Железная дорога как локомотив развития региона. Как станции становились городами

22.08.2021

1795

Автор:

Железная дорога как локомотив развития региона. Как станции становились городами

Дошедшая до Самары в 1885 году железная дорога во многом способствовала становлению губернии. Прежде перевозки хлеба, сала, кож, рыбы осуществлялись по Волге и гужевым транспортом. Инженерная новинка постепенно связала Самару с Южным Уралом, а затем с Сибирью и Дальним Востоком. Так наш город вошел в число крупнейших транспортных узлов Российской империи. 

На строительство железной дороги хлынула масса квалифицированных мастеров, рабочих, инженеров. Они превращали бывшие господские имения в станции. А те, в свою очередь, быстро разрастались до размеров рабочих поселков, становясь с течением времени малыми городами. Мы, жители областной столицы, не так много знаем об их истории. Давайте восполним этот пробел.   

Студенец-Кинель

Изначально проходившая через наш город дорога носила название Самаро-Уфимская. Она строилась по инициативе крупных промышленников и купцов, стремившихся соединить центр страны с ее окраинами и привести поезда к большой транспортной артерии — Волге. Для покрытия страны сетью железных дорог образовывались акционерные общества. Однако самарская часть строилась за счет государственной казны ввиду ее важности для всего проекта. Работы были начаты в 1885 году. Движение из Самары в Уфу открылось в сентябре 1888-го. Затем ветку повели до Златоуста. Она была сдана в сентябре 1890 года. И наконец в 1892-м Самара соединилась с Челябинском. 

Железная дорога как локомотив развития региона. Как станции становились городами

Магистраль служила связующим звеном между Поволжьем и Южным Уралом. До 1906 года она была единственным рельсовым путем, соединявшим европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. 

В 1877-м на участке Самара-Оренбург возникла станция Кинель. Прежде в этом районе, на землях дворян Чарыковых, находился поселок Студенец. Он был основан в 1837-м. А до 20-х годов XIX века богатейшая земля на реке Большой Кинель и вовсе пустовала. Сначала в Студенце поселилось всего 18 семей удельных крестьян. Им было где вести хозяйство — рядом река, разнообразная почва, обилие пастбищ, озера, богатые рыбой и водоплавающей птицей. Была возможность и подработать на почтовой станции. Здесь проходил тракт, соединяющий Самару с Оренбургом, по которому скакали гонцы с эстафетами, ездили дилижансы. И все же эта местность так и оставалась бы сельскохозяйственной, если бы не железнодорожное строительство.

Железная дорога как локомотив развития региона. Как станции становились городами
Железная дорога как локомотив развития региона. Как станции становились городами

Друзья Гарина-Михайловского

Фамилия Чарыковых принадлежала к старинному дворянскому роду. За храбрость, проявленную в боях, царь Алексей Михайлович пожаловал его основателю Степану Самуйлову поместья в Поволжье. До 1917 года Чарыковы владели имением в 4325 десятин, расположенном при селе Богдановка Кинельского района. Наиболее видными представителями этой фамилии были Валерий Иванович Чарыков и его сын Николай Валерьевич. Отец семейства служил на  Кавказе,  участвовал  во  многих  военных  операциях. В 1864-1865 годах избирался Самарским уездным предводителем дворянства и почетным мировым судьей. Он много путешествовал по России и за границей, вел дневники, делал путевые заметки. Валерий Иванович — автор интереснейшего краеведческого труда «Список господ дворян, владеющих землею в Самарской губернии». Занимался он и благотворительной деятельностью. Его сын окончил престижный Демидовский лицей. В родословную книгу Самарского дворянства Николай Валерьевич был включен в 1856 году. Он стал известным дипломатом, был российским послом в Германии, Болгарии и Турции, товарищем министра иностранных дел. Являлся почетным мировым судьей Самарского уезда, активным членом-учредителем губернской ученой архивной комиссии. В Центральном государственном архиве Самарской области хранится его переписка с Николаем Гариным-Михайловским, который, будучи инженером, активно участвовал в строительстве железной дороги. Вероятно, в письмах обсуждались детали прокладки путей по землям Чарыковых. Впрочем, эти документы еще ждут своих исследователей. 

Железная дорога как локомотив развития региона. Как станции становились городами

От почтовой станции до города

12 августа 1875 года в нашем городе впервые раздался гудок локомотива. И железнодорожная линия Оренбург — Самара была принята в эксплуатацию. Официальное ее открытие состоялось 1 января 1877 года. Именно в этот день небольшой поселок стал именоваться железнодорожной станцией Кинель. С 1888-го она стала узловой. По мнению краеведов, еще в 1877 году станция называлась Чарыковская. Но в 1895-м она слилась воедино с растущим поблизости селом, и стала именоваться Кинель. Бурным было развитие в годы советской власти. Огромную роль кинельские железнодорожники сыграли во время Великой Отечественной войны. Указом Президиума Верховного Совета от 16 марта 1944 года поселок был переименован в город районного подчинения Кинель.

Железная дорога как локомотив развития региона. Как станции становились городами
Железная дорога как локомотив развития региона. Как станции становились городами

Продолжение следует.

Железная дорога как локомотив развития региона. Как станции становились городами

По переписи 1897 года в Кинеле было 1700 жителей. К 1910-му, после образования Самарского сельскохозяйственного училища (1903) численность населения заметно выросла и составила 3013 человек. К 1916 году Кинель стал станцией 1 класса и был отнесен к крупнейшим в России.  Перед войной, в 1939-м, здесь проживало 17 160 человек.

Виталий Добрусин, журналист и краевед:

— При обсуждении вопроса о том, чтобы превратить Куйбышев в запасную столицу, несомненно, большую роль сыграло и наличие неподалеку такого крупного железнодорожного узла, как Кинель. В ту пору составы с Урала, Сибири, Дальнего Востока день и ночь шли через эту станцию на фронт. А с запада прибывали поезда с беженцами и оборудованием эвакуированных заводов. Движение было такой интенсивности, что отказывали семафоры. Тогда перешли на живую блокировку: вдоль путей круглосуточно стояли железнодорожники. А ведь это были в основном женщины и подростки! Фонарями и флажками они показывали машинистам какой участок пути свободен. Риск оказаться под колесами был для них очень велик. Об этом подвиге жителей Кинеля нельзя забывать.  

Железная дорога как локомотив развития региона. Как станции становились городами

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации