Замдиректора центра для одаренных детей Сергей Кочережко: Необходимо выйти за пределы классных комнат

31.03.2021

50

Автор: Ирина Исаева

Рособрнадзор оценил качество образования в регионах России. В этом рейтинге Самарская область оказалась на 11-м месте со сводным показателем 67,4. На первых позициях предсказуемо Санкт-Петербург с результатом 92,1 и Москва — 92. Что можно сделать, чтобы догнать и перегнать столицы? Каким должно быть современное обучение? «СГ» поговорила об этом с одним из ведущих педагогов не только нашего региона, но и всей страны, победителем конкурса «Учитель года России-2015» Сергеем Кочережко. 

Не надо бояться экспериментов

— После победы в конкурсе, в 2016 году, по приглашению всероссийского профсоюза образования я впервые оказался в международном детском центре «Артек», потом поехал туда работать. Сначала заместителем директора школы — да, в «Артеке» дети не только отдыхают, но и учатся, — а потом и директором. 

Три года я работал в команде Алексея Каспржака. Основополагающим для нас стало понимание того, что образование в XXI веке не должно сводиться к школе, классной комнате. Учиться нужно везде: у Черного моря, в Никитском ботаническом саду, у памятника затопленным кораблям в Севастополе. 

Мы старались сделать обучение межпредметным. В рамках одного урока, объединенного общей проблемой, можно изучать искусство, химию, литературу. Главное, чтобы не получился винегрет. И тут все зависит от учителя. Несколько записей есть на сайте «Артека», их можно посмотреть. Такое занятие называется СОМ — сетевой образовательный модуль. Например, мы разбирали понятие «текст». На уроке литературы детей учат, что это «совокупность предложений, связанных грамматически и по смыслу». Но если подходить философски, то текст — это любая совокупность символов, за которыми стоит какой-то смысл. Показывали детям картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Спрашивали, текст это или нет. Дети говорят: нет. Но в широком смысле, конечно, текст, поскольку за изображением скрываются смыслы, которые мы можем интерпретировать.

Движение в выбранном направлении

— В «Артеке» около 80 студий дополнительного образования. Мы старались сделать так, чтобы разрыва между дополнительным и общим образованием не было — даже выходя на лодке в море, ребята могут познавать мир. 

Понятно, что учитель истории не может быть специалистом в химии, и наоборот. Поэтому межпредметные уроки проектировались небольшой рабочей группой с обязательным участием педагога дополнительного образования и вожатого, который знает этих детей. 

К сожалению, после ухода Алексея Каспржака «Артек» вновь возвращается к статусу скорее оздоровительного лагеря, чем образовательного центра. После трех лет, проведенных в Крыму, я вернулся в Самару. Продолжаю работать в выбранном направлении. В любой школе есть музей или интересное место поблизости, где можно проводить уроки. Есть педагоги дополнительного образования, чьи программы хорошо бы попытаться интегрировать, связать с программами общего образования. Перспективы очевидны. 

Сейчас я работаю заместителем директора в Самарском региональном центре для одаренных детей. Наше учреждение немного похоже на «Артек», но больше на образовательный центр «Сириус». Есть дети, которые учатся у нас постоянно, с 7-го по 11-й класс; другие приезжают со всего региона на 14-дневные специализированные профильные смены по направлениям «наука», «спорт», «искусство». 

Смотреть друг на друга 

— Когда на уроке обществознания просишь детей привести пример из истории, они часто впадают в ступор — «я же не на истории». Не все понимают, что грамотно писать нужно не только на занятиях по русскому языку, но и на других уроках, да и в повседневной жизни. Выстроить междпредметные связи — большая проблема. Нередко учителя в штыки воспринимают такие эксперименты. Но жизнь не стоит на месте. 

У классно-урочной системы Яна Амоса Коменского есть масса плюсов, но есть и минусы. Например, дети сидят и смотрят в затылок друг другу, главное — слушать учителя. А современное образование исходит из того, что в центре системы находится ребенок, поэтому надо не в затылок смотреть, а друг на друга: уметь общаться, дискутировать, аргументировать свое мнение и слышать другие. 

Следует признать, что самоизоляция и дистанционное образование нас, педагогов, многому научили, подтолкнули к новым форматам. Мне пришлось осваивать ютуб, становиться образовательным блогером. Никогда не думал, что такое со мной приключится. Научился пользоваться различными программами, монтировать видео.
Однако работать только на дистанте постоянно невозможно. В широком смысле образование — это встреча учителя и ученика. При этом они иногда меняются местами. Поэтому я скептически отношусь к тому, что дистанционное обучение когда-то может полностью заменить традиционную школу. А вот фрагментарно — вполне. Речь о гибридной модели образования. Некоторые московские и петербургские школы, да и не только они, еще до пандемии практиковали раз в месяц день дистанта.

Как стать блогером 

— К тотальному дистанционному обучению многие не были готовы. Министерство образования и науки Самарской области обратилось к нескольким учителям, в том числе ко мне, с предложением сделать ряд видеоуроков, которые будут показывать по телевидению, использовать на занятиях. Я сделал, стараясь подать теорию по обществознанию максимально интересно и доступно, выстраивая межпредметные связи и обращаясь к примерам из истории, литературы, реальной жизни. Потом решил выложить материалы на ютуб: не только же развлекательный контент там должен быть. 

Первыми откликнулись мои ученики, в том числе выпускники самарской гимназии №1, где я работал после окончания Самарского университета. Потом стали писать отзывы коллеги. Прошло несколько вебинаров для педагогов из других регионов. 

Кому это интересно? В первую очередь детям, которые готовятся к ЕГЭ: обществознание сегодня самый популярный из необязательных предметов. Его выбирают для сдачи почти половина выпускников. С другой стороны, это может быть полезно учителям, особенно молодым. Готовый ресурс — это всегда хорошо. 

Надо понимать главное: сам по себе просмотр ролика не означает ровным счетом ничего. Не факт, что ребенок понял или выучил тему. Чтобы он усвоил материал, после просмотра нужно обязательно обсудить увиденное, дать задание на проверку знаний. Например, выбрать правильное и неправильное утверждение, написать эссе. Так что онлайн-урок — не замена занятию. Необходимо взаимодействие ребенка и педагога, которое позволит запомнить больше, чем два-три факта, как это обычно бывает при самостоятельном просмотре. Поэтому к каждому видеоуроку я разрабатываю еще и систему проверки знаний. Еще лучше организовать дискуссию. Ребята скажут, в чем они согласны или не согласны с «говорящей головой», поспорят с учителем и друг с другом. 

Делиться знаниями не жалко

— Выкладывать собственные наработки, которые создавались годами, в публичное пространство — это тенденция времени. XXI век. Сейчас многие люди приходят в интернет не ради славы, а ради популяризации той или иной идеологии. Наша идеология — знания. К тому же мои предметы — история и обществознание — имеют особое мировоззренческое значение. Почему бы не использовать открытую трибуну, чтобы высказать свою позицию — не политическую, но научную, донести информацию до детей, до коллег, которых ты, может быть, никогда не увидишь? 

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации