От цеха до космодрома. Железная дорога — в помощь ракетостроителям

20.03.2021

268

Автор: Ирина Шабалина

От цеха до космодрома. Железная дорога - в помощь ракетостроителям

Идет год 60-летия первого полета человека в космос. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил виток вокруг Земли на корабле «Восток», открыв новую эру в истории цивилизации. Наш город имеет к этому событию самое прямое отношение. У нас, на заводе «Прогресс», были изготовлены первая и вторая ступени гагаринской ракеты. С 1961 года по сей день все запуски отечественных пилотируемых космических кораблей осуществляются ракетами-носителями куйбышевского/самарского производства. Самара стала одной из космических столиц страны. В 2021 году sgpress.ru публикует серию материалов о знаковых объектах города, так или иначе связанных с этой темой. Они — наша слава и гордость.

От цеха до космодрома. Железная дорога - в помощь ракетостроителям

Идет год 60-летия первого полета человека в космос. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил виток вокруг Земли на корабле «Восток», открыв новую эру в истории цивилизации. Наш город имеет к этому событию самое прямое отношение. У нас, на заводе «Прогресс», были изготовлены первая и вторая ступени гагаринской ракеты. С 1961 года по сей день все запуски отечественных пилотируемых космических кораблей осуществляются ракетами-носителями куйбышевского/самарского производства. Самара стала одной из космических столиц страны. В 2021 году sgpress.ru публикует серию материалов о знаковых объектах города, так или иначе связанных с этой темой. Они — наша слава и гордость.

Как известно, на самарских предприятиях делают ракеты-носители для пилотируемых космических кораблей и другую звездную продукцию. Но есть на карте города вроде бы вспомогательные объекты, которые тем не менее имеют самое непосредственное отношение к освоению Вселенной. Это транспортные линии, в первую очередь — железные дороги. Одни участки соединяют предприятия-смежники, по другим готовую продукцию вывозят с территории РКЦ «Прогресс». Куда составы держат путь? На космодромы Байконур, Плесецк, Восточный. А также к портам. Оттуда ракеты-носители доставляют по воде на космодром Куру во Французской Гвиане. Отлаженная логистика — важная часть всей системы.

Перевозки под грифом «Секретно»

Два дня назад на площадке музея железнодорожного вокзала состоялась встреча в рамках проекта областной Общественной палаты «Космические старты Самары». На экскурсию пригласили ребят — активистов волонтерского движения. Причем у них была возможность не только увидеть экспонаты, услышать множество интересных фактов, но и пообщаться с очень редким специалистом. Вячеслав Вершигоров в прошлом возглавлял железнодорожный цех завода «Прогресс», затем занимал пост заместителя директора ракетно-космического центра по коммерческим вопросам. 

Ветерана представил начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев. Он также рассказал несколько исторических фактов, связанных с космосом и железной дорогой. Так, в 1941 году из Москвы в Куйбышев был эвакуирован завод, который наладил на волжской земле выпуск военных самолетов, а затем перешел на производство космической техники и со временем стал ракетно-космическим центром «Прогресс». Эвакуация оборудования и специалистов шла по железной дороге, всего в город прибыло 24 состава. 

Сегодня совместная работа транспортников и ракетостроителей продолжается. Спецсоставы идут в сторону Байконура и других космодромов. Понятно, что подобные перевозки и раньше осуществлялись под грифом «Секретно», и сегодня далеко не вся информация по этой теме может быть предана огласке.

От цеха до космодрома. Железная дорога - в помощь ракетостроителям

Режимные условия

О том, как стать «космическим железнодорожником», ребятам рассказал Вячеслав Вершигоров. Его отец в войну работал начальником станции Безымянка. Решив пойти по его стопам, Вячеслав начинал помощником машиниста электровоза, потом стал водить тепловоз. Однажды доставлял до места назначения части ракеты-носителя космического корабля. Узнал, что оборудование изготовлено в его родном городе Куйбышеве, и, выдержав все испытания и проверки, поступил на работу в железнодорожный цех завода «Прогресс». 

Окончил институт. Стал начальником цеха, затем пошел по служебной лестнице выше. Всего Вершигоров отработал на «Прогрессе» 48 лет. За это время на предприятии сменилось немало модификаций ракет-носителей. Совершенствовалась и железнодорожная техника для доставки спецгрузов. 

— На заводе своего подвижного состава было не очень много: три спецвагона, цельнометаллические контейнеры для транспортировки грузов. Мы задействовали ресурсы минобороны, министерства общего машиностроения и министерства путей сообщения. Но чья бы техника ни была, всегда проводился целый комплекс строжайших режимных мероприятий, — пояснил ветеран. — Литерные спецсоставы на дорогах в глаза не бросались, ничем особым не отличались, только специалисты о них знали. Эти вагоны курсировали к Байконуру, Плесецку или до хранилищ, где космическая техника находилась в ожидании запуска. При мне как раз завершались перевозки в рамках «лунной» программы и начинались по советской многоразовой транспортной системе «Энергия» — «Буран». Многие работы проходили в режиме эксперимента. Это было связано с большим напряжением, нередко — с переноской сроков доставки. Я благодарен всем железнодорожникам-руководителям того времени. Они быстро принимали решения в соответствии со складывающейся ситуацией, очень ответственно подбирали специальные, самые надежные локомотивные бригады. 

Железная дорога обеспечивала также связь предприятий, задействованных в создании ракет-носителей и другой техники. Так что транспортники стали своего рода соавторами космических успехов. 

— Скоро Россия отметит 60-летие первого полета человека в космос. Мне кажется, для самарцев это станет самым знаменательным событием года. Ведь немало наших земляков были причастны к освоению космоса, многие трудятся в отрасли и сегодня, решают новые задачи. Я рад, что и мне довелось участвовать в поистине исторических событиях, внести свой вклад в общее дело. Без каждодневного труда транспортников невозможно обеспечить реализацию масштабных задач по практическому освоению космоса. Сколько всего ракет-носителей было перевезено по железной дороге за все годы? Мы как-то взялись подсчитать. Получилось около двух тысяч, — подвел итог Вячеслав Вершигоров.

Страничка истории

Граф Лев Николаевич Толстой для своих современников был совестью эпохи. Не были безразличны к жизни, литературному творчеству и общественной деятельности Толстого и самарцы. Городские газеты публиковали перепечатки статей о нем из российских изданий.

Писали свои заметки о писателе и местные журналисты. «Самарская газета» систематически размещала материалы о нем, почти одновременно со столичными изданиями публиковала текст романа «Воскресение» и дала подборку суждений зарубежных критиков. А в сентябре 1900 года в ней было напечатано стихотворение местной поэтессы Елены Буланиной, посвященное этому произведению.

Такое внимание часто вызывало недовольство властей. Самарский губернатор в марте 1902 года жаловался в Главное управление по делам печати на редакцию «Самарской газеты» — дескать, имя графа Толстого мелькает на ее страницах почти ежедневно.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации