Правда и мифы о дачах самарских купцов. Часть 2

11.08.2022

1517

Автор:

Правда и мифы о дачах самарских купцов. Часть 2

Роскошные усадьбы, оборудованные по последнему слову техники — с электричеством, водопроводом, — дачи самарских купцов походили на огромные дворцы у берега Волги. После революции былое богатство пришло в упадок. Часть владельцев эмигрировали, некоторые погибли. А роскошные интерьеры отдали пролетариату — в основном здесь размещались санатории. За прошедшие годы многие постройки без должного ухода были утрачены, однако некоторые сохранились до наших дней. Предлагаем читателям совершить прогулку по купеческим дачам. Это вторая часть материала. С первой можно ознакомиться тут. 

Пароходы до Барбошиной поляны

Постепенно просеки стали обживать и состоятельные горожане. Известный общественный деятель Петр Алабин описывал «крутой скалистый левый берег Волги, недавно еще поросший никуда почти не годным, но густым лесом, а теперь весь пестреющий дачами нередко весьма изящной архитектуры и разводимыми при них садами… фантастические сооружения во вкусе средневековых замков». 

По словам Константина Головкина, усадьбы купцов были настоящими виллами побережья. Они «служили завидным украшением самарского берега Волги и вместе с тем являлись единственными по красоте на протяжении всей Волги от Нижнего Новгорода до Астрахани. Все они были оборудованы собственными водопроводами и электрическими станциями и оранжереями, окружены роскошными цветниками, с фонтанами, разного рода затейливыми трельяжами и прочим. С балконов дач открывается бесподобный и восхитительный вид на всю Волгу». 

Это место уже не было труднодоступным: сюда ходили как экипажи, так и дачные пароходы. Поначалу случались сбои: небольшие суда часто отвлекались на буксировку плотов и барж. Однако со временем перевозки стали регулярными. На линии работали пароходы «Гоголь», «Кореец», «Коля», «Решительный», «Свободный», «Галина», «Антонина», «Судьба» и другие. Нормальным было уехать на службу утренним рейсом и вечерним вернуться на дачу. Среди старых названий пристаней можно увидеть напоминания о владениях самарских купцов: «Головкинская», «6-я просека», «Субботинская», «Барбашина поляна».

Правда и мифы о дачах самарских купцов. Часть 2

Театр и ресторан

Вокруг роскошных дач появлялась и вся необходимая инфраструктура. Так, на Барбошиной поляне имелись кумысолечебницы, гостиницы, яхт-клуб, аптека. А на территории санатория «Волга» сохранилось здание некогда роскошного ресторана. Можно живо представить себе, как состоятельные дачники проводили время на его открытой веранде с прекрасным видом на Волгу. Были и другие развлечения. В 1910 году потомственный дворянин Александр Аблесимов после удачной женитьбы на приданое супруги арендовал землю на Барбошиной поляне и построил здесь курзал и деревянный театр. Тут ставили такие пьесы, как «Живой труп», «Без вины виноватые», «Гроза», «Таланты и поклонники», «Горе от ума», «Ревизор». В труппу входили жена, две дочери Аблесимова и учителя-дачники. 

В 1913 году здание меняет собственника. Новый владелец открывает здесь биоскоп (кинотеатр).

Дача Сурошникова

Правда и мифы о дачах самарских купцов. Часть 2

Василий Сурошников получил в наследство солидный капитал и успешно его приумножил. Купец первой гильдии, он имел интересы во многих сферах. Сурошников окончил лишь шесть классов гимназии, но это не мешало ему с выгодой вести дела. Купец занимался производством муки, держал несколько заводов — салотопенный, мыловаренный, крахмальный. А также владел пекарнями, кузницами, лавками. Дополнительные капиталы принесла Сурошникову удачная женитьба. Его супругой стала Мария Шихобалова, дочь знаменитого купца. За нее он получил солидное приданое, а после смерти тестя и значительное наследство. Сурошников был известен своей благотворительностью, занимал пост старосты Ильинской церкви и позднее — самарского кафедрального собора. 

Свою шикарную дачу на берегу Волги в районе 7-й просеки купец построил в 1909-1910 годах. Автор проекта — архитектор Федор Шехтель. Долгое время считалось, что вилла принадлежала купцу Башкирову, и только недавно было установлено: это ошибка. Настоящим владельцем здания являлся Сурошников. А Башкиров оказался в документах, видимо, потому, что удачно купил здание в 1917 году.

В музейном фонде Шехтеля сохранился план дачи. С террас и бельведера открывался прекрасный вид на Волгу и Жигули. Архитектор использовал минимум декоративных деталей. Вся эстетика — в самой конструкции дома. Отчасти он напоминает замок, при этом здесь можно увидеть и мавританские мотивы. Асимметричные планировки, многочисленные террасы и балюстрады придают конструкции легкость и в то же время производят впечатление основательности.

Есть сведения, что от дачи Сурошникова к пляжу вел лифт. Им пользовалась жена купца Мария Антоновна, имевшая проблемы с ногами. Внизу, на берегу, находился причал, где стояла личная яхта миллионера.

Дача Курлиной

Правда и мифы о дачах самарских купцов. Часть 2
Правда и мифы о дачах самарских купцов. Часть 2

Это здание в мавританском стиле было построено на 7-й просеке в 1910 году. Стоит отметить: дача принадлежала не Александре, хозяйке знаменитого особняка на улице Фрунзе, а Екатерине Курлиной. Она была дочерью известного купца Антона Шихобалова. Ее мужем стал представитель другой знаменитой династии — Иван Курлин. В семье родилось девять детей. Любопытный факт: хозяйкой соседней виллы была ее родная сестра Мария Сурошникова, в девичестве Шихобалова. Возможно, этим и объясняется то, что для строительства дач женщины выбрали одного и того же архитектора — Федора Шехтеля, работающего в стиле модерн. 

Стоимость виллы и сада оценивалась в 1524 рубля. Советский архитектор Ваган Каркарьян описывал эту дачу так: «Все фасады равнозначны, их композиция — прямое отражение планов здания. Контраст круглых и кубических башен, открытых веранд и террас, строгие линии, «крепостные стены», сдержанный восточный орнамент на чистых плоскостях массивных стен создают эффект игры крупных форм, света и тени. Архитектор создал компактное здание, рассчитанное на восприятие фасадов с множества точек зрения, на обозрение объема в свободном пространстве». Сад украшал фонтан с фигурой аиста.

Сохранилось множество фотографий семейства Курлиных и их гостей, сделанных на этой даче. Вот Екатерина Антоновна сидит в плетеном кресле на фоне каменной балюстрады с вазонами цветов, вот купцы Соколовы вместе с хозяевами за столом в гостиной… Хозяйка дачи вела активную общественную жизнь. Она входила в дамский комитет «Красного креста», вместе с сестрой управляла Шихобаловской больницей.

После революции дача была отдана в распоряжение военных. В 1929 году здание и окружающую территорию передали ПриВО. Тут находились дом отдыха и физической культуры, санаторное отделение окружного госпиталя. В 1934 году здание было реконструировано и лишилось части декоративных элементов. 

Сейчас дача Курлиной является одним из корпусов санатория «Волга». Долгое время постройка находилась в плачевном состоянии. В начале 2000-х здание снова реконструировали, однако при этом оно практически утратило свой первоначальный облик. Исчез лепной восточный орнамент, заложены некоторые окна, нет больше веранды второго этажа.

Дача Титова

Правда и мифы о дачах самарских купцов. Часть 2
Правда и мифы о дачах самарских купцов. Часть 2

Эта здание располагается также на территории санатория «Волга», но его вид кардинально отличается от соседних купеческих дач. Изначально владелец -член правления Самарского купеческого банка Александр Титов выбрал для постройки совершенно другой стиль, псевдорусский. Автором проекта стал архитектор Александр Щербачев. Дача была построена в 1900-1910 годах. Красно-белый теремок и сегодня выглядит почти так же, как сто лет назад. 

В советское время здание занимало отделение почты. Сейчас здесь находится администрация санатория.

Сегодня видно, что за зданием следят. При его обновлении были сохранены почти все исторические элементы — и башенка, напоминающая беседку, и резные белые наличники, и декоративные детали над окнами. Лишь звезды под крышей указывают на то, что сейчас это все-таки военный санаторий.

Дача Титова — одна из двух деревянных купеческих усадеб, сохранившихся до наших дней. Вторая находится на территории Загородного парка.

Газета «Голос Самары», 1906 год:

«Единственное развлечение в свободное от занятий время самарская публика находит в прогулках на Барбашину поляну. Каждый праздничный день пароходы Седова и Лобастова отходят битком набитые народом, нагруженным самоварами и съестными припасами. Надо отдать справедливость, что посещающие Барбашину поляну действительно отдыхают на лоне природы, мирно распивая чаи и закусывая на вольном воздухе. О скандалах, происшествиях каких-нибудь и речи нет. Разве только изредка встретится вам подвыпивший человек, мирно беседующий сам с собою и выводящий неясные какофонические рулады. Жаль, что пароходчики отравляют всякое удовольствие своим чересчур небрежным отношением к интересам публики: ни разу, кажется, до сих пор пароходы не прибывали на Барбашину поляну в установленное расписанием время, что крайне неприятно для желающих в определенный час возвратиться в Самару».

Павел Преображенский, историк, 16 мая 1891 года: 

«…Жарко, духота, пыль… Вчера мы порешили здесь свой дачный вопрос: ездили на лодке на так называемую Барбашину поляну, за 15 верст выше по Волге и там, в лесу, вблизи Волги, сняли помесячно две комнаты, из которых одна очень большая, и большую террасу. Столом предполагаем пользоваться готовым из полковой кухни (на Барбашиной поляне помещается военный кумыс); в случае надобности можно будет пользоваться кумысом, который здесь очень хорош…

Сообщение с городом довольно облегченное: на даче есть лошади и берут в город и обратно один рубль».

Фотографии: исторические архивы, Самарская газета,
фотография дачи Сурошникова — Армен Арутюнов

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

С февраля по декабрь 1894 года в газете работал писатель Евгений Чириков. Здесь он печатал свои небольшие рассказы, фельетоны и «Очерки русской жизни» за подписью Е. Валин.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк. С 1894 года в «Самарской газете» начинает работать Николай Ашешков, известный своими народническими взглядами. На страницах издания появляются серьезные экономические статьи. К этому времени относится начало творческого пути Александра Смирнова. Он пишет литературно-критические материалы, театральные рецензии, выступает и как поэт, работает над очерками по истории Самарского края.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации