Железная дорога как локомотив развития региона. Как станции становились городами. Часть 3

05.09.2021

1839

Автор:

Железная дорога как локомотив развития региона. Как станции становились городами. Часть 3

Дошедшая до Самары в 1885 году железная дорога во многом способствовала становлению губернии. Прежде перевозки хлеба, сала, кож, рыбы осуществлялись по Волге и гужевым транспортом. Инженерная новинка постепенно связала Самару с Южным Уралом, а затем с Сибирью и Дальним Востоком. Так наш город вошел в число крупнейших транспортных узлов Российской империи. Это третья часть материала. С первой можно ознакомиться тут, а со второй — тут.

Пороховой завод

История города Чапаевска также связана с железной дорогой. Ее близость повлияла на решение царского правительства в 1909 году построить в этих местах пороховой завод. Возводить корпуса начали между селами Титовка и Губашево, протянувшимися вдоль железнодорожных путей. Транспорт был жизненно необходим для подвоза сырья и отправки продукции в военные части. 

Корпуса нового предприятия решили разместить на землях бывшего 24-го Тепловского имения Крестьянского поземельного банка. Он был основан для выкупа у помещиков принадлежащих им угодий и продажи их крестьянам. Однако земли в районе будущего Чапаевска числились в банковском реестре как непригодные для хлебопашества, бросовые. 

Строительство возглавил генерал-майор Владимир Иващенко. Он прибыл на место 30 июля 1909 года из Петербурга по приказу великого князя Сергея Михайловича. Впоследствии здесь был воздвигнут храм во имя его святого покровителя Сергия Радонежского. Отсюда и название завода — Сергиевский. Это было первое в России предприятие по производству новых в то время взрывчатых веществ тротила и тетрила. 

15 сентября 1911 года открылась первая очередь завода. Этот день считается также датой основания одноименного рабочего поселка. Одновременно на Самаро-Златоустовской железной дороге появился разъезд, названный по имени руководителя строительных работ — Иващенково.

Железная дорога как локомотив развития региона. Как станции становились городами. Часть 3

Служба дворянина Иващенко

Владимир Иващенко родился 29 ноября 1857 года в Черниговской губернии. В алфавитном списке местных дворянских родов Иващенко были записаны как представители военного дворянства. Владимир получил образование в Первой Санкт-Петербургской военной гимназии. Затем поступил юнкером в Первое военное Павловское училище, позже в том же звании его перевели в Михайловское артиллерийское училище. В октябре 1880 года после успешной сдачи экзаменов Иващенко был прикомандирован к Михайловской артиллерийской академии для прохождения курса наук. Учебное заведение он окончил по первому разряду. 22 апреля 1884 года высочайшим приказом императора Александра III Иващенко направлен на Охтинский пороховой завод «с зачислением по полевой пешей артиллерии». В ноябре 1886-го его перевели на Михайловский Шосткинский пороховой завод. В августе 1903 года Иващенко стал помощником начальника Охтинского завода взрывчатых веществ. В марте 1909-го его произвели в генерал-майоры. А еще через месяц он был назначен председателем хозяйственной комиссии по постройке нового завода в Самарской губернии. После создания предприятия и рабочего поселка, в котором все вопросы он решал самолично, в 1915 году Владимир Порфирьевич был произведен в генерал-лейтенанты «с увольнением за болезнью со службы, с мундиром и пенсией». Его семья возвратилась в Черниговскую губернию. Однако в начале 30-х Иващенко из-за дворянского происхождения выслали в Воркуту, где он и скончался в возрасте 75 лет.

Железная дорога как локомотив развития региона. Как станции становились городами. Часть 3

Пять крупнейших взрывов 

Заводы Иващенково внесли существенный вклад в снабжение российской армии боеприпасами. По первоначальному заданию предприятие должно было выпускать в год 25-30 тысяч пудов тротила (410-440 тонн) и 2000 пудов тетрила (33 тонны). Однако вскоре выяснилось, что это количество взрывчатки не отвечает растущим потребностям русской армии. К 1913-му задание по тротилу для самарского завода было доведено до 60 тысяч пудов в год, а с началом Первой мировой войны — до 190 тысяч пудов.

Железная дорога как локомотив развития региона. Как станции становились городами. Часть 3

 Во время революции местные рабочие активно включились в политическую борьбу. Многие в годы гражданской войны вступили в знаменитую Чапаевскую дивизию. В декабре 1918 года рабочий поселок Иващенково был переименован в Троцк в честь тогдашнего военного наркома Льва Троцкого. В 1927-м населенный пункт получил статус города. А в 1929-м в связи с объявлением наркома врагом народа был переименован по просьбе ветеранов-чапаевцев в Чапаевск.

 В конце 1930-х здесь при содействии немецкого концерна Hugo Stolzenberg был построен завод по производству химического оружия. Во время Великой Отечественной войны работники чапаевских предприятий своим здоровьем и своими жизнями платили за выполнение и перевыполнение плана. За эти годы из-за бесперебойной работы оборудования, усталости людей, а также пренебрежения правилами безопасности, произошло пять крупнейших взрывов. В результате них погибло более 100 человек. Это были инженеры, рабочие и пожарные, стремившиеся во что бы то ни стало сохранить производство. Ныне Чапаевск заслуженно носит звание Города Трудовой Славы.  

Железная дорога как локомотив развития региона. Как станции становились городами. Часть 3

Цена Победы

За время Великой Отечественной на чапаевских предприятиях случилось 14 аварий, 69 пожаров и 18 взрывов, а в послевоенный период — 26 таких инцидентов. Начиная с 1940 года в этих происшествиях пострадало свыше 560 человек, 175 из них погибли.

В годы Великой Отечественной войны из города ушли на фронт более 18 тысяч человек. 10 сентября 1942 года в Чапаевске была сформирована 153-я стрелковая дивизия, в январе 1943 года ставшая 57-й гвардейской стрелковой дивизией. Подразделение прошло боевой путь от Дона до Берлина. На фронтах борьбы с нацизмом погибли, по неполным данным, 3 500 жителей города. В числе награжденных чапаевцев — шесть Героев Советского Союза.

Железная дорога как локомотив развития региона. Как станции становились городами. Часть 3

Страничка истории

Граф Лев Николаевич Толстой для своих современников был совестью эпохи. Не были безразличны к жизни, литературному творчеству и общественной деятельности Толстого и самарцы. Городские газеты публиковали перепечатки статей о нем из российских изданий.

Писали свои заметки о писателе и местные журналисты. «Самарская газета» систематически размещала материалы о нем, почти одновременно со столичными изданиями публиковала текст романа «Воскресение» и дала подборку суждений зарубежных критиков. А в сентябре 1900 года в ней было напечатано стихотворение местной поэтессы Елены Буланиной, посвященное этому произведению.

Такое внимание часто вызывало недовольство властей. Самарский губернатор в марте 1902 года жаловался в Главное управление по делам печати на редакцию «Самарской газеты» — дескать, имя графа Толстого мелькает на ее страницах почти ежедневно.

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть последняя

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации