Борис Трейбич: Мне интересно все — и классика, и новая драматургия

17.11.2020

757

Светлана Келасьева

Расспросили самарского актера о буднях частного театра.

В 2020 году исполняется 35 лет частному театру «Город». Актер Борис Трейбич рассказал, как когда-то он пришел в эту труппу, почему не покинул ее до сих пор и чем живет сегодня творческий коллектив.

Время перемен

В театр я попал случайно. Летом 1991 года увидел объявление о том, что «Город» набирает актерский курс. Меня это почему-то заинтересовало. Хотя прежде никаких стремлений к игре на сцене у меня не было. В школьные годы я выступал пару раз на утренниках. В первый раз забыл стихотворение, которое собирался прочитать, а второй раз пробыл на сцене секунд 20 и произнес одну фразу.

Видимо, в начале 90-х время было такое, все ломалось. Причем не только снаружи, но и внутри. Завод, на котором я трудился, практически встал. Люди стали менять профессии, каждый искал себя. О том, что я стану актером, тогда речи не шло. Это было просто что-то новое.

Курс вел основатель театра «Город» Виктор Алексеевич Тимофеев. Он преподавал сам и приглашал из института культуры педагогов по речи, актерскому мастерству. На первое вводное занятие собралось человек тридцать, трое мужчин и много девушек. Каждому следовало рассказать о себе. Мне тогда было 27 лет, я окончил политехнический институт и уже несколько лет работал на станкозаводе. Тимофеев выслушал меня и говорит: «Вы же понимаете, что никогда не будете актером?». Я сказал, что конечно понимаю. Тем не менее, с того нашего курса я единственный остался в театре.

Примерно в середине обучения меня начали вводить в спектакли на небольшие роли. Когда курс закончился, их число возросло. Первое время я совмещал игру в театре с работой на заводе. Но потом понял, что хочу остаться в «Городе». Меня сюда тянуло, здесь была совершенно иная атмосфера. Я прекрасно понимал, что заработать денег тут невозможно. Первые годы было очень тяжело в материальном плане. Зарплаты — от случая к случаю и небольшие, а тут еще и инфляция. Потом появились разные подработки, тоже связанные с театром. Это позволило еще больше закрепиться в актерской профессии.

Возможность играть

Помимо «Города» я еще играю в «Самарской площади». Мое достаточно активное сотрудничество с этим театром началось в 2007 году. Через какое-то время встал вопрос: либо мне окончательно переходить туда, либо в новых спектаклях меня задействовать не будут. И это правильно, если есть своя труппа, зачем приглашать актеров со стороны? Я принял решение остаться в «Городе». Возможно, причиной этому стала моя преданность Виктору Алексеевичу. В «Самарской площади» сейчас выхожу на сцену только в нескольких спектаклях, которые были поставлены еще тогда. Этот театр был мне необходим, чтобы осваивать профессию. Сейчас у «Города» достаточно серьезный репертуар. А прежде играли мы нечасто. Но когда пришлось выбирать, сомнений не было: мой дом — это «Город». Несмотря на то, что «Самарская площадь» — театр муниципальный, и во многих отношениях там проще, чем в частной труппе.

Два сложных момента

За те почти 30 лет, что я в «Городе», у нас было два критических момента. Первый раз в 1995 году, когда труппа раскололась и шесть человек, на которых держался репертуар, ушли и создали свой театр «Витражи». Произошло это неожиданно, в одночасье. Как гром среди ясного неба — все рухнуло, играть некому и нечего. Но постепенно мы взяли себя в руки, восстановили спектакли. Тимофеев вел курс в институте культуры, и нас тогда очень выручили его студенты, которые хотя бы год-два играли у нас. После окончания учебы они уходили — финансовая нестабильность не позволяла им остаться — но хотя бы какое-то время с их помощью мы могли держать репертуар.

Второй сложный момент — 2011 год, когда не стало Виктора Алексеевича. Нам предстояло решить, стоит ли все это продолжать. Решили, что стоит. К нам присоединились ребята, которые за год до этого окончили курс у Тимофеева. В первые годы у нас было, если можно так сказать, общее художественное руководство театром. Основную же часть административной работы взяли на себя я и нынешний директор «Города» Татьяна Быкова. В 2016 году к нам пришел Константин Грачков, незадолго до этого окончивший СГИК. Он стал нашим художественным руководителем. Поставил спектакли «Марьино поле», «Бред вдвоем». Стал привлекать других режиссеров.

К этому времени мы уже базировались в областной библиотеке, а до этого примерно лет десять показывали спектакли на площадке музея Алабина. Еще раньше постоянной сцены у нас не было. Мы показывали постановки в разных местах — в Доме актера, ДК Металлургов, ДК Кирова. Конечно, наличие постоянной площадки — это совсем другое дело. Зритель привыкает к ней. Почему-то так получилось, что после переезда в библиотеку люди стали ходить к нам активнее. Думаю, в этом есть заслуга сотрудников учреждения, которые очень хорошо к нам отнеслись, много помогают, в том числе информационно.

До пандемии и во время

Третий сложный момент в жизни театра наступил сейчас. В пандемию всем пришлось нелегко, частным коллективам трудно вдвойне. Мы оказались как бы вне закона. Государственные и муниципальные театры имеют финансирование — хоть урезанное, но все же позволяющее существовать. Частные фирмы тоже получили какую-то поддержку от государства. Мы надеялись, что нам тоже помогут. Оказалось, что наша форма собственности не входит в перечень поддерживаемых государством. Пришлось выживать самим. В том числе просить помощи у зрителей. Нам перечисляли небольшие суммы, но мы очень благодарны всем, кто нас поддержал.

Была надежда, что начнется театральный сезон и все изменится. Люди будут ходить на спектакли, и мы поправим свое положение. Но, увы, этого не произошло. Зрителей сейчас очень мало. Кто-то болеет, кто-то боится. Коллективные походы школьников запрещены. Иногда даже приходится отменять спектакли из-за того, что билеты не проданы.

Скоро премьера

Тем не менее сейчас режиссер Ольга Рябова ставит новый спектакль. «Мой папа — Питер Пэн» по пьесе современного шведского драматурга Керен Климовски. Премьера назначена на 31 октября. Мы надеемся, что на эту постановку будут приходить родители с детьми-подростками. В ней затрагивается тема отношений в семье. Что делать, если папа не готов брать на себя ответственность и создает свой мир Питера Пэна, в который вовлекает сына? Формально этот человек неправ. Но если посмотреть глубже, может оказаться, что его желание жить в идеальном мире вполне понятно и оправданно. В спектакле затрагиваются вопросы доверия, одиночества в семье.

Я репетирую две роли — папы и ведущего.

В наших дальнейших планах — спектакль «Точки на временной оси» современного автора Дмитрия Богословского. Его будет ставить Константин Грачков.

Классика и современность

Сейчас в репертуаре «Города» более десяти детских спектаклей и чуть меньше постановок для взрослых. Наш худрук сторонник новой драматургии, поэтому мы много играем современных авторов — «Иллюзии» Ивана Вырыпаева, «Наш класс» Тадеуша Слободзянека, «Марьино поле» Олега Богаева. Но есть у нас в репертуаре и классика, например, «Последняя остановка» по Эриху Мария Ремарку. Или «Знаток женского сердца» по произведениям Зощенко и Аверина. Этот спектакль был поставлен еще Тимофеевым и до сих пор весьма популярен у зрителей.

Поскольку театр не имеет финансирования, гарантированных зарплат у нас нет и нет постоянной труппы. Но есть несколько актеров, которые составляют костяк коллектива. Помимо них много приглашенных артистов. Это непросто, поскольку приходится все время подстраиваться под каждого. Репетируем мы зачастую поздно вечером, а то и вовсе ночью, когда все освобождаются после основной работы.

Не бояться ошибаться

Мне интересно все — и классика, и новая драматургия. Я люблю играть в детских спектаклях, в комедиях, в психологических драмах. Актеру, чтобы развиваться, нужно участвовать во всем. И непременно взаимодействовать с разными режиссерами. Ведь каждый работает по-своему. Дима Крестьянкин, который поставил «Наш класс», пришел со своим видением, сразу объяснил актерам, что делать. А Ольга Владимировна Рябова хочет, чтобы сначала каждый участник спектакля предложил что-то свое. Все это копится, обсуждается и потом вытекает в итоговый вариант. Крайне интересно пробовать разные формы работы.

Я считаю, режиссер должен не бояться ошибаться. Чтобы набить руку, надо постоянно ставить спектакли. Другого способа научиться нет. Не получилась постановка? Ничего страшного. Берись за следующую.

Читайте также:

Стиль жизни

Новый год не по стандарту. Три истории самарцев, которые работали 31 декабря

Далеко не всем удается провести праздник в кругу друзей или семьи

Люди

Обнаженная натура. Истории о том, каково позировать без одежды

Модели и художники рассказали о своем первом опыте.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации