09.04.2021
— Я готовил к научной конференции статью о космонавтах на самарской земле. Но чувствую, работа не клеится, — вспоминает автор. — Решил подобрать научный метод исследования, чтобы на него опереться. Обратился к воспоминаниям очевидцев. Но опять встретил трудности, так как многие описывают одни и те же события по-разному. Возникают нестыковки. Понял, что нужно подтвердить сведения и уточнить их с помощью фотографий. Зачастую именно картинки снимают множество вопросов. И сразу мой творческий процесс сдвинулся с места.
Однако, закончив статью, историк понял, что не сможет в нее вставить больше десятка снимков. А их у него с помощью друзей-краеведов набралось более сотни. Так возникла идея искать другой способ довести до читателей весь массив собранной информации. Ведь благодаря фотографиям сам автор полностью погрузился в события 1961-1963 годов — захотелось поделиться этим опытом со всеми земляками.
— Я обратился в администрацию города Самары и нашел там поддержку, — продолжает Глеб Алексушин. – Правда, времени до Дня космонавтики почти совсем не осталось. И мой нижайший поклон коллективу «Самарской газеты», который все же взялся за дело и буквально за неделю осуществил профессиональную верстку этого альбома. Особо хочется отметить его великолепный, современный дизайн.
Историк предложил пришедшим на презентацию студентам перенестись вместе с ним в далекие 60-е и продемонстрировал на экране страницы из новой книги. Присутствующих поразили редкие фотографии, сделанные в Куйбышеве во время пребывания здесь легендарных космонавтов — Юрия Гагарина, Германа Титова, Андрияна Николаева, Павла Поповича, Валерия Быковского, Валентины Терешковой. Автор предупредил, что многие из этих снимков никогда не видели даже бывалые краеведы, а некоторые из них были выложены в интернете с неверными подписями. Некомпетентные блогеры выдавали происходящее на них за совсем другие события.
Фотографы 60-х годов запечатлели моменты, когда космонавты в Куйбышеве проходили медицинские обследования и реабилитацию после полетов, общались с журналистами и отдыхали. Уникальные кадры дополняют свидетельства очевидцев. Автор альбома постарался прежде всего тщательно выверить хронологическую последовательность событий, определить точное место действия и по возможности назвать всех изображенных на фотографиях людей. Это было нелегко, учитывая тот факт, что встречать космонавтов наряду с деятелями всесоюзного масштаба приезжал партийный и хозяйственный актив Куйбышевской области.
Вместе с тем, историк прояснил некоторые факты. Например, первые же фотографии альбома доказывают, что местом приземления первого космонавта должна была стать Куйбышевская область. На снимке Юрий Гагарин, Павел Попович и представители Центра подготовки космонавтов из кабины самолета с картой в руках рассматривают расстилающийся внизу пейзаж. Приведены слова их руководителя Николая Каманина: «Район посадки космонавтам понравился: в основном хорошо заснеженные поля, все водоемы подо льдом, лишь немного леса на севере да коварные для парашютистов и средств поиска Жигулевские горы… Космонавты чувствуют себя хорошо, бодры, веселы и как всегда очень жизнерадостны».
Документы подтверждают, что членов первого космического отряда заранее привозили в Куйбышев, чтобы они лучше ознакомились с местом, где их должны были встретить после полета. По рассказам очевидцев, 16 марта 1961 года шестеро участников первого отряда космонавтов вылетели с подмосковного аэродрома Чкаловский на двух Ил-14 в направлении нашего города. Несколько часов они посвятили изучению природного ландшафта местности. В одном самолете находились Каманин, Гагарин, Попович и Нелюбов, в другом — Горегляд, Титов, Быковский и Николаев. На сутки их разместили в санатории «Волга». 17 марта теми же самолетами они вылетели на Байконур. Глеб Алексушин удивлен, что установленная на месте отдыха космонавтов памятная доска до сих пор рассказывает только о Юрии Гагарине. Пора бы восстановить историческую справедливость!
Собранные краеведом снимки рисуют подробную картину отдыха и работы на правительственной даче первых шести российских космонавтов. «Домик над Волгой», как называл его Гагарин, был выстроен на 1-й дачной просеке в 1958 году к приезду в наш город Никиты Хрущева.
Поцарапанное при приземлении лицо Валентины Терешковой, ее дружеские объятия с «космическим братом» Валерием Быковским и прогулка на «Омике» по Волге с женихом Андрияном Николаевым, переправа на катере первых космонавтов на остров «Зелененький» — все эти свидетельства начала космической эпохи не оставят равнодушными никого из тех, кому посчастливится взять в руки уникальный альбом. Однако, самым ценным кажется фотоотчет о возвращении Гагарина с первого в мире космического полета.
Вот снимок героя вскоре после приземления в Саратовской области. Из Энгельса его сразу переправили в наш город, чтобы он отдыхал, как и было запланировано, на обкомовской даче. Заместитель главнокомандующего ВВС Филипп Агальцов допустил к Юрию Гагарину, на борт следующего в Куйбышев Ил-14, врача Виталия Воловича, кинооператора Махмуда Рафикова, конструктора скафандра Отари Бахрамова и спортивного комиссара Игоря Борисенко. Вся эта компания, как видно на снимке, расположилась вокруг улыбающегося, откинувшегося на спинку кресла космонавта.
Глеб Алексушин рассказал о том, что идея зафиксировать рекорды мирового уровня, которые были побиты во время полета первого космонавта, было идеей Сергея Королева. Игорь Борисенко измерил вес корабля, высоту и продолжительность его полета. Таким образом появились официальные документы, которые позволили зарегистрировать подвиг Гагарина в Международной авиационной федерации (FAI).
О состоянии первого космонавта после полета вспоминает Виталий Волович: «…Я наконец приступил к осмотру Юрия Гагарина. Кровоизлияний, которые возникают под воздействием высоких перегрузок, не обнаружил. В легких было чисто, частота дыхания не увеличилась. Температура 36,6 градуса, пульс 65. Померил давление, оно оказалось отличным — 125 на 75 миллиметров. Сказал: «Как у младенца, словно и не летал в космос».
Глеб Алексушин пояснил почему на следующем снимке, запечатлевшем Юрия Гагарина, спускающегося по трапу самолета на куйбышевскую землю, его голову украшает подбитый мехом шлем полярного летчика. Оказывается, Волович должен был прыгнуть с парашютом к приземлившемуся Гагарину, чтобы сразу оказать ему медпомощь, если таковая потребуется. Но в связи с тем, что не все пошло по плану, врач встретился с космонавтом только в Энгельсе. У опытного парашютиста Воловича на случай прыжка был припасен шлем, в котором он высаживался на Северный Полюс. Эта реликвия и украсила голову первого космонавта, так как погода в Куйбышеве была не по-весеннему промозглой.
На аэродроме авиационного завода №1 в Куйбышеве самолет специально зарулил на самую дальнюю стоянку, но и там космонавта встречала толпа народа. Грянуло громовое «Ура!». Соратник Королева Дмитрий Глотин так вспоминал о событиях на заводском аэродроме: «С Байконура сюда и прибыли члены Госкомиссии, дублер Герман Титов. Тогда я впервые и увидел Гагарина. Он докладывал председателю Госкомиссии К.Н. Рудневу о выполнении полетного задания. Там, на аэродроме, Сергей Павлович Королев представил меня Юрию Алексеевичу Гагарину, при этом сказал ему: «Благодаря этому майору ты оказался на орбите».
Космонавта не разрешали фотографировать – опасались, что он может плохо выглядеть после всех испытанных стрессов и перегрузок. К счастью, сохранились снимки, которые изловчился сделать фотокор окружной газеты «За Родину» Виктор Ляшенко.
Зато есть много фотографий с обкомовской дачи. Вот Юрий Гагарин гуляет вдоль Волги, вот играет в бильярд в холле белокаменного особняка, вот завтракает вместе с товарищами: каша, кефир, кофе, подаваемые милыми пожилыми буфетчицами.
Единственная роскошь – ваза с персиками, которую с любовью передали народному герою. Сейчас это никого не удивит, но тогда попробовать спелые плоды ранней весной было настоящим чудом!
Несколько снимков с конференции, когда к космонавтам, наконец, допустили представителей прессы. Ранее считалось, что на этих фото изображена заседающая за большим столом Госкомиссия. Однако, по мнению Алексушина, это все же встреча с журналистами. Ведь личности некоторых членов Госкомиссии были засекречены. А имя Королева вообще было запрещено упоминать. Все фотопленки с дачи отправлялись на печать в местное Управление КГБ. Естественно, что возвращались авторам только кадры, отобранные чекистами. И все же на одном из них, правда, относящемся к следующему приезду космонавтов на 1-ю просеку, Алексушин рассмотрел в толпе великого конструктора Сергея Королева.
Много фотографий было сделано с первым секретарем Куйбышевского обкома КПСС Александром Мурысевым, из архива которого автор черпал материал для книги. Мурысев по-отечески относился к Гагарину и Титову и даже принимал их в Куйбышеве вместе с их матерями.
Ряд сделанных с промежутком в несколько минут фото показывают, как 13 апреля, отчитавшись перед членами Госкомиссии, Гагарин пишет отчет о полете, и как он пытается его выучить наизусть, несмотря на постоянные просьбы окружения дать автограф и сфотографироваться на память. Заключают серию снимки первого космонавта на крыльце обкомовской дачи в сшитой за ночь мастерицами куйбышевского военного ателье майорской шинели. В ней он прошагает по красной ковровой дорожке аэропорта Внуково, чтобы отдать рапорт главе Советского государства Никите Хрущеву.
— Вы сделали себя бессмертным, — сказал ему в телефонной беседе сразу по возвращению на Землю первый секретарь ЦК КПСС. Эти слова стали пророческими.
Страничка истории
«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.
С февраля по декабрь 1894 года в газете работал писатель Евгений Чириков. Здесь он печатал свои небольшие рассказы, фельетоны и «Очерки русской жизни» за подписью Е. Валин.
В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.
С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.
На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк. С 1894 года в «Самарской газете» начинает работать Николай Ашешков, известный своими народническими взглядами. На страницах издания появляются серьезные экономические статьи. К этому времени относится начало творческого пути Александра Смирнова. Он пишет литературно-критические материалы, театральные рецензии, выступает и как поэт, работает над очерками по истории Самарского края.
Самара - космос
Самара - космос
Самара - космос
Комментарии
0 комментариев