Как создавали Аллею трудовой славы. Часть 2

24.03.2020

107

Автор: Ирина Шабалина

Как создавали Аллею трудовой славы. Часть 2

В нашем городе есть немало мест, посвященных трудовому подвигу куйбышевцев.

Среди них и двухкилометровый отрезок проспекта Юных Пионеров, который официально носит название Аллеи трудовой славы. На ней рассказано о работе, продукции, коллективах заводов трех районов — Кировского, Промышленного и Советского.

Как, по чьей инициативе создавали в середине 80-х годов этот знаковый для города объект? «Самарская газета» собирала материал по крупицам — в архивах, библиотеках, управлении главного архитектора, из воспоминаний ветеранов.

От символики — к исторической конкретике

Городские власти поддержали инициативу заводчан и выделили под мемориальную зону бульвар на проспекте Юных Пионеров. Работой руководили главный архитектор Куйбышева Алексей Моргун и главный художник Александр Темников.

Вот какие воспоминания Моргуна были записаны в 2004 году.

«В начале 80-х годов у городских руководителей разных уровней накопились заявки от десятка крупных местных предприятий, в которых говорилось примерно следующее: очень хорошо, что сооружен памятник штурмовику Ил-2, это убедительный финал совместного труда горожан, но ведь каждый из наших заводов в войну производил что-то свое, конкретное — пушки, пулеметы, алюминиевый прокат, двигатели, подшипники, то есть то, что в совокупности и стало этим самолетом. Заводчане готовы показать свою историю, без которой невозможен был такой блестящий результат. Это желание, разумеется, было поддержано. Возникла новая патриотическая идея. Для ее решения требовалась довольно большая территория среди жилой застройки. Я предложил почти двухкилометровую протяженную зону в Кировском районе на проспекте Юных Пионеров, обстроенном в военные годы невзрачными двухэтажными домами — от озера в парке имени 50-летия ВЛКСМ до озера в парке металлургического завода.

Вместе с моим заместителем Александром Федоровичем Темниковым, бывшим тогда главным художником города, мы разработали Генеральный план предстоящей застройки и главные композиционные узлы будущего объекта, названного впоследствии Аллеей трудовой славы. Мы убрали огромные металлические конструкции с традиционной для тех лет наглядной агитацией типа «Наша цель — коммунизм», «Народ и партия едины» и другие, установленные вдоль Кировского проспекта на участке пересечения с аллеей. Решили создать что-то более предметное, что осталось бы на долгие годы как память о заводских трудах, понимая, что отвлеченные фигуры из нержавейки с пафосно поднятыми ладонями — это лишь формальная пропаганда патриотизма, не затрагивающая сердце человека.

Чтобы точнее и конкретнее отразить содержательную сторону отдельных заводских монументальных форм, мы передали их разработку в проектные группы заводчан, созданные тогда на многих предприятиях. Они по нашим эскизам разрабатывали детально свои сюжеты, а мы с Темниковым консультировали и помогали архитекторам в поисках композиционных приемов изображения темы. В конечном итоге все заводы-участники создания Ил-2 успешно выразили свой конкретный вклад в изготовление этой боевой машины. В городе была построена громадная уникальная аллея с «биографией» многочисленных предприятий военного времени».

Каждому — свой участок

Аллея была разбита на участки, которые распределили между предприятиями.

От улицы Воронежской до Краснодонской — завод «КАТЭК» и Куйбышевское агрегатное производственное объединение.

От Краснодонской до проспекта Кирова — «Прогресс».

От проспекта Кирова до Каховской — авиационный завод.

От Каховской до Севастопольской — «Металлист».

От Севастопольской до Юбилейной — «Куйбышевкабель» и завод аэродромного оборудования.

От Юбилейной до Металлистов — 9 ГПЗ.

От Металлистов до Советской — моторостроительное объединение имени Фрунзе.

От Советской до Ташкентской — металлургический завод имени Ленина.

Общими усилиями

В тех проектных работах на своем заводе участвовал Алексей Самарцев — ныне заместитель руководителя управления главного архитектора города. Он вспоминает:

— В 1985 году я работал начальником бюро архитектурного проектирования отдела главного архитектора металлургического завода. Тогда ведь крупные предприятия сами занимались строительством жилых домов для заводчан и социальных объектов, благоустройством отведенных территорий. Работа была интересной, мы имели большой опыт проектирования. Наш завод, хотя он появился уже после войны, решено было также увековечить на аллее. Как дань памяти куйбышевским металлургам военного времени.


Как создавали Аллею трудовой славы. Часть 1


Нас, специалистов со всех десяти предприятий, вызвали в ГлавАПУ — Главное архитектурно-планировочное управление города. Объяснили задачи. Работа шла под контролем горкома партии. Куратором стал секретарь горкома, строитель по специальности Александр Косырев. Мы каждую неделю ездили к нему на совещания, показывали и обсуждали сделанное.

В ГлавАПУ разработали основную планировочную схему. Общий эскиз создавался командой Темникова. В него включали элементы благоустройства — лавочки, опоры освещения, урны, газоны. А монументы создавали мы, заводские архитектурно — проектные отделы. Ведь у нас были свои художники, архитекторы, проектировщики. Когда общая идея аллеи была согласована, мы приступили к работе.

Нашему заводу определили участок от Советской до Ташкентского переулка. Мы получили чертежи лавочек, осветительных опор, урн — и все это изготавливали в цехах своего предприятия. А вот стела была нашей «от» и «до» — от идеи до изготовления. Мы долго обсуждали, какой ей быть. Генеральный директор завода Максим Борисович Оводенко был сторонником того, что конструкции должны быть из алюминиевого профиля — нашей основной продукции. Конструкции надо насытить информацией, чтобы стела получилась не только памятной, но и познавательной.

Стела родилась не сразу. Варианты предлагали разные. В итоге главный архитектор завода Борис Валентинович Серболин озвучил такую идею: рвущиеся ввысь три истребителя, поскольку наш алюминий шел прежде всего авиастроителям. Они должны были символизировать энергию победного прорыва.

Как создавали Аллею трудовой славы. Часть 2

Идею переложили на бумагу. Сделали цветную визуализацию, эскизный проект и повезли на согласование Темникову. Кстати, нам же надо было разработать и выполнить входную группу с Ташкентского переулка в парк. Так что и этим мы занимались.

Наш проект поддержали. Заводской проектно-конструкторский отдел выполнил рабочую документацию и на стелу, и на элементы благоустройства. В цехах началась работа над изделиями.

Эта работа запомнилась на многие годы. Ведь она была нестандартной и многогранной. Мы постоянно общались с коллегами с других предприятий, которые трудились над такой же задачей, каждую неделю шли обсуждения в горкоме, райкоме. Ведь объект имел не только градостроительное, но и политическое значение.

В цехах нашего завода, где изготавливались конструкции, архитекторы, художники, проектировщики осуществляли авторский надзор. Если надо, вносили коррективы: какой лак лучше применить, какую морилку для дерева использовать. Тему постоянно обсуждали на совещаниях у директора завода. Когда все было готово, заводские мастера монтировали монумент на месте. И устанавливали элементы благоустройства. Так, общими усилиями, рождалась аллея.

Продолжение следует.

Читайте также:

Новости

Журналисты sgpress.ru и «Самарской газеты» стали лауреатами конкурса на призы губернатора

Публикации журналистов были отмечены губернаторскими наградами трижды по направлению «Год памяти и славы»

75 лет Победы

Жителей города приглашают на онлайн-квест о Нюрнбергском трибунале

Это детально продуманная история в онлайн-формате, основанная на архивных документах и воспоминаниях ветеранов.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации