Вам нравится, как сейчас выглядит склон на площади Славы?
Это самый известный на сегодня проект самарского архитектора Дмитрия Орлова. И самый обсуждаемый, скандальный, неоднозначный — эпитетов можно набрать много. Когда это дело начинали, и сам проект, и его автора поливали грязью в соцсетях настолько интенсивно, что трудно представить, как может человек психологически с таким справиться. Но Орлов справился. Его следующий большой проект — Дворец спорта. Да, на месте снесенного, в котором пели Высоцкий и Deep Purple. И тут тоже не обошлось без скандала…
Если отслеживать по публикациям и гневному Facebook, то может сложиться впечатление, что Орлов — какой-то редкостный скандалист и стремится к известности любой ценой. На самом деле все совсем не так.
Дмитрий Орлов — это наследник такого «научно-фантастического СССР», герой произведений Стругацких, Аксенова и даже немного Бродского. Модернист, любитель джаза и поэзии, фотограф, страстный педагог. Такой набор подошел бы герою романа «Скажи изюм» или повести «За миллиард лет до конца света». Сейчас совсем не 60-е годы в СССР, за окном совсем другая эпоха, но Орлов в такой реальности себя успешно реализует. И это подтверждает мысль о том, что его тип для России вечен. Мы просто не можем корректно сравнить его с героями русской литературы XIX века — тогда еще фотография и джаз не получили должного распространения, да и модернизма не изобрели, но этот тип наверняка бы нашелся среди инженеров позапрошлого века. Слово «интеллигент» слишком изгажено, а понятие интеллектуал не слишком приживается на русской почве, но Орлов лучше всего описывается именно этими двумя словами. Впрочем, не только ими.
Орлов окончил строительный институт, который сегодня является частью СамГТУ. В своей профессиональной деятельности он наследует именно традиции советского модернизма, который мы, увы, не очень привыкли ценить. При том что в отечественной архитектуре именно произведения эпохи модернизма оставили яркий и необычный след. Куйбышев-Самара — не исключение. В нашем городе немало узнаваемых модернистских зданий — шедевров и просто ярких представителей стиля.
Именно эта традиция прочитывается в проектах Орлова. Кажется, что весь бурлеск постмодерна и «новой русской» архитектуры прошли мимо него, и он получил знания напрямую от поколения 60-х. Хотя нет, знания у Дмитрия как раз самые новые, здесь речь идет скорее о тех ценностях и отношении к делу, которые он в своих проектах демонстрирует.
То же здание Дворца спорта станет для Самары новой городской маркой и символом. Но мало кто обратил внимание, что этот современный и чрезвычайно функциональный проект еще и стилистически вписан в ансамбль улицы Молодогвардейской. Трудно судить даже по трехмерным эскизам, но есть ощущение, что новый дворец будет на своем месте смотреться даже органичнее старого. Да, я тоже был против сноса старого здания, и Орлов не испытывал радости от этого. Но как профессионал он честно признает: сохранить старый дворец было уже невозможно. И в этом тоже важная его черта — честность.
Когда бушевал скандал вокруг склона на площади Славы, Орлова обзывали всякими грязными словами, сравнивали его с самыми ужасными злодеями, третировали и унижали. Тот, кто сталкивался с буллингом — так называется травля в интернете, — знает, как это ужасно. Особенно когда ты — мишень травли со стороны вчерашних друзей и знакомых. Удивительнее всего, что в такой обстановке Дмитрий не уставал разъяснять свою позицию. Последовательно, спокойно и подробно. Потому что считал нужным донести до людей, что и почему он делает. И почему не отказывается от реализации проекта, вызывающего такую дискуссию. Даже если люди в ответ откровенно издевались…
В итоге Дмитрий оказался прав, и его проект приняли не только начальники, которые уже сменились, но и горожане, для которых Дмитрий все-таки и проектирует. Даже если самарцы не сразу это понимают.
Орлов очень увлечен идеями просвещения. На своей странице в Facebook он регулярно просвещает студентов в вопросах архитектуры, урбанистики и просто хорошего вкуса. Это его принципиальная позиция: если тебя научили отличать хорошее от плохого и красивое от уродливого, ты должен делиться этим с другими людьми.
Это тоже модернистская история и наш, советский, сдвиг на правильном образовании, которое не только накачивает знаниями, но и воспитывает. Учит не зарабатывать большие деньги, а изменять мир к лучшему. Ну и себя, попутно.
Орлов снимает с шестого класса. Выходя на улицу, он всегда берет с собой фотоаппарат. Всегда. Любит фотографировать, хотя и говорит, что серьезно занимался этим только в 2000-х.
Тогда он стал сначала админом профильного сообщества в интернете, а потом, когда сообщество стало слишком уж пестрым, создал Fixxer.
Фотообъединение Fixxer — это отдельная страница в истории местной культуры. Вместе с Дмитрием у истоков объединения стоял Сергей Осьмачкин — главная звезда авторской фотографии в Самаре. Вокруг собралась талантливая и концептуальная молодежь, да и не только молодежь.
Объединение на почве философского и концептуального отношения к фото. Здесь Орлов оказался не статистом, а полноправным творцом. Фотографии у него не хуже архитектуры. Было несколько выставок с его участием в Самаре и Москве, прошла «персоналка». Сейчас Fixxer уже стал историей, но уверен, что это объединение еще откроют, и самарская культура будет гордиться именами самарских мастеров.
Орлов-архитектор, наверное, всегда будет популярнее, чем Орлов-фотограф. Но это не потому, что снимает он хуже, чем проектирует. Так сложилось. Это гармония внутреннего мира, в которой он пребывает и которая позволяет ему творить.
А еще можно смело слушать музыку, которую Дмитрий рекомендует в своем Facebook. Просвещение и модернизм — это не профессия, а вся жизнь насквозь.
Современники
Современники
Современники
Комментарии
0 комментариев