Актриса театра драмы Елена Лазарева: «Роль помогла мне сделать жизненный выбор»

25.08.2023

18208

Автор:

Актриса театра драмы Елена Лазарева: «Роль помогла мне сделать жизненный выбор»

Нынешним летом, в июне, актриса театра драмы имени Горького Елена Лазарева отметила юбилей. А 40-летие на самарской сцене — два года назад. Пришла она в труппу в 1981-м, сразу после окончания Свердловского театрального училища. За минувшие годы были главные роли, обучение в ГИТИСе, работа в институте культуры, где теперь возглавляет кафедру актерского искусства и сценической речи. Заслуженная артистка РФ, народная артистка Самарской области рассказала «СГ» о своих последних работах в спектаклях «Тартюф» и «Фредерик, или Бульвар преступлений», а также о целевом курсе, который набрали для самарского театра драмы и трупп Тольятти.

В доме Оргона скандал

— С замечательным режиссером Александром Сергеевичем Кузиным в работе я встречаюсь третий раз. Первым был спектакль «Лес», где я играла Улиту. Вторым — «Странная миссис Сэвидж», роль Лили Бэлл. И вот «Тартюф» — возрастная роль бабушки, госпожи Пернель.

Кузин — величина не только всероссийского, но, мне кажется, мирового масштаба. С ним всегда очень интересно и легко работать. С первой репетиции он знает, о чем и про что будет ставить, грамотно выстраивает диалог с актером. Мы не сидим, кивая головой. Он все время задает вопросы, провоцирует, чтобы понять, с какой стороны еще можно показать тот или иной образ. Может короткой и точной фразой поддержать актера, если тот заходит в творческий тупик.

У него всегда очень точное художественное решение — выразительная и яркая сценография. Но больше всего мне импонирует его уважительное отношение к пьесе. Не люблю, когда актеры пробрасывают текст или подменяют его своими словами. Александр Сергеевич очень строго следил, чтобы мы держали стихотворную строку и музыкальный ритм мольеровского произведения.

Актриса театра драмы Елена Лазарева: «Роль помогла мне сделать жизненный выбор»

Он пришел и сразу сказал: «В доме Оргона скандал». Этот скандал — госпожа Пернель. Мы должны поверить, что моя героиня от всего происходящего ужаса, от несправедливости по отношению к замечательному (по ее мнению) Тартюфу действительно сейчас умрет. И это не поза, не манипуляция, а подлинные чувства, точка кипения.

После первой репетиции Кузин сделал очень точные корректировки для работы над образом. Госпожа Пернель не сварливая дама, а настоящая фурия, сметающая все на своем пути. Она не хитра, а действительно дуболоба — таких людей можно только пожалеть. 

В начале работы над персонажем всегда пытаюсь понять, кого он мне напоминает в животном мире. Когда я надела чепец, сразу подумала: сова — такая нелепая, смешная. А в день премьеры решилась на смелую импровизацию. Нарисовала себе усики. Это было почти хулиганство. Кузин ни о чем не подозревал. Но когда я вышла со сцены, он мне сказал: «Молодец, хорошо, это тоже оставляем».

Мрачный финал был принципиальным для Александра Сергеевича. Он сказал: «После того что они пережили, ничего хорошего в их доме быть не может. Я не могу представить, как будут выстраиваться, например, взаимоотношения Оргона и Эльмиры». Свою человеческую ненужность в полной мере ощущает госпожа Пернель. Впереди никого из них ничего не ждет. Режиссер сразу предупредил, что спектакль не будет водевилем. Все это было бы смешно, когда бы не было так страшно. Вот в чем и есть огромный плюс постановки. Зрители смеются, и вдруг такой перевертыш — трагичный финал. Заставляет задуматься.

Актриса театра драмы Елена Лазарева: «Роль помогла мне сделать жизненный выбор»

Юмор, драматизм, глубина, философия 

Такая роль, как мадемуазель Жорж, — подарок для любой актрисы. В ней есть все: юмор, драматизм, глубина и философия. Первые репетиции «Фредерика» провел Валерий Викторович Гришко (художественный руководитель театра драмы, скончался после продолжительной болезни в мае 2022 года — прим. авт.). Потом случились трагические события, было непонятно, кто продолжит работу. На счастье нашего театра, появился Сергей Анатольевич Морозов, который впоследствии стал заместителем директора по реализации творческих проектов — короче говоря, художественным руководителем. И то была моя первая встреча с этим режиссером. Он сразу подкупил своим уровнем культуры и высоким профессионализмом. Поскольку распределение ролей случилось до него, Морозов предупредил о возможных изменениях. Сергей Анатольевич говорил о каждом персонаже и, когда дошел до мадемуазель Жорж, сказал: «Образ собирательный, но такая артистка на самом деле была — любимая актриса Наполеона. Высокого роста, черноволосая, горбоносая». Вслух замечаю: «Просто как я». Засмеялись все. И мне от этого стало легко. Кажется, именно в данный момент произошло наше творческое и человеческое взаимопонимание.

Для меня как для актрисы это был непростой период. Присутствовало ощущение растерянности и ненужности после ухода в мир иной Вячеслава Гвоздкова и Валерия Гришко. Стал строиться не мой театр. И тут впервые обстоятельства героини и меня (актрисы) совпали: только она ушла из театра и из профессии, а я осталась. Эта роль помогла мне сделать жизненный выбор. Благодарна Сергею Морозову за возвращение в профессию.

Мне дорога эта роль тем, что в ней много иронии и самоиронии. Она об актерской судьбе, о наших взлетах и падениях. И о том, что каждый однажды оказывается перед важным для себя выбором.

Актриса театра драмы Елена Лазарева: «Роль помогла мне сделать жизненный выбор»

Дюжина талантливых парней и девчонок

Курс, который мы набрали на актерское отделение в институте культуры, — 12 бюджетных мест — не весь пойдет в театр драмы. Заинтересованность в ребятах проявили и тольяттинский «Дилижанс», другие труппы города. Шесть парней и шесть девчонок, все очень музыкальные, многие на экзамен пришли с гитарой, красивые как на подбор. Руководитель курса — Вадим Горбунов, сценическую речь у них будет преподавать Елена Ивашечкина. Также одним из педагогов станет молодой актер театра драмы, выпускник института культуры, который сейчас поступил в Щукинский институт на режиссуру, Александр Бригаднов.

Возможно, через пару лет мы поставим с ними учебный спектакль. 

На каждом выпускном курсе я делаю спектакль со студентами. Чаще это бывают инсценировки, созданные мной. За 15 лет моей работы в институте культуры я выпустила спектакли «Сто лет одиночества» по роману Габриеля Маркеса, «Есть жизнь, есть смерть» по повести Леонида Андреева «Рассказ о семи повешенных» — он включен в репертуар театра «Мастерская» и идет по сей день. Следующей была постановка «Леди Макбет Мценского уезда». С ребятами курса Юрия Долгих мы сделали «Полнолунье» по «Мастеру и Маргарите». Последняя работа у меня была на курсе Вадима Горбунова — «Счастье мое, или Бумажный патефон». С этим спектаклем ребята поехали на фестиваль «Он. Она. Они» в Екатеринбург и получилиГгран-при. Дениса Раптанова, который исполнял главную роль, заметил Николай Коляда и пригласил в свой театр.

Важно создать такой учебный спектакль, в котором ребята могли бы показаться. И режиссер их заметил бы и взял к себе. Мне не жаль, когда талантливые студенты пробуют себя в Москве и Северной столице. Миша Гаврилов сейчас работает в санкт-петербургском театре «Мастерская» у Григория Козлова. Герман Сигал окончил у Игоря Золотовицкого в школе-студии МХАТ курс. Ребята ищут себя, и слава богу, если находят. У нас нет крепостного права на студентов. Главное, чтобы не было разочарования в профессии. А если оно случится, то пусть как можно раньше, когда еще не поздно найти другое занятие по душе.

Актриса театра драмы Елена Лазарева: «Роль помогла мне сделать жизненный выбор»

Фотографии предоставлены спикером

Читайте также:

Люди

Под бой курантов: как самарцы встречают Новый год на работе

Поговорили с полицейским, пожарным, ведущей, врачом и кондуктором

Люди

Самарский моделист сделал Чужого, Шварценеггера и солдат времен ВОВ

Художник-моделист рассказал о тонкостях мастерства и дал советы новичкам

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации