Василий Ефанов – самарский художник, создавший соцреализм

В победном мае мы продолжаем рассказ о самарских художниках, которые карандашом и кистью приближали Великую Победу.

Война не делает различий и в грозовые годы, под огнем оказывались и простые фронтовые художники, и «генералы» от искусства. Наш земляк Василий Ефанов к началу Великой Отечественной войны был уже прославленным живописцем. Почти классиком соцреализма. Хотя на автопортрете 1942 года перед нами вполне еще молодой, но усталый человек. Совсем не похожий на патриарха стиля и создателя аплодисментного реализма. Перед нами солдат. Воин, выбравший минутку среди боев, чтобы отдохнуть от ратного труда. Он прошел долгий путь по извилистым дорогам русской истории.

От улицы Шихобаловской

Вася Ефанов родился 10 ноября по старому стилю в 1900 году на улице Шихобаловской, сейчас — Ленинской. В семье крестьян, перебравшихся в губернский город и ставших мещанами.

Учился мальчик в единой трудовой школе II ступени, потом — в местном Художественно-промышленном техникуме у художников-декораторов Ф. Чижова и П. Краснова. Успехи в рисовании и живописи были так очевидны, что Василий решил отправиться в Москву, чтобы продолжить обучение там. И поехал не один, а со старым другом.

Друзья детства

С самого детства он дружил с Николаем Симоновым. Тем самым, который станет потом прославленным актером и так же, как Василий, — многократным лауреатом Сталинской премии. Правда, не за живопись, а за игру в кино.

Василий Ефанов

Василий и Николай вместе учились в техникуме и разрывались между страстью к живописи и любовью к театру. На первом этапе искусство победило, и друзья отправились в Северную столицу поступать в Свободные художественные мастерские (бывшая Академия художеств).

Николай поступил, а Василий нет. Симонов еще проучится несколько лет в разных художественных заведениях, станет учеником Петрова — Водкина, но в конце концов сцена победит, и он станет великим русским актером. У его друга путь к славе окажется длиннее и сложнее.

Дорога в искусство

Василий Ефанов с первого раза не поступил в художественные мастерские в Петрограде, не поступил во ВХУТЕМАС в Москве, но все-таки перебрался в столицу и начал обучение на легендарных курсах рисунка Кардовского.

В своих статьях я уже упоминал этого знаменитого педагога и художника. Он воспитал десятки знаменитых советских мастеров, будучи при этом совершенно несоветским человеком. Дмитрий Кардовский происходил из дворян Ярославской губернии. Прославился как художник, рисующий на библейские темы в духе строгого историзма, как книжный график оформлял сборник «Жемчуга» Николая Гумилева в 1910 году.

Окончив курсы в 1926 году, Василий Ефанов начал сотрудничать в качестве иллюстратора с журналами «Пионер», «Костер» и «Красноармеец и краснофлотец». Поработал он и в театре: четыре года отдал труду художника-оформителя в «4-й студии МХАТ». Собственно, грамотное использование театральной темы в неожиданном контексте и прославило Ефанова. Но прежде чем найти свой стиль, ему пришлось написать «Перекоп».

Арт-штурм Перекопа

Василий Ефанов был членом АХРР и в 1933 году участвовал в выставке к 15-летию Красной Армии с очень конъюнктурной картиной «Ликвидация антоновщины». Из всех подвигов, совершенных РККА за 15 лет, он выбрал именно этот сюжет — подавление крестьянского восстания. Это было проявлением тонкого политического чутья. После этой картины Ефанова заметили и он был приглашен в группу художников, создававших по инициативе Ворошилова диораму «Штурм Перекопа».

Огромное полотно было посвящено последней большой битве Гражданской войны — переходу Красной Армии через Сиваш и прорыву в Крым. Работе уделялось большое идеологическое значение. Писать штурм Перекопа собрали ударную бригаду из лучших художников СССР.

Диорамную бригаду, возглавил Борис Иогансон. Также в нее входили Гавриил Горелов, Александр Моравов, Аркадий Пластов, Павел Соколов-Скаля. Панорамной руководил Георгий Савицкий, помощниками его были Николай Христенко и Василий Ефанов. От Главного Политического Управления Красной Армии консультантом был назначен участник Гражданской войны и штурма Перекопа генерал Дмитрий Карбышев.

Рождение соцреализма

Диорама «Штурм Перекопа» была уникальным произведением пропаганды, а не только изобразительного искусства. В 1930-е годы в Советском Союзе параллельно с формированием тоталитарной системы и ростом культа личности формировалось и представление о новом обществе — идеальном СССР, прекрасной стране победившего социализма.

Василий Ефанов. Уличный бой

В «Штурме Перекопа» еще нет соцреализма — это произведение в традициях русской реалистической школы, но тут нет ничего социалистического. Василий Ефанов был, наверное, первым художником, который составил правильный рецепт соцреализма — нужно показывать в живописи именно и только то, что стало возможным при социализме.

Актрисы и летчики

Одной из первых картин того, что позже назовут «аплодисментным реализмом», стало яркое полотно «Встреча слушателей Военновоздушной академии им. Н.Е. Жуковского с артистами театра им. К.С. Станиславского». Герои-летчики, классики русского театра и прекрасные русские артисты — все вместе. Каманин и Станиславский рядом. Тут уж никто не скажет: «Не верю!». Была ли эта встреча на самом деле? Какая разница! Она должна была быть в Стране Советов, эта незабываемая встреча, возможная только тут.

Сталин и другие

Да, самая знаменитая работа Ефанова — без преувеличения, шедевр социалистического реализма — это полотно «Незабываемая встреча». Очень хорошо иллюстрирующее социалистическую действительность. Ведь с вождем всех времен и народов встречаются не какие-то работницы, а жены руководителей, для которых Иосиф Виссарионович и правда отец родной. Тихо и скромно сидят, как невидимки, соратники Ильича и даже его жена, но встреча не с ними….

Советский — значит первый!

Создавая это полотно, Василий Ефанов на много лет предвосхитил идеи поп-арта и Энди Уорхола. Он написал большую и яркую картину по газетным черно-белым фотографиям, просто представив, какой должна быть эта встреча, и сделав ее реалистичной? Поп-культурной? Фантастической?

Только знаменитый американский художник не рисовал кистью, а лениво делал шелкографию, а Ефанов тщательно выписывал каждую жилку на лике.

Просто в Америке доминировал доллар, а в СССР — советская власть. И Ефанов вполне в духе модернистских концепций рисовал самые важные символы меняющейся эпохи. Ленин и Горький в Горках, Сталин у постели больного Горького…

Уже в 1938 году Ефанов получает грандиозный заказ — роспись павильона СССР на выставке в Нью — Йорке. Он пишет монументальное полотно «Лучшие люди Страны Советов», которое потом с триумфом отправится по миру. Советская власть любила хвалиться своими достижениями. Однако Ефанов, хоть и был почти придворным, оставался очень талантливым и тонким художником. Все его работы выполнены на высочайшем художественном уровне, а галерея портретов работы Ефанова — одна из самых представительных в истории советского искусства.

Художник на войне

Василий Ефанов встретил войну знаменитым и очень успешным мастером. Он уже получил свою первую Сталинскую премию.

Василий Ефанов. У могилы товарища

Осенью 1941 года Ефанов возвращается в Куйбышев. И около года живет и работает здесь, на своей малой родине. Еще жива его мать, и он пишет ее портрет, но главная работа — это фронт. Ефанов недолго высиживает в тылу и с другими художниками отправляется на передовую.

В 1942 году, под огнем, он создает серию зарисовок про оборону Сталинграда. Его автопортрет относится к этому периоду. Василий Ефанов не отсиживался в тылу — ведь и портреты солдат можно было рисовать по фотографиям — нет, он отправляется туда, где кипят бои, и рисует с риском для жизни, в окопах, рядом с бойцами.

Четыре премии и одна слава

Уже после войны Ефанов получит еще три Сталинские премии и станет совсем уже забронзовевшим, но… продолжит работать и создавать талантливые портреты, прекрасные пейзажи, сценографию и графику.

Чтобы понять уровень Ефанова-портретиста, достаточно посмотреть на созданный им в 1963 году портрет молодой тогда Галины Вишневской. А что касается Сталина и других вождей… Василий Ефанов создал наше искусство 1930-х. Согласны ли мы с ним, нравится ли нам тот или иной исторический персонаж — уже неважно. Мы смотрим на эту эпоху холстами Ефанова.

Жаль, что в Самаре не помнят своего выдающегося земляка. Василий Ефанов — наш самый прославленный художник, солдат Победы, творец большого советского стиля.

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close