12.09.2021
Со строительством железнодорожного моста через Волгу связана судьба еще одного города нашей губернии — Октябрьска. Он был образован из нескольких старинных поселений. Октябрьск протягивается почти на 30 километров вдоль южных склонов Приволжской возвышенности. И хотя статус города он получил сравнительно недавно, в 1956 году, история его насчитывает много веков.
В давние времена, как свидетельствуют раскопки, здесь располагалась булгарская крепость. В 1684 году на ее месте было основано городище — опорный пункт Сызранской засечной черты. Перед гарнизоном стояла задача защищать территории от набегов кочевников-ногайцев из Заволжья. По сохранившимся документам, в слободе имелось 68 дворов, в них проживало 300 душ. Владельцем городища был Полуэкт Белозерцев. В 1695 году он продал его Вознесенскому девичьему монастырю. Слобода стала называться селом Вознесенским. Монастырь развивал садоводство, обучал местных жителей ткацкому и швейному ремеслам.
В дальнейшем село обрело новое название — Костычи. Оно произошло по названию рабочей одежды для крестьян, которую шили слобожане. Монастырь владел еще и так называемыми «рыбными дворами» — плотами для приема и разделки волжской рыбы.
К 1704 году официальные документы относят первое упоминание о селе Батраки. Его жители обслуживали волжский перевоз, обеспечивали переправу на другой берег товаров и скота, идущих по гужевому тракту с Урала в Москву. В конце XVIII века Батраки и Костычи входили в состав Сызранского уезда Симбирской губернии. Торговые караваны, следующие через перевоз, начинали торговлю прямо здесь. В Батраках проводились большие ярмарки. Местные товары, в том числе плодовые и овощные культуры, рыба, полотно, одежда, получали широкий сбыт и появлялись даже в Петербурге. С начала XIX столетия Батраки активно развивались как центр перевалки леса, зерна, нефти и нефтепродуктов. В первой половине века грузы перевозили по реке гребными и парусными судами и баржами с конной тягой. В 1846 году на Волге наладили регулярное сообщение, западнее Костычей появилась новая пристань. Речные пароходства строили вокруг нее склады, а их служащие — жилые дома. Так в начале 60-х годов появился третий поселок на территории современного Октябрьска — Батраки-Пристань.
Во второй половине ХIХ века в России началось бурное строительство железных дорог. В октябре 1874 года вводится в эксплуатацию Моршано- Сызранская линия. 12 октября первый поезд прибыл на ее конечный пункт — станцию Батраки. В январе 1877 года открывается Оренбургская железная дорога, которая проходит через Самару. Начало она берет на станции Батраки. В это же время строится участок железной дороги Сызрань — Батраки. Открытие Оренбургской линии было величайшим событием в истории России, поскольку появился удобный путь для грузового сообщения с Азией.
Моста через Волгу тогда не было. Пассажиров и грузы летом переправляли на пароходах, а зимой в экипажах Общества Оренбургской железной дороги по установленным на льду рельсам или в санях. Мост через Волгу был крайне необходим. Местом его строительства выбрали участок в 10 км восточнее Батраков.
Проект моста разработал выдающийся русский инженер, профессор Петербургского института путей сообщения Николай Белелюбский. Строительные работы были начаты в июле 1875 года под руководством полковника Аманд Струве. Но в ноябре он отказался от проекта, так как одновременно возводил мост на Неве. Все остальное время строительством руководил инженер Константин Михайловский. Из-за стратегической важности объекта работы курировал лично император Александр II. К площадке была проложена железнодорожная ветка для доставки строительных грузов. Часть материалов поступала по реке. В 1876 году появляется поселок Правая Волга.
К возведению моста в качестве рабочей силы были привлечены 2,5 тысячи крестьян Симбирской, Самарской и Оренбургской губерний. Стройка продолжалась четыре года. Металлические пролеты заказывали в Бельгии, материалы приобретали в Санкт-Петербурге и Москве. На площадку было доставлено 575,3 тыс. пудов железа, 715 пудов цемента. Опоры делали из местного жигулевского известняка и гранита, 450 тыс. пудов которого привезли из Финляндии и Рыбинска. Первый кессон (сооружение для работы в воде) был опущен в Волгу 11 августа 1877 года, а уже 30 августа 1880 года в весьма торжественной обстановке мост был открыт.
Во все времена Александровский мост имел огромное стратегическое и экономическое значение для страны. В период Великой Отечественной войны фашисты стремились его разбомбить. С апреля 1942 по июль 1944 года на станции Батраки боевую задачу по обороне моста выполнял 767-й зенитно-артиллерийский полк. В подразделении служило много девушек-добровольцев, призванных из Куйбышевской области, которым было чуть больше 18 лет. При ведении борьбы с авиацией противника личный состав полка поражал своей смелостью, силой и выносливостью. Благодаря подвигу зенитчиц врагу так и не удалось нанести вред мосту и прорваться к Куйбышеву.
Джеймс Ридли «Записки о поездке в Россию: Урал и Зауралье в 1897 году»:
«Из Москвы до Батраков мы добирались при температуре 78 градусов по Фаренгейту (25,6 градуса по Цельсию — прим. ред.). Крестьянские семьи в этих местах многодетные и многочисленные, явно зажиточнее западноевропейских. Утром нам повстречались несколько парусников, в каждом из них сидели 40-50 мужчин, женщин и детей, которые в этот воскресный день ехали на рынок или в церковь. Нарядные, они представляли собой красивое и увлекательное зрелище. Также следует отметить огромные грузовые баржи со множеством людей, которые по три-шесть сразу тащит мощный паровой буксир».
Страничка истории
«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.
В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.
С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.
На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.
Исторические версии
Исторические версии
Комментарии
0 комментариев