Продолжаем рассказывать о знаменитых самарских художниках.
Мастерская на улице Гагарина: последний этаж хрущевки, крохотная однушка, но без стен — и уже простор. Всюду, как и положено в мастерской художника, картины и странные, скорее всего волшебные, предметы. Нагромождение старых приемников, рубанок в дизайне звездных войн, иконы, лапти и книги. Вот альбом Самарцева со старыми видами Волги и Жигулей. «Имел честь принимать участие», — с гордостью рассказывает Дмитрий и показывает вошедшие в альбом его фотографии из кругосветки — как контраст старым.
Он, конечно, влюблен в нашу природу — Волгу и Жигули, и в этом Мантров абсолютно самарский художник, продолжатель славных традиций. Даже известен более всего как пейзажист, но в стопках картин, которые заполняют основное место в мастерской и теснятся всюду очень плотно, пейзажей не очень много.
Из большого пузатого чайника Дмитрий наливает крепкий чай — атмосфера и обстановка в мастерской пасторальные. Картины мы пока не смотрим даже, предвкушаем и обсуждаем искусство.
Прикосновение красоты
О прекрасном Дмитрий Мантров говорит убежденно и страстно. Но без лишнего пафоса. Для него как человека и художника это жизненная позиция, убеждение, сфомированное опытом. Нашему миру очень не хватает красоты. Миллионы людей вокруг нас проживают, так и не поняв, не почувствовав ее. Они лишены главного счастья в жизни. И тут даже не так важно, будет ли она живописным волжским видом или картиной с тем же пейзажем на холсте. Главное, чтобы человек прикоснулся к прекрасному. Это обязательно изменит его жизнь в лучшую сторону. По крайней мере свою историю Дмитрий Мантров видит именно так.
Еще когда он был маленьким ребенком, мама возила его в Москву, водила в Третьяковку и, по словам самого Дмитрия, эта встреча с прекрасным повлияла на всю его жизнь — хоть и не прямо, но очень явно.

Он не собирался становиться художником, и после армии, в начале девяностых, пошел работать в полицию. Честно отслужил не один год и — возвращаясь к теме прекрасных прикосновений — именно на этой тяжелой и грязной работе увидел, как много людей живет без красоты в сердце, сколько вокруг жестокости и грязи.
Развернуть жизнь Мантрову помог самарский скульптор Куклев. Мудрый старик, похожий на сказочного мастерового, он решительно посоветовал: иди, учись! И Дмитрий пошел учиться на художника в самарский педагогический, который, кстати, явочным порядком, но превращается в кузницу художественных кадров: тот же факультет заканчивал, например, Владимир Логутов.
Путь к храму

В свою мастерскую он сейчас наезжает нечасто. Самарского художника Дмитрия Мантрова легче всего застать в церкви Казанской Божией Матери, что спрятана в самом сердце поселка Мехзавод. По его словам, 90% времени он отдает иконописи. При храме образовалась мастерская, и Дмитрий продолжает расписывать церковные своды, а еще ему постоянно приносят иконы на реставрацию.
Есть и напарник — специалист по старорусской вязи. Пришел в искусство через тюремную татуировку. Мантров смеется: «Я — бывший мент, товарищ мой — бывший зек, а встретились мы в самом подходящем месте — под куполом церкви. И с полуслова друг друга понимаем, пишем в полной гармонии».
Здесь можно бы порассуждать на тему русской души, но сам Дмитрий не склонен к пафосным обобщениям. Да и особо верующим-православным себя не считает. То есть не так — интерес художественный и духовный в нем существуют вместе, и предпочтения Мантров ни одному из них не отдает. Потому что он не только иконописец, но и авангардист.
Реализм и другие «измы»

Дмитрий не ограничивает себя в стилистике. И когда он начинает доставать работы из глубин мастерской, то моим глазам предстают отнюдь не реалистические пейзажи. Стили и художественные манеры почти мелькают: любые оттенки импрессионизма, сюрреализм, фовизм, абстракционизм и постмодернизм. Мантрову интересно все, он пробует себя в самых неожиданных стилях — вплоть до стимпанка.
Но все-таки есть у него и вполне традиционные пейзажи. Иногда — точные до дотошного реализма, иногда — почти абстрактные и атмосферные, но всегда в этих работах чувствуется желание художника выразить красоту мира. Показать людям прекрасное, чтобы искусство прикоснулось к их жизням.
Пропагандист и организатор

Поэтому Дмитрий не только пишет картины, но и помогает искусству находить своего зрителя. Он был одним из инициаторов участия Самары в международном проекте «Палитра мира». Эта ассоциация объединяет художников 222 стран и занимается культурным обменом.
В 2019 году самарцы под предводительством Мантрова побывали во Франции. В 2020-м французские художники должны были приехать на Бахилову Поляну, в святые места нашей жигулевской пейзажной школы, но вмешалась пандемия. Впрочем, она Мантрова не пугает и не останавливает. Уже в этом году он выступает в качестве одного из кураторов проекта «Вчера. Сегодня. Завтра» в галерее «Новое пространство».
— Проект отличается тем, что идет от текста, — говорит Дмитрий. — Мы решили, что художник, зная историю, сильнее и глубже проникнет в интересный ему образ. И действительно, это дало толчок к рождению новых смыслов. Получилась выставка о любви к родному городу и его истории. А также возникла миссия самарских художников — запечатлеть и сохранить исчезающий образ старой Самары.
В этом проекте участвовали свободные художники. Сокуратором Мантрова выступила художница и идеолог Ширяевской биеннале Неля Коржова. Для Дмитрия не важны организационные формы и принадлежности к «лагерям». Единственное, что не любит современное искусство, но не как искусство, а скорее как социальный феномен.
Любимая книга Дмитрия — толстенный роман Максима Кантора «Учебник рисования», очень подробно и талантливо разоблачающий мир современного искусства и его внутреннее устройство. Неожиданный выбор любимой книги для человека, пишущего иконы, но это и есть еще одно подтверждение того, что перед нами настоящий русский художник.
Страничка истории
«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.
В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.
С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.
На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.
Комментарии
0 комментариев