30.06.2024
Он даже снялся там сам в роли ректора цюрихского университета, выдавшего главному герою диплом врача. До конца жизни этого удивительного человека оставалось всего два года. Помимо сценария фильма и ряда никогда и никем не поставленных пьес он оставил нам большой литературный труд «Пир бессмертных». Подписал его как Д.А. Быстролетов-Толстой. Разведчик называл себя внебрачным сыном графа Александра Толстого, старшего брата писателя Алексея Толстого. Помимо живших в наших краях родственников с Самарой его связывает еще и то, что здесь, в закрытом городе Куйбышеве, после войны нашли убежище двое агентов из «Кембриджской пятерки». Когда они были еще студентами, в их вербовке участвовал Дмитрий Быстролетов.
Все исследователи истории советской разведки в тройку лучших резидентов всегда включают Дмитрия Быстролетова. Он считался лучшим вербовщиком иностранной агентуры. До сих пор сведения, добытые им еще в 1930-х годах, составляют государственную тайну и носят высшую степень секретности. Его авторитет признают и иностранные коллеги. В Международном музее разведки США Быстролетову выделен отдельный стенд.
А вот советских наград у него мало. Самая ценная — боевое оружие с надписью «За беспощадную борьбу с контрреволюцией от Коллегии ОГПУ». В интервью журналистам в 2011 году тогдашний руководитель пресс-бюро Службы внешней разведки РФ Сергей Иванов заявил: «Архивные материалы об оперативной деятельности легендарного советского разведчика Дмитрия Быстролетова никогда не станут достоянием общественности, так как до сих пор содержат данные высочайшей секретности».
Иванов добавил, что, без сомнения, Быстролетов является самой заметной фигурой в славной плеяде разведчиков страны. Он пришел в разведку в начале 1920-х годов и в течение нескольких лет стал одним из лучших сотрудников иностранного отдела ОГПУ. Ему удалось проникнуть в тайны МИДа Великобритании, добыть секретные шифры и коды Австрии, Германии, Италии, иметь высочайший уровень контактов среди иностранных чиновников. Именно поэтому многие архивные документы о деятельности Быстролетова до сих пор являются бесценными для отечественной разведки.
Долгое время о Быстролетове знали только специалисты. И причина не только в том, что его деятельность была засекречена, но и в том, что, вернувшись в Москву после 13 лет безупречной службы за границей, он был арестован. И следующие 18 лет жизни провел в лагерях. А ведь сколько мог сделать этот блестящий разведчик для Родины в годы Второй мировой войны.
Но несмотря ни на что, Дмитрий Быстролетов оставался патриотом, верящим в свой народ. Он сам рассказал о себе после полной реабилитации. Надеялся, что его опыт разведчика послужит примером для других «бойцов невидимого фронта», а для молодого поколения и потомков его жизнь явится ценным свидетельством того, что происходило на самом деле в трудное, но героическое для страны и народа время. Многие мысли этого человека стали пророческими. «Придет время, и жертвам культа личности И.В. Сталина поставят памятник. Пусть мои воспоминания будут щепоткой советской земли в его основании», — писал он. И действительно, сегодня в центре Москвы возвышается целый скульптурный ансамбль — монумент памяти жертвам репрессий. А по запискам разведчика Быстролетова учатся новые сотрудники внешней разведки.
Поскольку долгое время само имя Дмитрия Александровича было засекречено, некоторые биографы до сих пор сомневаются, мог ли он на самом деле быть сыном графа Александра Толстого. Не наводил ли специально «тень на плетень» для конспирации? Но, кажется, сама незаурядная личность этого человека, его литературный талант свидетельствуют в пользу неоднократно повторенных им слов. Как-то в одном из интервью внучка автора трилогии «Хождение по мукам» писательница Татьяна Толстая подтвердила: у всех Толстых необыкновенные гены, делающие их людьми незаурядными, с явной склонностью к литературному труду.
Для Самары вся эта знаменитая семья — люди не чужие. Местный литературный музей расположен в городской усадьбе Бострома, отчима Алеши Толстого. Здесь он рос, учась в гимназии и реальном училище, здесь писала свои рассказы и повести его мама Александра Леонтьевна, урожденная Тургенева.
Отца Алексея Толстого — предводителя губернского дворянства графа Николая Толстого живо описал Гарин-Михайловский в повести «В сутолоке провинциальной жизни» под именем Проскурина. Перед нами возникает портрет красавца-гуляки, человека общительного, хитрого и смелого, бонвивана авантюрного склада, любителя женщин. Эти черты мужа не могли нравиться уравновешенной, умной и увлеченной творчеством Александре Толстой. Она ушла от него к интеллигентному, скромному чиновнику Алексею Бострому. Случился скандал на всю Самару. Пылкий ревнивец Толстой догнал пару, ехавшую в поезде, и стрелял в соперника, ранив его. Возможно, именно незаурядные черты характера деда сыграли положительную роль в жизни разведчика Дмитрия Быстролетова, умевшего быстро находить общий язык с человеком любого круга, имевшего ярко выраженные повадки представителя знати, часто использовавшиеся для добывания нужных сведений у женщин, которых он просто сводил с ума.
К сожалению, самарское общество не поддержало Александру Толстую, лишив ее права видеться со старшими детьми. А их было трое: сыновья Александр и Мстислав и дочь Елизавета. Подобное независимое поведение женщины в те годы было еще в новинку. Всеобщее осуждение матери не могло не повлиять на младшего Алексея. Он мучился своим положением бастарда. И только после смерти отца сумел унаследовать графский титул.
Удивительно похожа история Дмитрия Быстролетова. Его мать была одной из первых российских «эмансипэ»: носила брюки, боролась за права женщин и принципиально родила ребенка вне брака. Отец Дмитрия — Александр Николаевич Толстой, виленский губернатор и санкт-петербургский вице-губернатор, только в 1917 году официально признал внебрачного сына. Но молодой человек носил вожделенный титул графа всего лишь пять месяцев. Случилась революция, и все сословные отличия были отменены.
«Самый потрясающий наш разведчик — это Дмитрий Быстролетов. Его жизнь похожа на авантюрный роман, в котором чего-чего, а приключений хватало».
«Все живое на земле боится смерти, и только один человек в состоянии сознательно победить этот страх. Перешагнув через страх смерти, идейный человек становится бессмертным, в этом его высшая и вечная награда. Смертных на земле — миллиарды, они уходят без следа, для них опасности и тяготы жизни — проклятье, для нас — радость, гордость и торжество! Борьба — это пир бессмертных».
Граф Николай Толстой, дед Быстролетова
Дмитрий Быстролетов с матерью, 1913 год
Александра Бостром с сыном Алексеем
Фотографии: исторические архивы
Исторические версии
Исторические версии
Исторические версии
Комментарии
0 комментариев