Дмитрий Орлов – архитектор склона на площади Славы

Вам нравится, как сейчас выглядит склон на площади Славы?

Это самый известный на сегодня проект самарского архитектора Дмитрия Орлова. И самый обсуждаемый, скандальный, неоднозначный — эпитетов можно набрать много. Когда это дело начинали, и сам проект, и его автора поливали грязью в соцсетях настолько интенсивно, что трудно представить, как может человек психологически с таким справиться. Но Орлов справился. Его следующий большой проект — Дворец спорта. Да, на месте снесенного, в котором пели Высоцкий и Deep Purple. И тут тоже не обошлось без скандала…

Если отслеживать по публикациям и гневному Facebook, то может сложиться впечатление, что Орлов — какой-то редкостный скандалист и стремится к известности любой ценой. На самом деле все совсем не так.

Дмитрий Орлов — это наследник такого «научно-фантастического СССР», герой произведений Стругацких, Аксенова и даже немного Бродского. Модернист, любитель джаза и поэзии, фотограф, страстный педагог. Такой набор подошел бы герою романа «Скажи изюм» или повести «За миллиард лет до конца света». Сейчас совсем не 60-е годы в СССР, за окном совсем другая эпоха, но Орлов в такой реальности себя успешно реализует. И это подтверждает мысль о том, что его тип для России вечен. Мы просто не можем корректно сравнить его с героями русской литературы XIX века — тогда еще фотография и джаз не получили должного распространения, да и модернизма не изобрели, но этот тип наверняка бы нашелся среди инженеров позапрошлого века. Слово «интеллигент» слишком изгажено, а понятие интеллектуал не слишком приживается на русской почве, но Орлов лучше всего описывается именно этими двумя словами. Впрочем, не только ими.

Архитектор

Орлов окончил строительный институт, который сегодня является частью СамГТУ. В своей профессиональной деятельности он наследует именно традиции советского модернизма, который мы, увы, не очень привыкли ценить. При том что в отечественной архитектуре именно произведения эпохи модернизма оставили яркий и необычный след. Куйбышев-Самара — не исключение. В нашем городе немало узнаваемых модернистских зданий — шедевров и просто ярких представителей стиля.

Именно эта традиция прочитывается в проектах Орлова. Кажется, что весь бурлеск постмодерна и «новой русской» архитектуры прошли мимо него, и он получил знания напрямую от поколения 60-х. Хотя нет, знания у Дмитрия как раз самые новые, здесь речь идет скорее о тех ценностях и отношении к делу, которые он в своих проектах демонстрирует.

То же здание Дворца спорта станет для Самары новой городской маркой и символом. Но мало кто обратил внимание, что этот современный и чрезвычайно функциональный проект еще и стилистически вписан в ансамбль улицы Молодогвардейской. Трудно судить даже по трехмерным эскизам, но есть ощущение, что новый дворец будет на своем месте смотреться даже органичнее старого. Да, я тоже был против сноса старого здания, и Орлов не испытывал радости от этого. Но как профессионал он честно признает: сохранить старый дворец было уже невозможно. И в этом тоже важная его черта — честность.

Честный

Когда бушевал скандал вокруг склона на площади Славы, Орлова обзывали всякими грязными словами, сравнивали его с самыми ужасными злодеями, третировали и унижали. Тот, кто сталкивался с буллингом — так называется травля в интернете, — знает, как это ужасно. Особенно когда ты — мишень травли со стороны вчерашних друзей и знакомых. Удивительнее всего, что в такой обстановке Дмитрий не уставал разъяснять свою позицию. Последовательно, спокойно и подробно. Потому что считал нужным донести до людей, что и почему он делает. И почему не отказывается от реализации проекта, вызывающего такую дискуссию. Даже если люди в ответ откровенно издевались…

В итоге Дмитрий оказался прав, и его проект приняли не только начальники, которые уже сменились, но и горожане, для которых Дмитрий все-таки и проектирует. Даже если самарцы не сразу это понимают.

Просветитель

Орлов очень увлечен идеями просвещения. На своей странице в Facebook он регулярно просвещает студентов в вопросах архитектуры, урбанистики и просто хорошего вкуса. Это его принципиальная позиция: если тебя научили отличать хорошее от плохого и красивое от уродливого, ты должен делиться этим с другими людьми.

Это тоже модернистская история и наш, советский, сдвиг на правильном образовании, которое не только накачивает знаниями, но и воспитывает. Учит не зарабатывать большие деньги, а изменять мир к лучшему. Ну и себя, попутно.

Фотограф

Орлов снимает с шестого класса. Выходя на улицу, он всегда берет с собой фотоаппарат. Всегда. Любит фотографировать, хотя и говорит, что серьезно занимался этим только в 2000-х.

Тогда он стал сначала админом профильного сообщества в интернете, а потом, когда сообщество стало слишком уж пестрым, создал Fixxer.

Фотообъединение Fixxer — это отдельная страница в истории местной культуры. Вместе с Дмитрием у истоков объединения стоял Сергей Осьмачкин — главная звезда авторской фотографии в Самаре. Вокруг собралась талантливая и концептуальная молодежь, да и не только молодежь.

Объединение на почве философского и концептуального отношения к фото. Здесь Орлов оказался не статистом, а полноправным творцом. Фотографии у него не хуже архитектуры. Было несколько выставок с его участием в Самаре и Москве, прошла «персоналка». Сейчас Fixxer уже стал историей, но уверен, что это объединение еще откроют, и самарская культура будет гордиться именами самарских мастеров.

Орлов-архитектор, наверное, всегда будет популярнее, чем Орлов-фотограф. Но это не потому, что снимает он хуже, чем проектирует. Так сложилось. Это гармония внутреннего мира, в которой он пребывает и которая позволяет ему творить.

А еще можно смело слушать музыку, которую Дмитрий рекомендует в своем Facebook. Просвещение и модернизм — это не профессия, а вся жизнь насквозь.

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close