В 1909 году, когда исполнилось 50 лет со дня смерти литератора, при ее участии в Доме самарского дворянства был основан небольшой музей — Аксаковская мемориальная комната. Куда потом исчезла эта экспозиция? Возможно ли восстановить музей Аксаковых в Самаре?
В 2021 году вышла в свет статья Михаила Перепелкина «Музей, которого нет». Она была посвящена исчезнувшим с карты Самары историко-культурным учреждениям. Отдельное место в публикации занимают три литературных музея. Прочтя их названия, я сразу вспомнила разрушенный дом автора повести «Ташкент — город хлебный» Александра Скобелева-Неверова. Здание располагалось на улице Пионерской. В детстве я жила неподалеку. Мой прадед, так же как и герой Неверова, уехал на поезде в 1921 году в Ташкент в надежде накормить семью. Однако, в отличие от счастливчика Мишки Додонова, привезшего матери мешок с пшеницей, умер по дороге от тифа.
Прекрасно помню и то, какое впечатление на меня, старшеклассницу, произвел полуподвал, в котором жил Максим Горький. В этой скудной обстановке, состоящей из узкой железной кровати и рабочего стола, с окном, из которого были видны лишь ноги прохожих, лучше понимаешь, почему писатель открыто недолюбливал наш город. И этот музей, основанный в 1941 году на улице Степана Разина, канул в Лету.
Но, конечно, более всего поражает судьба Аксаковской комнаты. Ее создали поклонники таланта писателя. С помощью ближайших родственников Аксакова там были собраны удивительные артефакты, том числе огромный семейный архив.
Работая над статьей о музеях, существовавших в Самаре сто лет назад, я так и не смогла понять: что же на самом деле случилось с Аксаковской комнатой. Почему ее демонтировали и в 1929-м передали в ленинградский музей Института русской литературы? Что это — недостаток финансирования и отсутствие площадей? Недальновидность самарских музейщиков? Вредительство? Преступление перед историей родного края? К счастью, все вопросы сняло выложенное в интернете выступление сотрудницы Пушкинского дома Екатерины Левшиной. Запись была сделана во время недавних Аксаковских чтений. Она рассказала, что члены с самарского Общества археологии, истории, этнографии и естествознания обратились в Пушкинский дом с просьбой забрать экспонаты и архив Аксаковых, так как очень беспокоились за судьбу реликвий. Все дело в кампании по уничтожению краеведения, которая развернулась тогда в стране. Более подробно все перипетии судьбы Аксаковской комнаты я смогла узнать из статьи сотрудниц Самарского историко-краеведческого музея Ирины Крамаревой и Татьяны Конякиной. Они по архивам отследили все, что происходило с экспозицией после революции.
Мемориальная комната находилась на верхнем этаже Дома дворянского собрания, и ныне украшающего улицу Алексея Толстого. Позднее над музеем возвели еще один этаж. С 1884 по 1891 год тут жил и работал Григорий Аксаков, трижды избираемый на должность предводителя губернского дворянства. Должность эта была почетной и не оплачивалась. Григорий Аксаков и скончался здесь же 24 февраля 1891 года. А 24 декабря 1890-го, как рассказывает председатель самарского Аксаковского общества Павел Коровин, в этом доме родился композитор Сергей Сергеевич Аксаков — единственный правнук, продолживший прямую ветвь писателя.
16 июня 1909 года Аксаковская комната приняла первых посетителей. И в дальнейшем вплоть до революции все именитые гости Самары считали своим долгом побывать в этом музее. В том числе его посетил сам великий реформатор Петр Столыпин. В период революции и Гражданской войны мини-музей ждала трудная судьба.
В своей статье Конякина и Крамарева пишут:
«Письма и рукописи в этот период существования Аксаковской комнаты были помещены в прекрасных темно-красных сафьяновых папках в количестве восемь штук и тщательно описаны хранителем комнаты Елшиным. К сожалению, к 1920-м годам осталось описание лишь одной папки, а остальные были утрачены при передаче архива из одного учреждения в другое». Председатель Самарской губернской ученой архивной комиссии Хованский после Февральской революции «принял отчасти по собственной инициативе меры по спасению культурных ценностей».
По словам историков, главным инициатором создания музея выступил преемник Григория Аксакова, новый губернский предводитель дворянства Александр Наумов. Его инициатива была горячо поддержана самарским обществом, потомками писателя и в их числе внучкой Ольгой Григорьевной. Известно, что в музее хранились большая коллекция рукописей литератора, его кресло, диван, на котором отдыхал не однажды гостивший у Аксаковых Николай Гоголь, другие предметы мебели и картины из дома классика. Родственники передали и библиотеку, а также большое количество рисунков и фотографий. Губернский предводитель отметил также, что из рук сына писателя Сергея Аксакова он получил для экспозиции деревянную шкатулку старинной работы со всевозможными ящичками и секретными отделениями и принадлежности для ужения рыбы.
Окончание следует.
Фотографии: архив «СГ», исторические архивы
Исторические версии
Исторические версии
Исторические версии
Комментарии
0 комментариев