, так и познакомились. Потом на некоторое время они разошлись, пока вновь не пересеклись в другой пожарной части.

Тогда Виталий и предложил Фаизу играть вместе. У того на тот момент уже существовала своя группа — Guardias: они играли хард-рок, похожий в звучании на ранний «Круиз» (советская хард-рок-группа), и каверы. Виталий предложил Фаизу «сделать что-то серьезное», и так начала складываться будущая команда. 

«Есть студийные группы, а мы концертная»: история Shelf’а
«Есть студийные группы, а мы концертная»: история Shelf’а

Молодые музыканты собирались на студии, которую организовал Фаиз. Играли в промежутке между репетициями Guardias. Под барабанную машину Виталий с товарищем играли простейшие гитарные ритмы около месяца. Затем в образовавшейся коллектив пришел Вадим Елчев (барабанщик). Потом присоединился и басист.

К тому времени группа хотела играть вещи «пофирмовее»: каверы на Metallica, Scorpions и т. п. До этого музыканты оттачивали свои навыки игрой песен «Карнавала» и «Динамик». Изначально все ограничивалось подобием кавер-бэнда исключительно на репетиционной базе. Музыканты еще сомневались в качестве своих навыков.

Но как-то раз они зашли в рок-бар «Подвал», затем в другой и поняли, что есть люди, которые играют еще хуже них. Тогда появилась идея — начать пробовать вписаться в местную сцену.

«Смех и радость мы приносим людям»

«Есть студийные группы, а мы концертная»: история Shelf’а

Некогда в Самаре существовал клуб «Олимп» на Волжском проспекте. Именно там и начали играть музыканты. С первых выступлений рокеры понравились публике: через сарафанное радио в городе стала набирать репутацию молодая группа Shelf, название которой появилось случайно. До первого концерта в 2008 году металлисты не могли определиться с названием. 

Изначально Виталий хотел назвать группу Quentin Durward, но ему возразили товарищи, мол, не средневековую музыку играем. Виталий согласился, так как был единственный в команде без опыта. Фаиз играл в оркестре народных инструментов и имел большой опыт игры в кабаках. Басист тоже обладал неплохими навыками. А Вадим в свое время играл в группе «Режим», с которой связана отдельная история.

Взлет и падение «Самарской Металлики»

«Есть студийные группы, а мы концертная»: история Shelf’а

На яркой музыкальной сцене Самары группы появляются и исчезают, оставляя за собой шлейф воспоминаний. Одна из таких групп — «Режим» (1987-1990). В ее основе играл Вадим Елчев, талантливый барабанщик, который внес свой вклад в успех группы и в конечном итоге нашел уже свой путь в Shelf.

В основе «Режима» лежало «слияние творческих умов». Игорь Филиппов, одаренный вокалист, композитор и поэт, возглавил создание группы, а Вадим присоединился к ним в качестве барабанщика. Вместе они отправились в творческий путь, в ходе которого выступали на известном фестивале «Самый плохой» в Дворце металлургов и гастролировали по соседним городам.

За время совместной работы «Режим» записал альбом — он есть на диске. В это время один куйбышевский журналист собирал информацию про местные коллективы, которые играют тяжелую музыку. Познакомившись с «Режимом», он пишет статью в газету о том, что в городе появилась «собственная «Металлика». Однако более плотного сотрудничества не случилось — журналист переехал в Израиль.

Но дела группы потихоньку шли в гору. После нескольких совместных выступлений со столичными коллективами «Режим» заприметили и предложили поехать в совместный тур с группой «Мастер», чтобы «греть» их. Для этого нужно было подготовить демо-записи на студии. И все было готово к старту большой карьеры: хороший материал, сильный состав, арендованная репетиционная студия. Но, как это часто бывает, начали появляться трещины. 

Многообещающая траектория резко оборвалась. Спустя три года существования группа распалась.  Вадиму Елчеву  надоело это безобразие, и он покинул группу, пробуя искать себя в других коллективах.

В 2007 году умирает вокалист «Режима», а Вадим спустя годы поисков присоединяется к Shelf’у. 

Концерты, фестивали, выступления

«Есть студийные группы, а мы концертная»: история Shelf’а

«Шельфы» отметились на «Элеваторе» — первом байк-шоу в Самаре в 2009 году. Зато в 2010 году выступление на Дне города в Нефтегорске не омрачилось даже проливным дождем — зрителей было свыше двух тысяч человек. 

«Есть студийные группы, а мы концертная»: история Shelf’а

Shelf не один раз «разогревал» иностранные группы. Так например, они выступали перед Empire of Evill в 2015 году. В иные времена в местном «Подвале» частенько пели всевозможные коллективы из Бразилии, Англии, Италии, Швеции и остальной половины Европы.

Кроме того, Shelf множество раз давали концерты в разных городах России. 

Сольный концерт в Казане в 2018 году, также группу звали выступать в Big Twin Bar. «Рок-метал шторм» в 2021 году. Тольятти, Сорочинск, Новокуйбышевск — где только не побывали.

«Есть студийные группы, а мы концертная»: история Shelf’а

В 2021 году металлисты пытались сделать свой фестиваль на 18 километре в CLUB HOUSE, но по причине пандемии не сложилось. 

«Юнайтед фест» в 2020 году запомнился хорошей атмосферой и самой благодарной публикой за пять лет. Так как Shelf малоизвестная группа, оваций они не ожидали, однако молодежь тепло их встретила.

«Есть студийные группы, а мы концертная»: история Shelf’а

Горькая потеря

Сердечный приступ в 2010 году прервал жизнь Фаиза Усманова. Это стало тяжелым ударом для группы. Фаиз вложил много сил в коллектив: это был человек, для которого существовало понятие «дружба». Ему можно было позвонить среди ночи и сказать, что колесо спустило – он поворчит, но приедет. И это был ответственный рок-музыкант.

Обычно, когда в жизни человека появляются семьи, дети, то музыка уходит на третьестепенный план, но для Фаиза она всегда оставалась важной. Когда Фаиз скончался, в группе началась чехарда в составе. Переменилось несколько басистов и гитаристов. Кто-то приходил, отыграл, а потом «отваливался».

Девять лет Shelf не могли собрать стабильный коллектив. Виталий и Вадим оставались постоянными участниками, которые не позволили группе развалиться. В 2019 году к ним присоединились клавишник Сергей Благовестов и басист Ольга Кузнецова.

«Есть студийные группы, а мы концертная»: история Shelf’а

Молодая кровь – это  хорошо

«Есть студийные группы, а мы концертная»: история Shelf’а

Ольга попала в группу по объявлению: в «Подвале» она выставила анкету, где сообщалось, что ищет группу, и ее заявку увидели Вадим с Виталием. Сорок лет разницы не помешали Ольге влиться в коллектив. На «собеседование» она пришла с отцом, который посмотрел и одобрил. «Молодость такой недостаток, который проходит — чихнуть не успеешь», — считает Виталий. 

Из-за того, что в составе всего один гитарист, решили добавить клавишника, вдохновившись группами In Flames (шведская метал-группа) и Darkane. Но не только музыканты поддерживают группу, есть еще и специалисты. Техник Антон как раз пример такого мастера.

Однажды он пришел на концерт Shelf, чтобы познакомиться с девушкой, и услышал знакомые песни. Подойдя ближе к сцене, Антон оценил умение Вадима играть на барабанах, так как сам тоже «драмер». Антона приковала эпатажная игра Вадима: они пересеклись взглядами, показали друг-другу «козу».

«Есть студийные группы, а мы концертная»: история Shelf’а

После концерта Вадим подошел к Антону, и они разговорились. С тех пор Антон — преданный поклонник группы и помощник. Бывали моменты, когда он заменял Вадима на концертах. Но в основном исполняет роль техника: помогает собирать установку, подкрутить и настроить инструменты. 

Shelf принципиально придерживается правила — на концерты ездить со своим бэк-лайном (инструментами). Антон как-раз помогает перевозить и устанавливать комбики, стойки, шнуры. Своя аппаратура, разумеется, намного лучше той, что предоставляют площадки. Музыканты считают, что на чужом сыграть нормально не получится. 

Однажды бэк-лайн группы спас вечер. В начале выступления одной немецкой группы сгорел местный комбик в «Подвале». Пришлось «Шельфам» одолжить свой. Их поблагодарили, предложили пива, но для музыкантов это было не важно, ведь взаимовыручка — основа рокерского братства.

«Есть студийные группы, а мы концертная»: история Shelf’а

Металлисты в парке Металлургов

«Есть студийные группы, а мы концертная»: история Shelf’а

Shelf четыре раза организовывали собственный фестиваль. Было решено созвать местные тяжелые команды на одну сцену. Написали заявку в управление парков, заказали рекламу на посильные деньги, договорились с радиостанцией «Максимум». Она бесплатно пускала рекламу в первой половине дня, и это очень помогло делу. За это радиостанция попросила лишь повесить баннер на сцену. 

Парк Металлургов всегда был музыкальной точкой города. В советское время там проходили дискотеки, играли разные коллективы. На первом фестивале было всего четыре группы, но после первых успехов их стало в разы больше. Среди выступавших: «Де Сад»,«ВОЙ»,«Спринт»,Grim Sleeper,Главная дорога, Cocka naked, Bakanov-Band и т. д.

«Есть студийные группы, а мы концертная»: история Shelf’а

«Есть студийные группы, а мы концертная»

«Есть студийные группы, а мы концертная»: история Shelf’а

Большинство песен Shelf можно услышать только на живых концертах. Все упирается в банальность — деньги. У музыкантов не получается достичь такого звучания в студии, которое они исполняют на репетициях и концертах. Но выпустить в сеть свои альбомы — давняя мечта коллектива. Благо есть идея, есть свой созданный мир, который уже сполна оценили фанаты группы. 

Всего оригинального материала у группы на два альбома — 18 песен. Также есть треки в разработке. Кроме своего материала, Shelf исполняет на тематических фестивалях песни групп Motorhead и Metallica. Но все же несколько оригинальных песен можно послушать в официальной группе, однако музыканты не совсем остались довольными качеством. 

В основном сочиняет стихи Виталий. Но также группа использует старые тексты или даже целиком треки от «Режима», такие как «Еретик» и «Реаниматор». Есть еще песня на стихи Высоцкого — «Собаки». На рокеров повлияло множество именитых исполнителей: у Виталия — это Testament, Kreator, у Ольги — Megadeth, у Вадима — Slayer. 

Философская лирика «Шельфов» иногда перемежается с мистикой и оккультизмом. Любовных тем, можно сказать, вовсе нет. Есть также озорное: полушуточная песня «Квартира».

«Есть студийные группы, а мы концертная»: история Shelf’а

Shelf — непреклонная сила самарской трэш-металл-сцены, является свидетельством стойкости духа живой музыки. Без каких-либо студийных записей, на которые они могли бы положиться, металлисты смогли занять нишу на сцене и обрести верных фанатов. Их сила заключается в зажигательных сценических выступлениях. Остается только дождаться, когда группа уже наконец-то выпустит свои альбомы в свет», — подытоживает наш эксперт.

Предыдущие материалы рубрики:

Панк трезвого человека: история группы «Однорукий Бандурист»

Панк трезвого человека: история группы «Однорукий Бандурист». Часть 2

«Из подвала — обратно в подвал»: история группы «ВОЙ»

Фотографии: из личных архивов героев публикации

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации