Ветеран завода «Прогресс» Владимир Кузнецов: Работали на износ, но было страшно интересно

12.04.2021

199

Автор: Ирина Шабалина

Ветеран завода «Прогресс» Владимир Кузнецов: Работали на износ, но было страшно интересно

12 апреля отмечают 60 лет полета человека в космос. Космические успехи создаются людьми. Ищущими, пытливыми, увлеченными, предельно ответственными специалистами своего дела. «Самарская газета» встретилась с ветераном завода «Прогресс» Владимиром Кузнецовым.

Разговор шел о ракетах-носителях, запусках с космодрома Байконур, об успехах и неудачах, которые неизбежны на совершенно новых направлениях, о легендарных личностях, с которыми довелось встречаться и вместе работать. Помощником в беседе стала написанная Кузнецовым книга «Время собирать камни…» — о том, как в 70-е годы ребята становились инженерами и осваивали космическую технику, как учились въедливо оттачивать технологии и заглядывать в завтрашний день межпланетной отрасли.

Ветеран завода «Прогресс» Владимир Кузнецов: Работали на износ, но было страшно интересно

Владимир Кузнецов с 1974-го по 1978 год был заместителем начальника цеха №212 сборки ракет-носителей «Союз». С 1978-го по 1981 год — начальником этого цеха, затем заместителем начальника производства ракет-носителей «Союз», заместителем начальника производства сборочного комплекса ракеты-носителя «Энергия» на Байконуре. В 1983-1986 годы снова возглавил свой родной цех №212 в Куйбышеве и цех №218 на Байконуре. С 1986-го по 1991 год возглавлял профсоюзный комитет завода «Прогресс».

Каждая программа — новый этап

— Владимир Евгеньевич, начальником цеха сборки ракет-носителей наверняка становятся самые способные и опытные. Вы довольно быстро пришли к этому этапу. Особый технический и организаторский талант?

— После института, а затем службы в ракетных войсках, где обслуживал ракетные установки, я решил, что строить их еще интереснее, чем обслуживать. И в 1970 году пришел на завод «Прогресс» в цех главной сборки ракет-носителей. Сначала работал мастером на боковых блоках. Потом старшим мастером, замначальника цеха Начальником цеха стал в течение восьми лет — ступенька за ступенькой. Тогда система была отработана: ты приходишь на предприятие, обязательно проходишь через определенные этапы, к тебе присматриваются, и если проявил себя должным образом, тебя начинают вести. Это правильная система подбора и расстановки кадров. Потому отрасль и добивалась успехов.

— Вы награждены за труд двумя орденами: «Знак Почета» за программу «Интеркосмос» и Трудового Красного Знамени за участие в создании и проведении испытаний многоразовой космической системы «Энергия — Буран». Эти вехи космической истории уже немного подзабылись. Какими они остались в вашей памяти?

— В «Интеркосмосе» тогда участвовало девять стран, на орбиту отправлялись и космонавты, и спутники. Запомнилась и другая программа, «Союз — Аполлон». Когда мы делали для нее ракеты, было буквально ощущение праздника.

Изготовили две ракеты. Обычно они красились серой краской, а тут — белой, и латиницей выведено на обтекателе: «Союз — Аполлон». 15 июля 1975 года состоялся запуск. «Союз» ушел с Байконура, «Аполлон» — с мыса Канаверал в США. По телевидению тогда впервые показывали подготовку к космическому старту и сам старт. Я тогда работал заместителем начальника сборочного цеха. Мы смотрели трансляцию на заводе, в приемной директора, волновались.

Что касается системы «Энергия — Буран», проект запустили в 1974 году. Но наш завод начал активно над ним работать в 80-м. Машина получилась замечательная. Я вообще не знаю, есть ли аналоги этого проекта. В нем участвовало полторы тысячи предприятий! Нам пришлось полностью перестраиваться. Если диаметр «Союзов» около двух метров, то «Энергия» — это восемь метров в диаметре. Такую в вагоне на Байконур не повезешь. Приходилось ее там не просто собирать, а делать некоторые детали, узлы. На месте работали мощнейший механический и сборочно-испытательный цеха. Использовали новые металлы, новые смазки, новые уплотнения, теплоизоляцию 36-метрового бака. Я тогда на Байконуре жил несколько лет. Там все работали даже не на износ — на сверхизнос. 12-, 16-, 18-часовые рабочие дни, без выходных. И прежде всего потому, что это было страшно интересно. Была предельная внутренняя дисциплина, но был и азарт.

Из книги Владимира Кузнецова «Время собирать камни…»: «Первый пуск многоразовой космической системы «Энергия — Буран» состоялся 15 мая 1987 года. На нем я не присутствовал, был в командировке. Но на втором пуске, 15 ноября 1988 года, посчастливилось быть. Работы назначили на раннее утро. Всю ночь не спал, ходил по пролетам монтажно-испытательного корпуса и вспоминал… В том числе о том, как собирали блок «Я». Начинали работу с разметки и засверловки отверстий. Все попытки сверлить имеющимися дрелями результатов не дают: дрели не тянут, а сверла «садятся» и горят. Вот так начинали… Но работали дружно и понимали друг друга. Не было упреков в адрес конструкторов и технологов, а у них — в наш адрес. Все понимали, что идем этой дорогой впервые. Последняя оперативка у нас проводилась в час ночи, а в восемь утра уже начиналась первая».

Ветеран завода «Прогресс» Владимир Кузнецов: Работали на износ, но было страшно интересно

«Очень везло на людей»

— Вы наверняка встречались, работали с людьми, имена которых вошли в историю.

— Я был хорошо знаком с космонавтом №2 Германом Степановичем Титовым. Меня с ним познакомил Александр Михайлович Солдатенков, главный конструктор ракет-носителей Р-7. Я тогда не придавал особого значения тому, что видел многих космонавтов. Их привозили к нам в цех. И записей тогда, к сожалению, не вел. А фотографировать было нельзя, все мы работали под грифом «Секретно». Только теперь, с течением времени, осознаешь, что те встречи были особыми.

С космонавтом Георгием Береговым, дважды Героем Советского Союза, встречался. Он в 1978 году преподнес свою фотографию с подписью «Коллективу цеха №212 от летчика-космонавта Берегового». Она долго висела у меня в кабинете.

С началом программы «Интеркосмос» в 1978 году познакомился с чехословацким космонавтом Владимиром Ремеком. Когда ему сообщили, что в нашем цехе собираются ракеты-носители, он тут же отреагировал: «Ой, как здорово! Молодцы, ребята!». И на следующий день нам передали от него пакет с подписанной фотографией.

Из книги Владимира Кузнецова «Время собирать камни…»: «До 1980-х годов я несколько раз видел главного конструктора Дмитрия Ильича Козлова. Уже в должности заместителя начальника производства ракет Р-7 стал вхож в кабинет Дмитрия Ильича.

Д.И. Козлов со времен С.П. Королева никогда не бывал на старте. Таково было решение Королева. Машины конструкции ЦСКБ «Прогресс» уходили в космос с твердой руки главного конструктора Р-7 Александра Михайловича Солдатенкова. Много раз общался с ним по работе. Немногие знают, что на протяжении более чем тридцати (!) лет Александр Михайлович был «стреляющим» — так называли тех, кто осуществляет пуск ракет. Именно Солдатенков и генерал Шумилин, бывший вторым «стреляющим», увидели угрозу, оценили ее, мгновенно приняли решение и спасли жизни космонавтов Титова и Стрекалова 26 сентября 1983 года при неудачном старте «Союза Т-10-1». Тогда они получили ордена за этот подвиг.

Я видел достаточно пусков «семерок», и от реакции «Ух, как красиво!» созрел для перехода на профессиональное «Ага, двигатели работают устойчиво, а вот и 120-я секунда… боковушки отошли…» Мне очень повезло, что работал с людьми, увлеченными большим делом. Каждый день новые вопросы. Мы все — конструкторы, производственники собирались и искали ответ. Были случаи ошибочного пути. Приходилось возвращаться назад, но все равно потом находили выход».

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации