Железная дорога как локомотив развития региона. Как станции становились городами

22.08.2021

1034

Автор:

Дошедшая до Самары в 1885 году железная дорога во многом способствовала становлению губернии. Прежде перевозки хлеба, сала, кож, рыбы осуществлялись по Волге и гужевым транспортом. Инженерная новинка постепенно связала Самару с Южным Уралом, а затем с Сибирью и Дальним Востоком. Так наш город вошел в число крупнейших транспортных узлов Российской империи. 

На строительство железной дороги хлынула масса квалифицированных мастеров, рабочих, инженеров. Они превращали бывшие господские имения в станции. А те, в свою очередь, быстро разрастались до размеров рабочих поселков, становясь с течением времени малыми городами. Мы, жители областной столицы, не так много знаем об их истории. Давайте восполним этот пробел.   

Студенец-Кинель

Изначально проходившая через наш город дорога носила название Самаро-Уфимская. Она строилась по инициативе крупных промышленников и купцов, стремившихся соединить центр страны с ее окраинами и привести поезда к большой транспортной артерии — Волге. Для покрытия страны сетью железных дорог образовывались акционерные общества. Однако самарская часть строилась за счет государственной казны ввиду ее важности для всего проекта. Работы были начаты в 1885 году. Движение из Самары в Уфу открылось в сентябре 1888-го. Затем ветку повели до Златоуста. Она была сдана в сентябре 1890 года. И наконец в 1892-м Самара соединилась с Челябинском. 

Магистраль служила связующим звеном между Поволжьем и Южным Уралом. До 1906 года она была единственным рельсовым путем, соединявшим европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. 

В 1877-м на участке Самара-Оренбург возникла станция Кинель. Прежде в этом районе, на землях дворян Чарыковых, находился поселок Студенец. Он был основан в 1837-м. А до 20-х годов XIX века богатейшая земля на реке Большой Кинель и вовсе пустовала. Сначала в Студенце поселилось всего 18 семей удельных крестьян. Им было где вести хозяйство — рядом река, разнообразная почва, обилие пастбищ, озера, богатые рыбой и водоплавающей птицей. Была возможность и подработать на почтовой станции. Здесь проходил тракт, соединяющий Самару с Оренбургом, по которому скакали гонцы с эстафетами, ездили дилижансы. И все же эта местность так и оставалась бы сельскохозяйственной, если бы не железнодорожное строительство.

Друзья Гарина-Михайловского

Фамилия Чарыковых принадлежала к старинному дворянскому роду. За храбрость, проявленную в боях, царь Алексей Михайлович пожаловал его основателю Степану Самуйлову поместья в Поволжье. До 1917 года Чарыковы владели имением в 4325 десятин, расположенном при селе Богдановка Кинельского района. Наиболее видными представителями этой фамилии были Валерий Иванович Чарыков и его сын Николай Валерьевич. Отец семейства служил на  Кавказе,  участвовал  во  многих  военных  операциях. В 1864-1865 годах избирался Самарским уездным предводителем дворянства и почетным мировым судьей. Он много путешествовал по России и за границей, вел дневники, делал путевые заметки. Валерий Иванович — автор интереснейшего краеведческого труда «Список господ дворян, владеющих землею в Самарской губернии». Занимался он и благотворительной деятельностью. Его сын окончил престижный Демидовский лицей. В родословную книгу Самарского дворянства Николай Валерьевич был включен в 1856 году. Он стал известным дипломатом, был российским послом в Германии, Болгарии и Турции, товарищем министра иностранных дел. Являлся почетным мировым судьей Самарского уезда, активным членом-учредителем губернской ученой архивной комиссии. В Центральном государственном архиве Самарской области хранится его переписка с Николаем Гариным-Михайловским, который, будучи инженером, активно участвовал в строительстве железной дороги. Вероятно, в письмах обсуждались детали прокладки путей по землям Чарыковых. Впрочем, эти документы еще ждут своих исследователей. 

От почтовой станции до города

12 августа 1875 года в нашем городе впервые раздался гудок локомотива. И железнодорожная линия Оренбург — Самара была принята в эксплуатацию. Официальное ее открытие состоялось 1 января 1877 года. Именно в этот день небольшой поселок стал именоваться железнодорожной станцией Кинель. С 1888-го она стала узловой. По мнению краеведов, еще в 1877 году станция называлась Чарыковская. Но в 1895-м она слилась воедино с растущим поблизости селом, и стала именоваться Кинель. Бурным было развитие в годы советской власти. Огромную роль кинельские железнодорожники сыграли во время Великой Отечественной войны. Указом Президиума Верховного Совета от 16 марта 1944 года поселок был переименован в город районного подчинения Кинель.

Продолжение следует.

По переписи 1897 года в Кинеле было 1700 жителей. К 1910-му, после образования Самарского сельскохозяйственного училища (1903) численность населения заметно выросла и составила 3013 человек. К 1916 году Кинель стал станцией 1 класса и был отнесен к крупнейшим в России.  Перед войной, в 1939-м, здесь проживало 17 160 человек.

Виталий Добрусин, журналист и краевед:

— При обсуждении вопроса о том, чтобы превратить Куйбышев в запасную столицу, несомненно, большую роль сыграло и наличие неподалеку такого крупного железнодорожного узла, как Кинель. В ту пору составы с Урала, Сибири, Дальнего Востока день и ночь шли через эту станцию на фронт. А с запада прибывали поезда с беженцами и оборудованием эвакуированных заводов. Движение было такой интенсивности, что отказывали семафоры. Тогда перешли на живую блокировку: вдоль путей круглосуточно стояли железнодорожники. А ведь это были в основном женщины и подростки! Фонарями и флажками они показывали машинистам какой участок пути свободен. Риск оказаться под колесами был для них очень велик. Об этом подвиге жителей Кинеля нельзя забывать.  


Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации