В 1909 году, когда исполнилось 50 лет со дня смерти литератора, при ее участии в Доме самарского дворянства был основан небольшой музей — Аксаковская мемориальная комната. Куда потом исчезла эта экспозиция? Возможно ли восстановить музей Аксаковых в Самаре? Это вторая часть материала, со второй можно ознакомиться по ссылке.
После революции благодаря стараниям Хованского архив Аксакова перевезли из опустевшего и неотапливаемого Дома дворянского собрания в городской музей. Но судьба этого культурного учреждения в тот период оказалась не менее трагичной. Одно время он был закрыт и не имел ни охраны, ни сотрудников. В 1921 году благодаря усилиям общественности музей вновь начал свою работу. В 1922-м Аксаковскую комнату решили восстановить, но как филиал под кровлей Общества археологии, истории и этнографии (АИЭ) при Самарском университете.
Экспозицию разместили на улице Петроградской, 73 (позднее — Ленинградской). Комната-музей давала лишь некоторое представление об обстановке, в которой жили Аксаковы. Поэтому члены Общества отправились в бывшее имение писателя, в село Языково, с надеждой найти и другие раритеты. На тот момент там проживала внучка писателя Ольга Григорьевна. Экспедиция оказалась успешной. Таким образом, для образования комнаты-музея на Петроградской послужили два источника.
В последующее время Аксаковская комната пополнилась некоторыми новыми предметами. Осенью 1926 года археологическая экспедиция Курсов краеведения при Обществе АИЭ доставила из Языково два больших портрета Григория Сергеевича и его жены Софьи Александровны.
Первыми хранителями Аксаковской комнаты стали члены Общества АИЭ: Тихомиров, а с 1923 года — Зыбин. В 1926-м она была поручена Василию Зенкевичу. В 1928 году обновленная Аксаковская комната открылась для посетителей. Однако в музее прошло только пять экскурсий. В 1929-м Общество АИЭ реорганизовали в окружное краеведческое общество. Закрылся Самарский университет. Многие ученые уехали из города.
В конце 1920-х экспозиция переехала в здание на Садовой, 45.
В тот же период в стране разворачивается кампания по уничтожению краеведения. В сентябре 1928-го Зенкевич, беспокоясь за судьбу раритетов, обращается в Ленинград с просьбой помочь спасти Аксаковскую комнату. Уже в октябре один из сотрудников Пушкинского дома при Академии наук выезжает в Самару и сообщает своим коллегам, что в фонде музея находится до 15 тысяч документов. Зенкевич занимается подготовкой экспонатов и архива к отправке. В декабре 1929 года Пушкинский дом получает первые 12 посылок. Архив остается на хранение в этом учреждении. Некоторые материалы оттуда после войны отправили в восстановленное имение писателя Абрамцево.
Беседуя с председателем Самарского аксаковского общества Павлом Коровиным, я услышала от него твердое: музей нужно воссоздавать. Хотя бы потому, что вот уже 350 лет род Аксаковых связан с Самарой и губернией. Их заслуги в развитии нашей земли неоспоримы.
По словам Коровина, создать экспозицию вполне реально: можно снять копии с архивных документов, фотографий и портретов членов семьи, собрать артефакты, хранящиеся в сельских музеях. Нельзя забывать, что у нас работает старейший российский историк, посвятившая несколько лет изучению семейства Аксаковых, — Раиса Поддубная. Она на собственные средства издала и подарила музеям, библиотекам и краеведам весь тираж своих шести книг: «Аксаковы. Страницы жизни», «Самарская хроника Аксаковых», «Константин Сергеевич Аксаков», «Ольга Григорьевна Аксакова», «Григорий Сергеевич Аксаков, «Аксаковские места в Самарской губернии». Исследования Поддубной могли бы дать материал для экскурсий и выставок. У «аксаковцев» есть мечта — чтобы отреставрированный Дом дворянства отдали под этот музей.
Представители Общества АИЭ постарались поддержать внучку писателя Ольгу Григорьевну в голодное время. Они устроили ее в свою организацию в качестве научного сотрудника. По ходатайству Общества ей была назначена единовременная выплата и пенсия.
Власти обязались беречь гнездо семьи Аксаковых. Но забота о ценностях и усадьбе оказалась показухой. Местная власть, несмотря на протесты Ольги Григорьевны, начала расхищать собрание под предлогом сохранности. Внучка писателя как могла противилась разграблению раритетов, но безуспешно. Она скончалась в апреле 1921 года и была похоронена в общей могиле. Ее верная служанка Хиония Лихачева передала остатки бумаг и вещей из Языково в Самару.
— Согласно последним исследованиям, в этом году исполняется 350 лет связи семьи Аксаковых с Самарой. К сожалению, о безупречном служении этой династии нашему государству мало кто знает. А ведь это прекрасный пример для нравственного воспитания общества. Царь Александр II трижды оценил деятельность Григория Аксакова, выразив ему высочайшее благоволение. А самарские дворяне трижды избирали его губернским предводителем. Самарские купцы первыми выступили с инициативой присвоить ушедшему в отставку губернатору Аксакову звание «Почетный гражданин». Затем их поддержала городская Дума. Самарские крестьяне 20 верст несли гроб Григория Сергеевича на руках в знак величайшего к нему уважения и признательности.
А по прошествии более чем ста лет мы с историками отыскали могилу Аксакова — единственного из самарских губернаторов похороненного в самарской земле. В этом нам помог рисунок его дочери Ольги Аксаковой, найденный в архиве Пушкинского дома РАН. Теперь, после раскопок и археологических исследований, вместе с правительством области мы готовим перезахоронение Григория Сергеевича и членов его семьи. Считаем, что в Самаре необходимо воссоздать существовавший в 1909-1929 годах Аксаковский музей. Надеемся на помощь жителей и властей.
Предыдущая статья:
Куда исчезла Аксаковская комната. Часть 1
Фотографии: исторические архивы
Исторические версии
Исторические версии
Исторические версии
Комментарии
0 комментариев