Железная дорога как локомотив развития региона. Как станции становились городами. Часть 2

29.08.2021

1993

Автор:

Железная дорога как локомотив развития региона. Как станции становились городами. Часть 2

Дошедшая до Самары в 1885 году железная дорога во многом способствовала становлению губернии. Прежде перевозки хлеба, сала, рыбы осуществлялись по Волге и гужевым транспортом. Инженерная новинка постепенно связала Самару с Южным Уралом, а затем с Сибирью и Дальним Востоком. Так наш город вошел в число крупнейших транспортных узлов Российской империи. Это вторая часть материала. С первой можно ознакомиться тут.

Станция со странным названием

Строительство железной дороги Самара — Уфа привело к появлению новых населенных пунктов на карте нашей губернии. Так, 8 сентября 1888 года была открыта станция III класса с необычным названием Похвистнево. Дело в том, что она получила свое имя от помещиков, по землям которых прошла железная дорога, — так же как и Кинель, изначально — Чарыковская. 

Первое поселение, стоявшее поблизости от станции, носило название Кутлугушево. По преданию, его основал выходец из казанских татар Кутлугуш. В XVIII веке деревню и окрестные земли передали дворянину Похвисневу. Прибыв сюда со своими крепостными, он вытеснил татарское население в Али-аул, а деревню переименовал в Никольское. Вначале в ней было всего семь крестьянских дворов. Впоследствии Никольское по имени нового владельца стало называться Похвиснево. После столыпинской реформы из деревни выделились Ново-Похвиснево (Ново-Никольское) и Старо-Похвиснево. Проживающие тут чуваши до сих пор говорят об этом месте: Старо-Похвиснево-Кутлугушево. Позднее в названии деревни, видимо по прихоти какого-то чиновника, появилась буква «т» — Похвистнево. Корень слова «Похвист, Позвизд» — это имя бога северного ветра, непогоды у западных славян. Он изображался то суровым стариком, то романтическим юношей. И фамилия Похвиснев — западнославянская. Предки владельца Никольского были родом из Польши.

Железная дорога как локомотив развития региона. Как станции становились городами. Часть 2

Дворяне Похвисневы

Первый из дворян Похвисневых приехал в Россию из Польши в 1505 году по приглашению Великого князя Василия Ивановича. Звали его Панфил, в крещении он получил имя Иоанн. У него было два сына — Юрий и Семен, от которых и стал разрастаться род. Приближенные к царственным особам, Похвисневы отличались на военной службе. Так, праправнук Юрия — Василий Михайлович — был стольником. За службу во время войны с Турцией и крымским ханом в 1685 году был пожалован от царя Иоанна грамотой на вотчины в Брянском уезде. Особо прославился его внук Михаил. Он служил в Измайловском полку и принимал активное участие в перевороте при воцарении императрицы Екатерины II, за что был награжден званием действительного камергера. В 1768 году Михаил Похвиснев стал сенатором. Однако один из потомков древнего рода подвел своих предков — честных царских служак. Коллежский секретарь Дмитрий Похвиснев был признан неблагонадежным. В 1862 году дворянин привлекался к дознанию в городе Зарайске за принадлежность к политическому кружку. Он обвинялся в сочувствии государственным преступникам и эмигрантам, в хранении запрещенных сочинений. Удивительно, но именно его биография позволила сохранить старинное название станции и выросшего вокруг нее города. В советское время как только не хотели назвать его: Козловск (в честь Героя Советского Союза), Губкин (в честь ученого-геолога, предсказавшего наличие месторождений нефти в Поволжье), Зеленоград. Но из столицы пришел ответ: «Оставить все как есть, так как Похвистнев был революционером». 

Железная дорога как локомотив развития региона. Как станции становились городами. Часть 2
Железная дорога как локомотив развития региона. Как станции становились городами. Часть 2

Грамотность и культура

Жившие на землях Похвисневых представители коренных народностей с трудом поддавались миссионерству и, принимая христианство, долгое время сохраняли языческие традиции. Железная дорога принесла культуру и в эту труднодоступную местность. Постепенно здесь стала распространяться грамотность. В 1896 году в Старо-Похвисневе открылась первая начальная школа. В 1898-м здесь начала работать железнодорожная школа Министерства путей сообщения. В 1911 году в Ново-Никольском учитель Борисоглебский стал обучать детей в отстроенной земской школе. 

К концу XIX столетия началась частная застройка к югу от станции. Появилась паровая мельница купца Гурьянова, возник поселок железнодорожников с населением около 250 человек. Он еще больше разросся в советские годы. 6 декабря 1929 года вышло постановление ВЦИК «Об образовании в Бугурусланском округе Средне-Волжского края национального чувашского Похвистневского района с центром на станции Похвистнево».

Железная дорога как локомотив развития региона. Как станции становились городами. Часть 2

Города-братья

В годы Великой Отечественной войны Похвистнево не только обеспечивало транзит военных и промышленных грузов. В окрестностях началась разработка месторождений нефти и газа. Последовало бурное промышленное развитие бывшего поселка железнодорожников. Бакинцы, которые вели разработку месторождений, назвали нефтедобывающий трест «Кинельнефть» по имени реки. В память о трудовом подвиге азербайджанцев центральная улица города стала Бакинской. В августе 1947 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселок Похвистнево был преобразован в город. 

Продолжение следует.

В статьях использованы работы историков и краеведов Самарской области.

В ходе строительства Самаро-Златоустовской железной дороги на 150-й версте от Самары открылась станция III класса, которая получила название Похвистнево. Здесь имелись пассажирская платформа, пять жилых домов, водоемное здание. В одном из зданий был устроен приемный покой. Первый рейс пассажирского поезда сообщением Самара — Уфа состоялся 9 сентября 1888 года. Через станцию Похвистнево в тот день он проследовал в 19 часов 30 минут со скоростью 25 километров в час. 

В 1905 году был возведен похвистневский вокзал. Его многократно перестраивали, но в итоге внешний облик здания сохранился почти в первозданном виде. Станция Похвистнево и все станционные постройки являются памятниками архитектуры.

Страничка истории

Граф Лев Николаевич Толстой для своих современников был совестью эпохи. Не были безразличны к жизни, литературному творчеству и общественной деятельности Толстого и самарцы. Городские газеты публиковали перепечатки статей о нем из российских изданий.

Писали свои заметки о писателе и местные журналисты. «Самарская газета» систематически размещала материалы о нем, почти одновременно со столичными изданиями публиковала текст романа «Воскресение» и дала подборку суждений зарубежных критиков. А в сентябре 1900 года в ней было напечатано стихотворение местной поэтессы Елены Буланиной, посвященное этому произведению.

Такое внимание часто вызывало недовольство властей. Самарский губернатор в марте 1902 года жаловался в Главное управление по делам печати на редакцию «Самарской газеты» — дескать, имя графа Толстого мелькает на ее страницах почти ежедневно.

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 1

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации