Как создавали Аллею трудовой славы. Часть 3

31.03.2020

56

Автор: Ирина Шабалина

Как создавали Аллею трудовой славы. Часть 3

В нашем городе есть немало мест, посвященных трудовому подвигу куйбышевцев.

Среди них и двухкилометровый отрезок проспекта Юных Пионеров, который официально носит название Аллеи трудовой славы. На ней рассказано о работе, продукции, коллективах заводов трех районов — Кировского, Промышленного и Советского.

Как, по чьей инициативе создавали в середине 80-х годов этот знаковый для города объект? «Самарская газета» собирала материал по крупицам — в архивах, библиотеках, управлении главного архитектора, из воспоминаний ветеранов.


Как создавали Аллею трудовой славы. Часть 2


Ключевые участки

Вспоминает член Союза архитекторов России, Союза реставраторов России Александр Аксарин:

— В октябре 1984 года я после окончания инженерно-строительного института начал работать в архитектурно-конструкторском бюро Куйбышевского авиационного завода. АКБ было фактически полноценным проектным институтом с численным составом около 50 человек. В нем трудились архитекторы, генпланщики и специалисты в области вертикальной планировки территорий, инженеры-строители, инженеры-сантехники, инженеры-электрики, инженеры-сметчики. Возглавлял коллектив главный архитектор завода Николай Николаевич Никитин. Бюро полностью обеспечивало проектно-сметной документацией строительный комплекс предприятия, которое помимо выпуска самолетов застраивало в городе жилые микрорайоны с полным набором учреждений соцкультбыта. Завод подарил городу Дворец спорта на улице Физкультурной, фонтан «Парус» на набережной.

Коллективу нашего бюро поступило поручение разработать проект мемориала Куйбышевского авиационного завода в составе комплекса Аллеи трудовой славы. Мы получили копию принятого эскизного предложения. Авиационному заводу был выделен один из наиболее ответственных участков общей композиции — от проспекта Кирова до улицы Каховской. Второй ключевой участок — от проспекта Кирова до Краснодонской — достался заводу «Прогресс». Согласно общей архитектурно-градостроительной концепции, главный элемент мемориала «Прогресса» должен был представлять собой наклонно-приподнятое объемное полукольцо, образуя своего рода арку входа на аллею с проспекта Кирова — в сторону парка имени 50-летия ВЛКСМ. Образно оно перекликалось с мемориалом, посвященным разрыву блокады, возведенным в Ленинградской области несколько ранее. А мемориал нашего завода, согласно замыслу, должен был формировать собой вход на аллею — с проспекта Кирова в сторону парка имени 50-летия Октября. Состоять он должен был из двух основных композиционных элементов. Первый размещался непосредственно вдоль проспекта Кирова и представлял собой симметрично расположенные горизонтальные пилоны в виде ленты Славы, из-за которой наклонно взмывали вверх стилизованные снопы салюта-фейерверка, увенчанные звездами. Второй частью были дугообразные горизонтальные стелы, на которых предполагалось разместить информацию об истории завода и его трудовой славе.

Наше бюро выполнило эскизное объемное проектирование элементов, включая разработку и компоновку надписей и изображений, отражающих историю авиационного завода начиная с Воронежа и выпуска первых самолетов конструкции Туполева. Рассказывалось и об эвакуации в Куйбышев, героическом строительстве производства на новом месте и организации серийного выпуска штурмовика Ил-2. Была информация и о достижениях советского самолетостроения в послевоенные десятилетия, включая стратегические бомбардировщики Ту-95 и флагманы гражданской пассажирской авиации Ту-114 и Ту-154. Были отражены и достижения авиационного завода в развитии Куйбышева, все-таки завод стал одним из градообразующих гигантов. Его коллектив был награжден орденами Ленина, Боевого Красного Знамени и Трудового Красного Знамени.

Как создавали Аллею трудовой славы. Часть 3

Лилия Кузнецова

Секрет производства

— Наш эскизный проект был успешно согласован с главным архитектором города Алексеем Григорьевичем Моргуном и главным художником Александром Федоровичем Темниковым — авторами общей концепции мемориального комплекса. Тогда же выбрали материал для основных элементов мемориала. Им стали не бетон, не гранит и не мрамор, а нержавеющая сталь и анодированный алюминий по металлическому каркасу. При этом мемориальные надписи, символику и изображения наносили на панели облицовки стел из анодированного алюминия методом химфрезерования. Можно сказать, что это было авангардное для того времени архитектурное, дизайнерское и технологическое решение. Фактически — ноу-хау специалистов авиазавода, располагавшего доступными материалами и передовыми технологиями производства. В этом была специфика мемориала на Аллее трудовой славы — заводы показывали свои достижения, в том числе технологические.

Панель из анодированного алюминия покрывали специальным лаком, на который в масштабе 1:1 по клеточкам переносился с эскизного проекта соответствующий фрагмент рисунка. Архитекторы нашего бюро выполняли это вручную. Затем они же прорезали по перенесенному рисунку пленку лака наподобие трафарета. Далее происходил процесс химфрезерования: поверхность панели протравливали кислотой. В результате прорезанные в пленке лака фрагменты изображения заглублялись и получалось рельефное изображение — фигуры и буквы.

Так рождалось это уникальное произведение монументального искусства, украшавшее собой Куйбышев, а затем Самару на протяжении десяти лет, пока не подверглось вопиющему акту вандализма со стороны охотников за цветным металлом в лихие 90-е.

Сейчас монументы восстановлены, отремонтированы, хотя не все элементы вернулись на свое прежнее место. Но все равно дело сделано отличное, мы не утратили этот объект, город вновь им гордится.

Считаю своим долгом напомнить имена сотрудников АКБ Куйбышевского авиационного завода, которые создавали мемориальное сооружение. Это Александр Аристов, Александр Аксарин, Олег Глухов, Лариса Львова, Александра Масленникова, Леонид Ольховиков, Лариса Стрельникова. Благодарен и всем труженикам завода, кто занимался изготовлением, монтажом и благоустройством этого памятника. А среди авиастроителей, которые совершали трудовой подвиг, был и мой отец — майор Аркадий Викторович Аксарин, военный бортинженер-испытатель летно-испытательной станции завода.

Продолжение следует.

Читайте также:

Новости

Журналисты sgpress.ru и «Самарской газеты» стали лауреатами конкурса на призы губернатора

Публикации журналистов были отмечены губернаторскими наградами трижды по направлению «Год памяти и славы»

75 лет Победы

Жителей города приглашают на онлайн-квест о Нюрнбергском трибунале

Это детально продуманная история в онлайн-формате, основанная на архивных документах и воспоминаниях ветеранов.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации