75 лет Победы

Как создавали Аллею трудовой славы. Часть 4

В нашем городе есть немало мест, посвященных трудовому подвигу куйбышевцев.

Среди них и двухкилометровый отрезок проспекта Юных Пионеров, который официально носит название Аллеи трудовой славы. На ней рассказано о работе, продукции, коллективах заводов трех районов — Кировского, Промышленного и Советского.

Как, по чьей инициативе создавали в середине 80-х годов этот знаковый для города объект? «Самарская газета» собирала материал по крупицам — в архивах, библиотеках, управлении главного архитектора, из воспоминаний ветеранов.


Как создавали Аллею трудовой славы. Часть 3


Предприятия заканчивали работу по проектированию и изготовлению монументальных конструкций для Аллеи трудовой славы. 10 площадок было четко отведено для заводов — моторостроительного объединения имени Фрунзе, металлургического завода имени Ленина, 9 ГПЗ, «Куйбышевкабеля», завода аэродромного оборудования, «Металлиста», авиационного завода, «Прогресса», «КАТЭК» и агрегатного производственного объединения. Приближалось время установки стел и общего благоустройства аллеи.

Май или ноябрь?

В тех немногих источниках об истории создания Аллеи трудовой славы, которые доступны в интернете, повторяется одна и та же дата открытия монументов: 9 мая 1985 года, к 40-летию Победы. Но когда мы обратились к сотрудникам Самарской областной универсальной научной библиотеки, информация не подтвердилась. Они не нашли в картотеке упоминания статей об открытии аллеи, датированных маем 1985-го. Зато значились материалы на интересующую нас тему в газетах «Волжская коммуна» и «Волжская заря» за ноябрь. Библиографы предположили: возможно, это ошибка, такое редко, но случается. Выяснить истину можно, только изучив газеты и за май, и за ноябрь.

Журналист «Самарской газеты» отправилась в библиотеку штудировать подшивки. И оказалось, что растиражированная в интернете информация об открытии аллеи 9 мая неверна. На самом деле торжество было приурочено к 7 ноября. Видимо, когда в 2004 году своими воспоминаниями о создании аллеи делился бывший главный архитектор города Алексей Моргун, он по истечении почти 20 лет назвал вроде бы вполне логичную дату — 9 мая. Эта версия попала в прессу, ее стали повторять все, кто поднимал тему в дальнейшем.

Получается, «Самарская газета» с помощью сотрудников областной библиотеки восстановила точную дату открытия Аллеи трудовой славы. Это 7 ноября 1985 года.

Установить и благоустроить

Осеннюю дату подтверждает еще одна бумага. Специалисты Центрального государственного архива Самарской области нашли в своих фондах такой документ от 1985 года: решение исполнительного комитета Промышленного районного Совета народных депутатов Куйбышева «О благоустройстве проспекта Юных Пионеров и строительстве бульвара трудовой славы».

Вот его текст:

«Во исполнение постановления бюро Куйбышевского городского комитета КПСС и Куйбышевского городского Совета народных депутатов от 23 июля 1982 года «О мероприятиях по дальнейшему благоустройству и улучшению улиц, парков, скверов в связи с 400-летием основания г. Куйбышева» исполком районного Совета народных депутатов решил:

  1. Для сооружения бульвара трудовой славы обязать руководителей промышленных предприятий района спроектировать и выполнить работы по благоустройству проспекта Юных Пионеров и созданию монументальных композиций, отражающих трудовые достижения коллективов предприятий. Работы выполнить на закрепленных участках за счет средств предприятий в срок до 1 января 1986 года.
  2. Принять к сведению заявление руководства дорожного ремонтно-строительного треста и руководителя предприятия тов. Лазарева И.Т. о том, что ими будут выполнены работы по ремонту дорожного покрытия и пешеходных дорожек на пр. Юных Пионеров за счет средств промышленных предприятий.
  3. Обязать руководителей моторостроительного производственного объединения им. Фрунзе, агрегатного производственного объединения, завода автотракторного электрооборудования им. Тарасова заключить договоры с дорожными трестами на выполнение работ по восстановлению дорожных покрытий пр. Юных Пионеров.
  4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на зам. председателя исполкома тов. Метелкина В.В.».

Под этим решением стоит дата: 8.10.85. Число и месяц, кстати, на подлиннике документа явно исправлены. Какой дата была первоначально, неизвестно.

Работу на земле начали с субботника

А что же все-таки было весной того года? В выпуске газеты «Волжская заря» от 7 мая опубликована заметка «Аллея трудовой славы заложена в день Всесоюзного коммунистического субботника на проспекте Юных Пионеров».

Вот что зафиксировал журналист:

«Три крупнейших района города — Кировский, Промышленный и Советский — связывает между собой прямой, как стрела, проспект Юных Пионеров. Он давно уже стал излюбленным местом отдыха жителей рабочей Безымянки. И потому с таким горячим одобрением была встречена куйбышевцами идея, родившаяся в ходе подготовки к 40-летию Победы: заложить на проспекте Аллею трудовой славы в честь тысяч и тысяч доблестных героев, ковавших в суровые годы войны на волжской земле оружие победы. Первый этап большой работы намечено было выполнить в день Всесоюзного коммунистического субботника, посвященного 40-летию Великой Победы.

Тысячи тружеников промышленных предприятий и организаций, учащиеся школ и профтехучилищ вышли 4 мая на благоустройство проспекта.

Работу большого отряда куйбышевских моторостроителей возглавляли начальник строительного участка моторостроительного объединения имени М.В. Фрунзе Н.П. Форкунов и заместитель начальника цеха №33 Г.Е. Дзинковский.

— Сегодня по-ударному трудятся работники цеха №6, отделов главного металлурга, главного технолога, ОКСа и других служб и подразделений нашего объединения, — говорит Геннадий Евгеньевич Дзинковский. — Им предстоит выполнить большой объем работ: привести в порядок проезжую часть улицы, взрыхлить приствольные круги у высаженных в прежние годы деревьев, вскопать газоны, подготовить к высадке цветов клумбы.

По другой стороне проспекта Кирова с таким же старанием и усердием трудились на благоустройстве закрепленной территории более 150 рабочих, инженерно-технических работников и служащих агрегатно-производственного объединения.

Активное участие в коммунистическом субботнике приняли также куйбышевские металлурги и самолетостроители, автомобилисты и кондитеры, ветераны войны и члены бывших ударных фронтовых бригад, молодые заводчане — ровесники тех парней и девчат, кто вынес на своих плечах все тяготы военного лихолетья».

Окончание следует

Метки

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение