Трудовая доблесть тылового города. Как куйбышевские заводы работали на победу

07.11.2021

Loading

Автор:

Фотограф: Владимир Пермяков

Трудовая доблесть тылового города. Как куйбышевские заводы работали на победу

В июле прошлого года Самаре был присвоен высокий статус «Город трудовой доблести». Этого звания удостаиваются города, жители которых внесли значительный вклад в достижение победы в Великой Отечественной войне, «обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность».

Таким был Куйбышев, куда осенью 1941 года эвакуировали около 40 оборонных предприятий из западных областей и в первую очередь из Москвы. Так что запасная столица страны приняла не только наркоматы, посольства и дипломатические миссии зарубежных стран, труппы ведущих театров, но и заводские мощности, станки и оборудование, рабочих и инженеров, чтобы вместе ковать победу в трудовом тылу. Сегодня «Самарская газета» рассказывает о некоторых из этих предприятий. 

Авиационный завод №1

Еще в августе 1940 года советское правительство приняло решение о строительстве в Куйбышеве нескольких оборонных заводов. Осенью того же года в окрестностях станции Безымянка развернулась огромная стройплощадка. Через год, когда началась война, она и приняла эвакуированные предприятия, среди которых был легендарный авиационный завод №1 из Москвы.

Штурмовик Ил-2 времен войны, который сегодня стоит на постаменте на пересечении Московского шоссе и проспекта Кирова, — наша гордость и слава, один из главных символов трудовой доблести куйбышевцев. Именно такие самолеты в годы войны выходили из цехов эвакуированного авиазавода.

Еще в Москве предприятие перевели на круглосуточную работу с 12-часовым рабочим днем, резко увеличили план производства самолетов. Через месяц после начала войны оно стало выпускать до 20 истребителей МиГ-3 ежедневно. Кроме того, была поставлена задача подготовиться к выпуску самолетов Ил-2, которые уже в первые дни войны хорошо зарекомендовали себя как истребители вражеских танков. Завод готов был начать их выпуск, но поступил приказ об эвакуации в Куйбышев. 

В октябре 1941 года началось перебазирование людей и техники на берега Волги. За десять дней сюда отправили столько оборудования, сколько в обычных условиях не перевезли бы и за год. В наш город прибыло 6 980 заводчан. Сразу после прибытия москвичи шли на площадку строящегося завода №122. В некоторых корпусах уже стояло станочное оборудование. Оно прибыло вместе с самолетостроительными предприятиями, эвакуированными из Таллина, Риги, Каунаса, Минска, Смоленска, Киева, Днепропетровска. 

В начале декабря 1941 года на площадке запустили летно-испытательную станцию, а 10 декабря завод выпустил на новом месте первый МиГ-3, собранный из деталей, привезенных из Москвы. К концу декабря было выпущено уже 27 таких машин и три штурмовика Ил-2.

Вскоре КБ Ильюшина разработало еще более мощный и совершенный самолет Ил-10. Это был цельнометаллический бронированный моноплан, воплотивший в себе все лучшие качества штурмовика Ил-2. В июле 1944 года Ил-10 начали выпускать на заводе в Куйбышеве. Все возрастающее серийное производство продолжалось на авиазаводе №1 до 1946 года.

Всего за годы войны авиационный завод №1 изготовил и отправил на фронт более 3 000 истребителей МиГ-3, 11 768 штурмовиков Ил-2 и 1 225 штурмовиков Ил-10.

За личный трудовой вклад в разгром фашистов наград были удостоены несколько тысяч рабочих и инженерно-технических работников. Заводу вручили орден Красного Знамени, а его директору, Виктору Литвинову, было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Сегодня это легендарное предприятие известно как ракетно-космический центр «Прогресс». Оно, правопреемник авиационного завода №1 военного времени, стало одной из главных производственных площадок страны по разработке и выпуску ракетно-космической техники.

Завод №24 имени Фрунзе

С началом Великой Отечественной в Куйбышев, на промплощадку на Безымянке, был эвакуирован московский завод №24 имени Фрунзе. До войны основной его продукцией были авиационные моторы АМ-35А и АМ-38 конструкции ОКБ Микулина для самолетов МиГ-1, МиГ-3 и Ил-2. Эту работу коллектив продолжил на куйбышевской площадке. За военные годы на трех авиастроительных заводах СССР было выпущено более 40 тысяч штурмовиков Ил-2, и все двигатели к ним делал завод №24.

Завод выпускал и двигатели ГАМ-34бис для торпедных катеров. В 1943 году такие катера участвовали в Сталинградской битве, поддерживали сухопутные силы с воды.

Основной задачей 1943-44 годов был переход на выпуск только форсированных моторов. Сергей Ильюшин, создавая модернизированный штурмовик Ил-10, рассчитывал на новый «микулинский» АМ-42. Работы шли параллельно, конструкторские бюро делали одну общую машину. Создание мотора продвигалось сверхвысокими темпами, чтобы новый самолет поддержал наступление наших войск. И вот мотор передали для испытаний в воздухе. 18 апреля 1944 года в небо поднялся новый Ил-10, оснащенный АМ-42 завода №24. За 1944 год таких выпустили более 500, плюс 10 330 моторов АМ-38Ф.

Еще в 1943 году было принято решение не возвращать эвакуированные оборонные и стратегические предприятия в Москву. Именно те, кто прибыл в эвакуацию, в итоге сформировали ядро завода имени Фрунзе на долгие годы после войны. К 1945 году это уже было мощное предприятие с перспективными разработками.

2 июля 1945 года завод №24 был награжден орденом Красного Знамени. За период Великой Отечественной войны орденов и медалей были удостоены 3 912 фрунзенцев.

Всего за годы войны завод имени Фрунзе выпустил 43 523 двигателя.

Сегодня предприятие продолжает выпускать самые разные двигатели, в том числе для ракетно-космической техники. Теперь предприятие называется ПАО «ОДК-Кузнецов» и располагается на площадках на Безымянке и в поселке Управленческий.

Завод ГПЗ-4

22 июля 1941 года было принято решение об эвакуации из Москвы в Куйбышев 1-го Государственного подшипникового завода. Оборудование начали привозить в наш город 8 сентября. Доставляли его по железной дороге и по Волге на баржах. 

На новом месте производство развернули на территории Линдовского городка. Срок изготовления первой партии подшипников был назначен на 20 ноября. Она составила почти 10 000 штук. Уже 21 ноября 1941 года на танковый завод Челябинска из Куйбышева были отправлены первые 3 000 подшипников для танков Т-34.

Производство быстро набирало обороты: в декабре 1941-го собрали уже 62 000 изделий, а к концу 1942-го полностью обеспечивали оборонные предприятия страны не только танковыми, но и авиационными подшипниками. Всего за военные годы на заводе было выпущено около 50 млн единиц продукции.

Сегодня ГПЗ-4 на промышленной карте города уже нет, материалы о нем переданы в музейные собрания и архивы.

Завод имени Масленникова 

На параде 7 ноября 1941 года в Куйбышеве вслед за военными расчетами и техникой пошли колонны заводчан. Тех, кто вступил на героическую трудовую вахту, обеспечивая фронт самолетами, двигателями, пулеметами, боеприпасами. В колоннах шли и посланцы завода имени Масленникова — предприятия, которое было построено в Самаре в 1911 году как трубочный завод для выпуска взрывателей к артиллерийским снарядам. 

В июне 1941-го его перевели на казарменное положение. После выпуска в 1920-е и 1930-е годы гражданской продукции в цехах вновь вернулись к военной номенклатуре. На станках, где еще недавно обрабатывали детали для доильных аппаратов и часов, начали точить мины, изготавливать взрыватели для снарядов и авиабомб. При этом завод выпускал в несколько раз больше продукции, чем до войны. 

С первых же месяцев Великой Отечественной предприятие начало осваивать выпуск боеприпасов для всех родов войск, а вскоре и снарядов для знаменитых «катюш». В нашей области создавался мощнейший куст боеприпасных промплощадок. До 30% всех артиллерийских снарядов для Красной армии в годы войны изготавливали в Куйбышеве и Чапаевске. И немалую их часть — на заводе имени Масленникова. Что касается снарядов для «катюш», их выпуск наш завод освоил первым.

Пронзительные воспоминания о том времени оставил ветеран завода имени Масленникова Вениамин Масалев, чей трудовой стаж на предприятии составил 60 лет. В мае 1941 года он окончил семь классов школы №58. В 14 лет пошел в ремесленное училище. Туда пришло человек 300 мальчишек и девчонок. Подростки изготавливали осколочные противопехотные мины калибра 82 мм со стабилизаторами. Работали по 12 часов: с восьми утра до восьми вечера или с восьми вечера до восьми утра. Корпуса мин привозили с уральских заводов, подростки нарезали резьбу, а также освоили 12 операций на стабилизаторах. 

Горожане старшего поколения наверняка еще помнят железнодорожную ветку, которая шла по нынешним улицам Ново-Садовой и Соколова, заходя на заводскую территорию. По ней на завод имени Масленникова и поступали эшелоны с заготовками для мин, со стреляными гильзами, которые отправляли на переплавку в 1-й металлургический цех.

Сегодня завода имени Масленникова на промышленной карте города уже нет, материалы о нем переданы в музейные собрания и архивы.

Завод имени Тарасова

В начале 1932 года в Самаре развернулось строительство карбюраторно-арматурного завода. Впервые в истории страны такой завод был спроектирован самостоятельно Государственным институтом «Гипроавтопром». Для создаваемой в то время отечественной автомобильной промышленности нужны были свои карбюраторы, а не купленные за рубежом за валюту.

22 июня 1941 года завод первым в Куйбышеве перешел на военное положение и сразу начал работать для нужд фронта. В первые месяцы Великой Отечественной, несмотря на то, что более 40% его работников ушли защищать Родину, предприятие в кратчайшие сроки освоило выпуск электрооборудования для танков и армейских автомобилей, комплектующих деталей для оборонных предприятий страны.  

К куйбышевской производственной базе присоединили эвакуированных специалистов и оборудование Ленинградского карбюраторного завода и Московского завода автотракторного электрооборудования. 23 октября 1942 года распоряжением Совета народных комиссаров три предприятия были объединены и стали именоваться «Куйбышевский завод автотракторного электрооборудования и карбюраторов». 

28 октября 1944 года за образцовое выполнение заказов для фронта, танковой и автомобильной промышленности завод наградили орденом Ленина. 

Сегодня часть подразделений завода автотракторного электрооборудования имени Тарасова продолжает работать для нужд автомобильной промышленности.

Завод «Салют»

Постановлением Государственного комитета обороны страны от 25 декабря 1941 года в Куйбышеве на площадке бывшего Центрального механического завода был образован мехзавод Наркомата авиационной промышленности на базе профильных эвакуированных предприятий — Подольского, Ижорского, Таганрогского и Сталинградского. Здесь началось производство бронекорпусов для самолетов. 

Заготовительный цех в смену перерабатывал 100 тонн металла. С июня 1942 года заводчане выдавали не менее 33 корпусов в сутки. Броневые детали были не только мелкие, но и крупногабаритные, по 80 и 100 кг, очень сложные в исполнении. Для их изготовления термические печи нагревались до 980 градусов, три человека длинными клещами брали раскаленную трехметровую деталь и, чтобы та не остыла, бежали к 800-тонному прессу. Горячее отпрессованное изделие опускали в закалочную ванну. За смену делали 350-400 таких деталей.
В общей сложности в годы Великой Отечественной войны было изготовлено около 20 000 бронекорпусов на «летающие танки» — самолеты Ил-2, а также необходимое количество деталей бронезащиты для восьми модификаций самолетов.

Сегодня завод «Салют» продолжает работать на площадке поселка Мехзавод.

Толерубероидный завод

История трудового подвига Куйбышева в период Великой Отечественной войны создавалась не только крупными оборонными заводами, эвакуированными из западных областей страны, но и небольшими местными предприятиями. 

Одним из них был толерубероидный завод. Его продукция хоть и носила по большей части мирный характер, была остро востребована. Она использовалась в восстановлении народного хозяйства областей, которые одна за другой освобождались от вражеского нашествия. Например, в 1943 году семь вагонов кровельных материалов было отправлено в помощь восстановлению Смоленщины. 

Но были изделия и сугубо военные, для фронта. Все годы войны в цехах Куйбышевского толерубероидного завода изготавливались коробки для упаковки боеприпасов, в первую очередь противопехотных мин. А запущенный в эксплуатацию цех бумажного литья огромными объемами выпускал посуду, в том числе миски для бойцов Красной Армии. 

Сегодня предприятие продолжает работать, постоянно расширяет номенклатуру изделий. Его нынешнее название — АО «Мягкая кровля».

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

С февраля по декабрь 1894 года в газете работал писатель Евгений Чириков. Здесь он печатал свои небольшие рассказы, фельетоны и «Очерки русской жизни» за подписью Е. Валин.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк. С 1894 года в «Самарской газете» начинает работать Николай Ашешков, известный своими народническими взглядами. На страницах издания появляются серьезные экономические статьи. К этому времени относится начало творческого пути Александра Смирнова. Он пишет литературно-критические материалы, театральные рецензии, выступает и как поэт, работает над очерками по истории Самарского края.

Комментарии

1 комментарий

Аноним

помогло

22.12.2021 в 22:03

Комментарий появится после модерации