27.02.2021
21212
Мальчика назвали Петей в честь дедушки — Петра Алабина, городского головы Самары, почетного гражданина Софии и (до сих пор!) одного из самых известных самарцев. Представление о том, в какой обстановке рос Щербачев-младший, можно было получить на выставке «Обаяние талантов». Здесь воссоздали уголок интерьера с подлинными вещами из дома Алабиных-Щербачевых. Вещи это удивительные. Например, каминная ширма, привезенная дедушкой Петром из Софии, где он служил губернатором, — масонская символика и великолепный декор. Интересно посмотреть и на интерьер дома — старые фотографии дают такую возможность: книги, картины, художественные безделушки — мальчика с самого юного возраста окружала атмосфера прекрасного.
Петр Щербачев учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое оканчивал в свое время его отец, Александр Александрович Щербачев. И хотя Петр с самого начала учился на архитектора, живопись и рисунок всегда относились к важнейшим для зодчих дисциплинам. А среди учителей были такие мастера, как Сергей Малютин и Абрам Архипов, поэтому изобразительное искусство появляется в жизни Щербачева-младшего сразу в самом максимуме — лучшие учителя и новейшие течения.
Работы этого периода, представленные на выставке, — это не только вполне ожидаемая архитектурная графика, но и пейзажи в стиле «мирискусников» и автопортрет, увидев который, сразу же хочется воскликнуть: «Модильяни!». Но нет. Это будущий архитектор Самары-Куйбышева Петр Щербачев. Увы, репродукции не будет: герой запечатлел себя с пахитоской.
Или все-таки стал, но просто не находил времени для полноценной реализации своего увлечения? Посмотрите на список зданий, только построенных по проектам Петра Щербачева! А сколько еще проектов так и осталось на бумаге! Поэтому на живопись времени было мало. Но он все-таки его находил. И по выставке разбросаны отдельными островками его работы разных лет — графика, акварели, гравюра.
Большинство из них носит почти «технический» характер. Это архитектура в самых разных видах — мрачно-фантазийная или просто деревянный дом, который архитектор видел из своего окна. Но в каждой такой, почти мимоходной, работе видны стиль и художественное мастерство.
Из тех, что представлены на выставке, художественный талант Щербачева особенно ярко виден в жигулевских пейзажах и автопортретах. Волжские пейзажи, пусть и очень скромные, подтверждают принадлежность художника Щербачева к нашей пейзажной школе, выросшей между Волгой и Жигулями.
И если великая река и наши невысокие горы изображены хоть и талантливо, но вполне традиционно, в реалистической манере, то автопортреты Петра Александровича — это отдельный жанр. С одной стороны, самоирония и художественная честность (рисунки явно не льстят владельцу), а с другой — великолепная, точная и тонкая графика, которая украсила бы коллекцию любого художественного музея.
Конечно, открытие такого художника, как Петр Щербачев не перевернет историю самарского искусства. Да и полноценных, крупных работ он не оставил. Впрочем, на этот вопрос мы точного ответа не знаем. Ведь усилиями родственников для выставки в музее Алабина была собрана великолепная коллекция вещей из личных собраний и из запасников самого музея. Возможно, поиски художественного наследия Петра Щербачева сулят нам новые открытия. Да и уже показанное на выставке, несомненно, требует осмысления и дальнейшего изучения.
Художественное наследие Петра Щербачева ценно не только само по себе. Его живописные и графические произведения дополняют грандиозное полотно нашего культурного наследия, показывают нам, какие гиганты жили и творили в Самаре. Масштаб личности и универсальность таланта не могут не восхищать. Для города это важный вклад в развитие местной идентичности. Мы еще немного приблизимся к пониманию уникального самарского характера, расскажем детям о том, какие великие и талантливые люди создали место, в котором мы живем. Еще один повод гордиться нашим прошлым — разве этого мало?
Страничка истории
В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С 31 марта по 14 апреля и с 11 июля по 1 октября 1895 года Горький работал редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.
С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец, продолжая эстафету, принятую от Горького. Он вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.
Проекты
Комментарии
0 комментариев