Николай Николаевич Попов — один из самых влиятельных художников, родившихся в Самаре. Произошло это почти 132 года назад — 4 (17) апреля.
Коля появился на свет в многодетной интеллигентной семье. Его отец преподавал в Приходском училище, располагавшемся в Песчаном переулке — это между Чапаевской и Молодогвардейской в современной топонимике.
Получив аттестат о среднем образовании, Николай отправился в Пензу. Художественное училище имени Селиверстова — одна из важнейших кузниц кадров для русской провинциальной живописи. И среди славных имен, связанных с этим училищем, особое место занимает Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. В прошлой статье я писал о нем как об учителе художника Юрия Филиппова — начинателя школы самарского пейзажа. А вот у Николая Попова Горюшкин-Сорокопудов преподавал на 30 лет раньше — в годы перед революцией. Здесь же его однокурсником был родной брат знаменитого русского футуриста Давида Бурлюка.
Еще студентом Попов создал «Волжский Союз» — объединение художников, проводивших выставки в городах региона. Потом уезжает в Санкт-Петербург, а во время революции возвращается в Пензу — пишет панно «Заговор Брута». Был такой период в советской монументалистике, когда вспомнили всех революционеров начиная с античности. В 1919 году возвращается в Самару, чтобы здесь создать местный ВХУТЕМАС — Высшие художественно — технические мастерские.
Это был очень короткий, но яркий период самарской истории — между освобождением от белых и началом эпидемии тифа и голода. В 1919-м было решено растиражировать опыт ВХУТЕМАСа по стране. В Самару направили художников Адливанкина и Ряжского. К ним присоединился Попов, увлеченный на тот момент идеями футуризма.
Его работы в стиле кубофутуризма вы можете увидеть в коллекции нашего художественного музея — это первые работы авангарда в Самаре. Попов, судя по этим полотнам, был уже вполне сформировавшимся художником. Фокус в том, что, став родоначальником авангарда в Самаре, он сам очень недолго пробыл авангардистом.
И еще одно огромное дело Николая Попова, за которое мы должны быть ему благодарны, — это коллекция авангарда нашего художественного музея. В 1919 году в качестве учебных материалов для мастерских ВХУТЕМАСа он заказал в Москве из Государственного музейного фонда 35 картин художников — представителей новейших течений русского искусства 1910-х годов. Это были работы Елены Бебутовой, Георгия Якулова, Ольги Розановой, Казимира Малевича. Именно они составили основу коллекции авангарда — гордость самарского музея.
Оказавшись перед угрозой голодной смерти, Попов в 1921 году покинул Самару. Расстался и с авангардом. Больше в его искусстве абстракционизма и прочих «измов» не будет. Хотя в 20-е он стоял у истоков «НОЖ» — «Нового объединения живописцев». Эта группа имела краткую и противоречивую историю. На первой скандальной выставке Попов выставил картину «Попал под сокращение. Жертва НЭПа», явно написанную под влиянием немецкого экспрессионизма.
В новой советской реальности художник Попов стал социалистическим реалистом.
Начиная с середины 20-х годов Попов плавно превращается в живого классика. Его прекрасные портреты в лучших традициях русского реализма ничем не хуже его же футуристических работ. Трудно только поверить, что все это — произведения одного и того же художника.
Попов вошел в состав Ассоциации художников революционной России и представлял СССР на одной из первых выставок советской живописи за рубежом — в Токио. Он писал героев новой эпохи, но в отличие от другого самарца — Ефанова — никогда не стремился к созданию парадных портретов, оставляя достаточно места для тонкой психологической проработки образа. Его ранний портрет жены — с вычурной позой и композицией — почти Модильяни.
Но наибольшее влияние на нашу визуальную культуру Николай Попов оказал как художник рекламы. Еще в 1946 году он стал едва ли не первым художником-гиперреалистом. Его работы — это хрестоматийные советские рекламные плакаты, предлагающие сказочное изобилие. Которого, конечно, в послевоенном СССР не было и в помине.
Но эта прекрасная сказка — советский сюрреализм — для художника Николая Попова является вполне обоснованным поворотом в удивительной карьере.
Надо ли отдельно упоминать, что память Николая Попова в нашем городе никак не увековечена? Да, его работами гордится наш музей. Но! У Николая Николаевича, с таким вот послужным списком и огромными заслугами, до сих пор нет страницы в «Википедии»!
И это в год, когда исполняется 100 лет самарскому авангарду. Его создателем был Николай Попов. Наш выдающийся, забытый земляк и незажженная звезда русского авангарда.
Проекты
Комментарии
0 комментариев