Когда ракета «оживает». Инженер по техническому обслуживанию «Кузнецова» о подготовке к старту

19.04.2021

288

Автор: Татьяна Воробьёва

Этот год особенный для всего мира, ведь человечество празднует 60 лет со дня первого полета в космос. Подвиг Юрия Гагарина был бы невозможен без работы десятков, если не сотен тысяч людей. Особенный этот год и для Самары. Наши предприятия внесли и продолжают вносить огромный вклад в освоение космического пространства.

Среди них ПАО «ОДК – Кузнецов» – один из стратегических клиентов Сбера. На предприятии разрабатывают и испытывают ракетные двигатели. Венец работы огромного коллектива – пуск ракеты-носителя с космодрома. На космическую орбиту РН «Союз» провожают специалисты Сервисного центра предприятия.

Sgpress.ru вместе со Сбером пообщался с инженером по техническому обслуживанию двигателей Андреем Барановым. Он рассказал, как проходит подготовка к старту.

Андрей, сколько времени инженеры Сервисного центра проводят на космодроме, участвуя в подготовке ракеты к старту?

– Стандартный цикл подготовки двигателей в составе ракеты – это примерно три недели. В течение первой проводится испытание двигателей на герметичность. На второй неделе проверяется срабатывание агрегатов автоматики на двигателях. Заканчивается она зачетным комплексом испытаний: включается система управления ракетой и проводится имитация полета.

Третья неделя – пусковая. Подготовка ракеты-носителя ведется уже на стартовом столе. Мы присутствуем при всех работах, контролируем прохождение испытаний и при наличии замечаний устраняем недочеты.

За шесть лет работы в Сервисном центре я успел побывать на всех четырех космодромах, где проводятся запуски «Союзов», – Куру, Восточный, Плесецк и, конечно, Байконур. На Байконуре провел в общей сложности год.

Случались ли ситуации, когда приходилось всерьез поволноваться?

– При одном из пусков в 2016 году у ракеты, готовой к старту, не сработала система зажигания. К счастью, многоступенчатая система контроля своевременно отключила подачу компонентов топлива на устройство, которое их воспламеняет. Пуск отменили. Все технические специалисты, согласно правилам, покинувшие пусковую площадку, вернулись, нашли причину неполадки, переустановили пирозажигательное устройство – и ракета успешно стартовала! Все это происходило глубокой ночью, а пуск в итоге состоялся только поздним вечером следующего дня, т.е. работа продолжалась в течение двух суток в режиме нон-стоп.

Перенос времени пуска – редкое явление?

– Такие ситуации нечасто, но случаются. На пуск ракеты влияет много факторов, в том числе погодные условия. В процессе задействовано много систем, на каком-то этапе подготовки могут возникнуть замечания, в этом случае требуется дополнительное время для проверки и отладки систем.

Вы следите за пуском ракеты с наблюдательного пункта?

– Обязательно. Отделение ступеней видно только при хорошей погоде, поскольку это происходит на очень большой высоте. Например, боковые блоки первой ступени отделяются на высоте около 45 км, в момент отделения визуально образуя «мерцающий крест». Узнать, как проходит полет, нам помогает трансляция запуска на наблюдательном пункте. Мы следим за тем, на какой секунде полета происходит отделение 1 и 2 ступеней, это дает понимание того, как отработали наши двигатели. Всегда присутствует волнение, потому что ответственность большая.

Какое впечатление производит ракета, находящаяся на стартовом столе?

– Сильное, особенно когда она начинает «парить». Дело в том, что при заправке ракеты криогенными продуктами осуществляется дренаж. Выходит газ, в охлажденном состоянии имеющий температуру порядка минус 200 градусов, и ракета начинает «дышать», она как бы «оживает» – это непередаваемо.

Пуск производит совершенно другое, грандиозное впечатление, воодушевляет. Особенно впечатляют ночные пуски. В момент взлета ракеты вокруг становится светло, как днем.

Как повлияла работа в Сервисном центре на вашу жизнь?

– Она позволила приобрести новый профессиональный и жизненный опыт. Благодаря командировкам я познакомился с национальными культурами, расширил кругозор. Каждый космодром имеет свою специфику. Например, Куру окружают джунгли. Весь российский персонал, который участвует в подготовке ракеты, – а это порядка ста человек – проживает в бунгало. Мы находимся круглосуточно в команде. Так получилось, что я оказался причастным к космосу. Рад, что связал свою жизнь с Сервисным центром.

Сбербанк поздравляет всех работников космической отрасли и ко Дню космонавтики в партнерстве с «Роскосмосом» запускает ряд инициатив. Так, в рамках одного из таких проектов – «Роскосмос» и аудиосервис “СберЗвук”, входящий в экосистему Сбера, подготовили сюрприз для космонавтов отряда «Роскосмоса» к их профессиональному празднику. Компании обратились к российским членам экипажа Международной космической станции и узнали имена их любимых музыкальных исполнителей. Затем они предложили артистам записать адресные аудио, которые объединили с треками музыкантов в адресные плейлисты под названием «Звезды поздравляют космонавтов», и отправили на орбиту.

Космонавты «Роскосмоса» Сергей Кудь-Сверчков и Олег Новицкий, входящие в экипаж МКС, получили поздравления от участника группы «Каста» Влади, лидера группы «Любэ» Николая Расторгуева, участников группы “Би-2”, популярных представителей российской эстрады Льва Лещенко и Олега Газманова, вокалиста рок-группы «Анимация» Константина Кулясова, музыканта Николая Анисимова, заслуженного артиста Российской Федерации Дениса Майданова, рок-музыканта Александра Маршала, представителей минской рэп-группы «Грот» и коллектива Brainstorm.

Послушать плейлист, записанный для Сергея Кудь-Сверчкова, можно здесь, а для Олега Новицкого — тут.

Читайте также:

Самара - космос

Затмения и соединения планет: 5 космических явлений, которые можно увидеть в Самаре

Наблюдаем за космосом вместе с ПСБ — опорным банком оборонно-промышленного комплекса страны

Самара - космос

10 «космических» вещей, изменивших земную жизнь

Открываем новое совместно с ПСБ — опорным банком оборонно-промышленного комплекса страны

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации