Инновации на перспективу. Началось строительство Центра конструкторских разработок и научных исследований

30.06.2021

26810

Автор: Ирина Шабалина

Инновации на перспективу. Началось строительство Центра конструкторских разработок и научных исследований

В поселке Управленческий на территории градообразующего ПАО «ОДК-Кузнецов» впервые за последнее время развернулась большая стройка. Предприятие, как известно, работает над изготовлением не только авиационных и наземных, но и космических двигателей. Этому направлению необходимы эффективные и перспективные решения. На площадке опытного производства как раз и началось строительство Центра конструкторских разработок и научных исследований. 

Как сообщил на торжественной церемонии заливки первого куба бетона в фундамент комплекса управляющий директор ПАО «ОДК-Кузнецов» Алексей Соболев, в новом здании организуют высокотехнологичные рабочие места для 500 инженеров-конструкторов. Они будут вести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию современных двигателей для авиации, космоса и энергетики. Оснащение подразумевается самое новейшее. Строительство планируется завершить до конца 2022 года. Таким образом, на карте Самары появится еще одна звездная точка.

Начало строительства приурочили к 110-летию со дня рождения выдающегося конструктора двигателей Николая Дмитриевича Кузнецова, имя которого носит предприятие, и к 75-летию созданного им ОКБ. Тогда, три четверти века назад, он и его команда начинали новое дело именно здесь, в Управленческом.

— Строительство центра — знаковое событие не только для завода, но и для всего города, — отметил на церемонии первый вице-губернатор Самарской области Виктор Кудряшов. — Управленческий традиционно был средоточием конструкторской мысли в области двигателестроения. Здесь Николай Дмитриевич Кузнецов разработал легендарные моторы для стратегической дальней авиации и знаменитый ракетный НК-33, надежный и мощный, который до сих пор используется для космических пусков. Создание современного научного центра станет новым толчком как для отрасли, так и для развития поселка. Позволит создать более 500 высокотехнологичных рабочих мест, привлечь в этот район Самары новые инвестиции и сохранить на производстве талантливую молодежь. Легендарная школа Кузнецова получит новый вектор развития.

Генеральный конструктор АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» Юрий Шмотин подчеркнул, что новое рабочее пространство позволит эффективнее решать поставленные задачи. Через онлайн-кооперацию с партнерами, взаимодействие специалистов конструкторских служб предприятия, а также с вузами. Предшественники оставили мощный задел, но пришло время для рождения новых инженерных проектов.

Общая площадь трехэтажного здания Центра конструкторских разработок и научных исследований составит 10,5 тысячи кв. м. Его оснастят современными системами инженерного анализа и проектирования. Для эффективной работы специалистов будут созданы системы хранения и обработки данных. 

В Центре организуют современное пространство для коллективной работы — двухуровневый конференц-зал с системой защищенной видео-конференц-связи для проведения обучающих мероприятий, семинаров и работы над совместными проектами с представителями организаций-партнеров. 

В этом году «ОДК-Кузнецов» планирует открыть еще одну точку для продвижения инноваций. Предприятие вошло в число первых 15 российских площадок, получивших поддержку для создания флагманских центров по рационализации «Точка кипения Hi-Tech». Их цель — мотивация работников на продуктивную рационализаторскую деятельность, наращивание производительности труда. Команда создаст программу мероприятий вместе с заводским советом молодежи, вузами и организациями-партнерами. Будут реализовывать общефедеральные образовательные программы, проводить проектно-аналитические и стратегические сессии. Это позволит постоянно обмениваться знаниями, новыми производственными решениями и передовыми технологиями.

Слово ветеранам

На церемонию закладки первого камня в фундамент нового центра пригласили ветеранов предприятия, начинавших работать в ОКБ еще под руководством Кузнецова. Среди них — заслуженный конструктор России Александр Иванов, который сегодня возглавляет отдел ракетных двигателей и криогенной техники. Он поделился воспоминаниями и оценил значимость нового витка развития предприятия:

— В сентябре 1967 года я начал работу над дипломным проектом в ракетном ОКБ-2 моторного завода в поселке Управленческий. Тогда впервые пришлось соединить теоретические знания, полученные в Куйбышевском авиационном институте, с реальной практикой проектирования передовых ракетных двигателей. А с марта следующего года началась моя трудовая деятельность, которая длится и поныне.

Сначала работал в бригаде динамики двигателей под руководством Иосифа Израилевича Мильштейна. В ней решали задачи взаимодействия двигателя НК-15 (затем и НК-33) с ракетоносителем Н1, который предназначался для полетов советских космонавтов на Луну. Интереснейшая была работа, я сразу узнал массу интересного и полезного. Потом меня перевели в отдел турбонасосных агрегатов. Его возглавлял Алексей Иванович Елизаров, прошедший школу проектирования компрессоров авиационных двигателей с немецкими специалистами, работавшими в ОКБ и на заводе с 1946-го по 1953 год. В этом подразделении продолжаю трудиться по сей день, только название его изменилось.

Нельзя сказать, что мы начинали осваивать сложные технические задачи с абсолютного нуля. Во-первых, в ту пору преподаватели КуАИ работали с нами очень плотно, они были глубокими и увлеченными знатоками темы ракетных двигателей. Нас, молодых специалистов, толкал вперед настрой: сегодня знаешь мало — завтра должен знать намного больше. Во-вторых, много информации черпали из открытых иностранных источников, благо что в библиотеку ОКБ поступала западная периодика по аэрокосмической теме. 

Интереснейшие мы решали инженерные задачи, в частности, по отработке надежности шарикоподшипниковых опор ротора турбонасосного агрегата в среде жидкого кислорода, по обеспечению антикавитационных качеств насосов, по диагностике аварийных ситуаций в двигателях НК-33/43 и многие другие. Тогда мы буквально горели в спорах, обсуждениях, в желании докопаться до верного решения. 

Научно-технический потенциал ОКБ был в те годы очень высок благодаря творческой и деловой атмосфере, созданной генеральным конструктором Кузнецовым. Работать здесь было чрезвычайно ответственно и престижно.

Сегодня на смену идет другое поколение. По фундаментальным знаниям молодежь, может быть, не дотягивает до уровня специалистов 60-х — 80-х годов, но зато отлично владеет новыми компьютерными технологиями, методами трехмерного проектирования и конструирования. 

Современному поколению инженеров, конструкторов, испытателей, надеемся, вскоре предстоит работа в новом центре ОКБ, который сегодня заложили. Желаю всем удачи на фронте самарского авиационного и ракетного двигателестроения, честного научно-технического анализа всех ситуаций. Надо всегда копать в глубину. Я сразу это понял, когда пришел работать в ОКБ Кузнецова в 60-х годах. Ведь тогда там продвигали практику и науку настоящие титаны-созидатели. Они и заложили прочную основу для перспективных исследований на многие, многие годы вперед.

Страничка истории

Граф Лев Николаевич Толстой для своих современников был совестью эпохи. Не были безразличны к жизни, литературному творчеству и общественной деятельности Толстого и самарцы. Городские газеты публиковали перепечатки статей о нем из российских изданий.

Писали свои заметки о писателе и местные журналисты. «Самарская газета» систематически размещала материалы о нем, почти одновременно со столичными изданиями публиковала текст романа «Воскресение» и дала подборку суждений зарубежных критиков. А в сентябре 1900 года в ней было напечатано стихотворение местной поэтессы Елены Буланиной, посвященное этому произведению.

Такое внимание часто вызывало недовольство властей. Самарский губернатор в марте 1902 года жаловался в Главное управление по делам печати на редакцию «Самарской газеты» — дескать, имя графа Толстого мелькает на ее страницах почти ежедневно.

Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации