Улица именитого конструктора

05.05.2020

33

Автор:

Улица именитого конструктора

19 июня 2001 года Производственная улица поселка Управленческий получила имя академика Кузнецова. В его честь назван сквер, установлено два памятника в виде бронзовых бюстов — 19 августа 1986 года в сквере на пересечении улиц Победы и Ново-Вокзальной и 25 июня 2001 года — в сквере, носящем имя Николая Кузнецова, в поселке Управленческий — к юбилею конструктора. Авторы памятников — архитектор Николай Красько и скульптор Михаил Аникушин.

Николай Кузнецов родился 10 (23) июня 1911 года в Актюбинске в семье рабочего-котельщика Дмитрия Матвеевича и домохозяйки Марии Михайловны. Отучившись в школе крестьянской молодежи, он в 1926 году начал работать слесарем. В 1930 году Николай окончил школу и поступил в Московский авиационный техникум на вечернее отделение, а днем работал слесарем-сборщиком.

В 1933 — 1938 годах он учился на воздушно-техническом факультете моторостроительного отделения  Военно-воздушной академии РККА имени Жуковского и параллельно — в летной школе при академии. Работать он остался в академии, в апреле 1939 года вступил в ВКП(б) и вскоре был избран парторгом кафедры. 4 апреля 1941 года Кузнецов успешно защитил кандидатскую диссертацию по проблеме конструкционной прочности авиационных моторов.

В июле-сентябре 1942 года в порядке стажировки находился на Северо-Западном фронте, был старшим инженером 239-й истребительной дивизии 6-й воздушной армии, обеспечивавшей проведение Демянской операции. В октябре 1942 года Николай Дмитриевич познакомился с Георгием Маленковым, высоко оценившим способности Кузнецова и направившим его заместителем главного конструктора ОКБ Уфимского завода авиадвигателей В.Я. Климова.

Командир дивизии полковник Иванов писал про инженер-майора Кузнецова: «Практически и теоретически знает самолеты Як-1, ЛаГГ-3 и «Харрикейн». Имеет отличные организаторские способности по эксплуатации и ремонту материальной части самолетов и моторов. Оказывает большую помощь техническому составу непосредственным показом и рассказом: как устранять обнаруженные дефекты, причину их появления. Много внимания уделяет анализу обнаруженных дефектов и анализу летных происшествий. Пользуется большим авторитетом у технического состава».

С 1 июля 1946-го по 1949 год он был главным конструктором этого ОКБ. С мая 1949-го по 1994 год Кузнецов возглавлял опытный завод, ставший ОКБ его имени в Куйбышеве.

Под руководством Кузнецова на предприятии создали 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолетов разного назначения и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей для ракетно-космических комплексов, для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов. Также продукцией завода стал отечественный автопилот.

Сначала его завод был опытным, потом Куйбышевским моторным, затем Куйбышевским научно-производственным объединением «Труд», сейчас — ПАО «Кузнецов». В 1957 и 1981 годах Кузнецов стал дважды Героем Социалистического Труда, а в 1982 году — почетным гражданином Куйбышева. Не стало Николая Дмитриевича 31 июля 1995 года.

В память о нем в поселке Управленческий установлены две мемориальные доски: 31 июля 1996 года — на доме №2 по улице Симферопольской, где жил конструктор, и 23 июня 2011 года — на фасаде Института энергетики и транспорта СГАУ.

Имена Победы

Читайте также:

Имена Победы

Автор знаменитой симфонии

5 марта 1942 года Государственный академический Большой театр, эвакуированный в 1941 году в Куйбышев, поставил премьеру Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича […]

Имена Победы

Он эвакуировал предприятия

21 мая 1987 года в память о событиях Великой Отечественной войны Шестую просеку в Промышленном районе Куйбышева переименовали в улицу […]

Имена Победы

Имени председателя Президиума Верховного Совета

Михаил Иванович Калинин не раз бывал в Самаре и Куйбышеве. 15 сентября 1919 года он прибыл в Самару с агитпоездом […]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации