Методист школьного музея Галина Власова: Народная кукла может многому научить

24.03.2021

333

Автор: Светлана Келасьева

Методист школьного музея Галина Власова: Народная кукла может многому научить

В холле школы №3 Промышленного района оформлено несколько больших стендов, в которых выставлены народные куклы. Пройти мимо, не остановившись, чтобы внимательно рассмотреть хотя бы несколько, невозможно. А их здесь 150. И ни одна не повторяет другую. Всех этих кукол сделали сами ребята под руководством методиста школьного музея Галины Власовой. Галина Митрофановна рассказала, для чего нужны Заманиха и Метлушка, как на Руси обучали молодых отцов и почему у таких игрушек нет лиц.

Методист школьного музея Галина Власова: Народная кукла может многому научить

Заветный сундучок

— В школьных этнографических музеях обычно показывают и рассказывают, как на Руси жили взрослые люди. Мы тоже об этом говорим, но акцент делаем на том, что семьи раньше были большие, многодетные. А потому особое внимание уделяем именно детству. Рассказываем, как жили ровесники наших учеников, чем занимались, чего опасались, каким образом пытались повлиять на свою судьбу. 

Во все времена дети не могли обходиться без игрушек. Лишних денег у людей, как правило, не было, поэтому чаще их мастерили самостоятельно. У каждого ребенка имелся сундучок, где он хранил свои игрушки. Это касалось и девочек, и мальчиков. Когда девушку выдавали замуж, у нее должно было быть не менее 200 кукол. Невеста входила в новую семью, и свекровь оценивала не только ее приданое, но и содержимое сундучка. Если игрушки сделаны правильно и аккуратно, значит, девушка — мастерица и будет хорошей хозяйкой. 

Я всегда рассказываю о таких сундучках на родительских собраниях. У каждого ребенка должна быть коробочка со своими заветными вещицами.

Методист школьного музея Галина Власова: Народная кукла может многому научить

От веничка до Заманихи

Народные куклы бывают не только игровыми, но еще и обрядовыми, и обереговыми. Издавна люди верили в темные и светлые силы, которые могут как избавить от бед, так и доставить массу неприятностей. Привлечь нужные силы и отогнать недобрые призваны были обереги. В частности, обереговые куклы. Их мастерили как для детей, так и для взрослых. 

Мы с ребятами тоже делаем таких кукол — не обязательно верить в их силу, это просто интересно. Процесс увлекает и малышей, и старшеклассников. В первом классе дети учатся правильно завязывать узелки, плести косичку. С второклассниками мы делаем из мочала веничек благополучия. Далее технологии усложняются. Одиннадцатиклассники, например, недавно изготавливали Заманиху — это кукла на привлечение женихов. На руках у нее ленты, на одежке — украшения. Обязательна красивая коса. По ней определяли невесту. Чем длиннее и толще коса, тем здоровее девушка. 

Все материалы закупает школа. Я заранее готовлю для каждого ребенка набор из тряпочек, ниточек и всего, что необходимо для изготовления игрушки. Раньше чтобы кукла стояла, ее делали на березовом столбике. Теперь мы используем картон, преимущественно втулки от туалетной бумаги. За год каждый ребенок успевает смастерить двух-трех кукол. К окончанию учебы у детей набирается целая коллекция. 

Родители тоже не остаются в стороне, с ними мы делаем куклу в дорогу. Она небольшого размера и проста в изготовлении. Потом они дарят ее ребенку, чтобы он носил ее с собой и помнил, что мама и папа всегда рядом, переживают за него. Поэтому вести себя нужно осмотрительно, быть очень внимательным и осторожным.

Методист школьного музея Галина Власова: Народная кукла может многому научить

Красной ниткой на три узелка

При изготовлении кукол нужно строго соблюдать все правила. Такие игрушки не шьют, все элементы в них перевязывают нитками. Я обязательно объясняю ребятам, что за чем нужно делать и почему именно так. Ведь даже цвет ниток, которые мы используем, имеет значение. Красный был на Руси обереговым. Поэтому снаружи элементы куклы могут быть перевязаны только такими нитками. Чем больше красного в одежде, тем лучше. Такого же цвета делается пояс. Подпоясывается кукла всегда слева, со стороны сердца, чтобы в первую очередь защитить от нечистой силы этот важный орган. 

Числа три и семь на Руси считались обереговыми. Поэтому завязывать каждую нитку нужно на три узелка. А еще на обереговой кукле должно быть или три, или семь одежек. 

Лица игрушкам рисовать было не принято. Наши предки считали, что кукла пустая и никакая темная сила в нее не войдет. Но если нарисовать лицо, нечисть может решить, что это человек, и попытаться вселиться в него. А поскольку с куклами играют дети, допустить такого нельзя.

Методист школьного музея Галина Власова: Народная кукла может многому научить

На праздники и свадьбы

Обрядовых кукол делали практически ко всем праздникам. Например, для Нового года нужна была Метлушка. Это кукла с метлой в руках. Когда никого не было дома, хозяйка ставила ее в центр избы, раскручивала и просила вымести всю нечисть, злобу и неприятности. 

Больше всего кукол делали на свадьбу. Их дарили молодым все — подружки невесты, друзья жениха, свахи, теща, свекровь, другие родственники. Куклы были разными, каждая имела свое значение. Например, свекровь дарила невестке Десятиручку, чтобы молодая хозяйка все успевала. Еще делали двух кукол — парня и девушку, держащихся за руки. Такая композиция называлась неразлучники. Ее вешали в доме молодых на стену. Когда у пары появлялся ребенок, в композицию добавлялась еще одна маленькая куколка — в виде девочки или мальчика. И так с каждым пополнением. Если в гости приходили новые люди, они по этой композиции сразу видели, сколько в семье детей.

Методист школьного музея Галина Власова: Народная кукла может многому научить

Курс молодого отца

Детьми занимались не только матери, но и отцы. Прежде чем взять на руки новорожденного, молодой папа должен был пройти специальное обучение. Для этого из его старой рубахи делали куклу в виде младенца. Она была своеобразным тренажером. Обучение проводила сваха — родственница или близкая знакомая семьи. Когда мужчина осваивал все премудрости, куклу клали в люльку к младенцу. Она была символом отцовской любви и заботы. 

Над колыбелью вешали обереговую куклу под названием «День и ночь». В зависимости от времени суток ее поворачивали то одной, то другой стороной, чтобы она защищала малыша и днем, и ночью.

Методист школьного музея Галина Власова: Народная кукла может многому научить

Пожалеть Убоженьку

Некоторые игровые куклы имели большое воспитательное значение. Например, Убоженька, она же Жалейка. Ее специально делали несуразной — слишком длинной, без ручек, с тоненькими ножками, очень большой головой. Родители объясняли ребенку, что люди бывают всякие — есть больные, есть инвалиды. Но они в этом не виноваты, их надо жалеть. После этого малышу дарили куклу, которая «не как все», и просили ее любить и беречь. Потом родители наблюдали за ребенком. Если он относился к этой кукле бережно, делали вывод, что малыш растет добрым. Если же он ее бросал, рвал, обижал, это было поводом задуматься. 

Очень интересная кукла Каша. У нее есть ручки и ножки, но нет головы, а тело представляет собой мешочек, обмотанный красными нитками. Это, если можно так сказать, кукла-инструкция. Лет в пять детей начинали учить варить кашу. Это было необходимо, например, когда все взрослые в поле и нужно накормить младших. Мама шила мешочек, набивала его зерном и рассказывала ребенку, что это как горшочек. По один поясок надо насыпать крупу, по следующий — налить воды… Если у ребенка все получалось, ему потом вручали эту игрушку, он выходил с нею на улицу и становился героем дня. 

В нашем музее есть не только игрушки, изготовленные нами. Ребята знают мою страсть к куклам и привозят мне их отовсюду. Поэтому у нас на отдельной полке выставлены матрешки, городецкие, дымковские игрушки, образцы из соломы и других материалов. О них я тоже по возможности рассказываю ребятам. Считаю, что народная кукла — прекрасный способ познать историю в ненавязчивой игровой форме. Она может многому научить. И эти знания и умения обязательно пригодятся ребятам в жизни.

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

С февраля по декабрь 1894 года в газете работал писатель Евгений Чириков. Здесь он печатал свои небольшие рассказы, фельетоны и «Очерки русской жизни» за подписью Е. Валин.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк. С 1894 года в «Самарской газете» начинает работать Николай Ашешков, известный своими народническими взглядами. На страницах издания появляются серьезные экономические статьи. К этому времени относится начало творческого пути Александра Смирнова. Он пишет литературно-критические материалы, театральные рецензии, выступает и как поэт, работает над очерками по истории Самарского края.

Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации