Покрась меня нежно. Что значит для Самары прошедший фестиваль уличного искусства

19.09.2020

19481

Автор: Илья Сульдин

Покрась меня нежно. Что значит для Самары прошедший фестиваль уличного искусства

В рамках Samara Ground 2020 семь художников нарисовали муралы.

Самарцы снова говорят о современном искусстве. На этот раз об уличном — граффити, или, как его называют, стрит-арте.

В городе прошел большой, беспрецедентный для Самары фестиваль — Samara Ground 2020 (0+). Почему-то русский перевод названия проекта — «Земля самарская», хотя всем хоть немного знакомым с «языком потенциального противника» известно: «Земля самарская» по-аглицки будет Samara Land — Самарландия.

Самарландия

Мы никогда не задавались вопросом: а насколько готовы Самара и ее жители к восприятию современного искусства, в частности того же граффити? Это ведь не просто — понимать искусство. Для этого нужны опыт и навык смотрения. Нужна культура, которой, увы, в Самаре маловато. По совершенно объективным причинам: город хоть и велик, но еще слишком молод. Культурная жизнь здесь начала складываться примерно 160 лет назад, когда он стал губернским центром. 

В Самарском художественном музее сейчас идет выставка из собрания Нижегородского музея — очень рекомендую! Там одни шедевры, но сейчас речь о другом: в экспозиции есть несколько картин с видами Нижнего. Лучшая — 1866 года, кисти великого Верещагина, самая старая — почти 200-летней давности. А теперь давайте попробуем вспомнить, есть ли хоть одна подобная картина с Самарой. Увы! Только фотографии. Рисовать Самару в то время было некому, да и незачем. Даже Репин, уже в 1870 году, не писал наш город ни разу, да и о нем особо не писал. Ширяево, Жигули, Волга — да! Много и очень горячо. Но не Самара. Чуть-чуть в воспоминаниях «Далекое-близкое» — о том, как ездили за покупками в магазин колониальных товаров. 

Такова земля самарская. И музей художественный здесь открыли на 40 лет позже, чем в Нижнем. Да, были славные имена, и художников эта земля дала и воспитала немало, но… Родившись и получив первые уроки в Самаре, художники уезжали, и почти всегда — навсегда. Возвращались случайно и не по своей воле — в Комуч в 1919-м, или в эвакуацию в 1941-м. 

Какое отношение имеет эта история к фестивалю Samara Ground 2020? Самое прямое. Ситуацию пора менять. Изобразительное искусство в Самаре все еще экзотика. Одна частная галерея, маленький корпус музея и минимум площадок для современной презентации искусства. Для города-миллионника с европейскими амбициями это ничтожно мало.

Да, в ближайшие годы будет открыт филиал Третьяковки, новый корпус СОХМ. И в городе есть известные современные художники, в том числе уличные. Но нет рынка искусства, нет современного художественного образования. И фестиваль Samara Ground в этом понимании — большой прорыв. По крайней мере он немного ввел нас в контекст мировой уличной культуры. 

Урбанация

Благодаря фестивалю в Самаре теперь помимо тегов и небольших интервенций Клауса и ЧЖНС есть такое же уличное искусство, как и во всех больших европейских городах. 

Есть большая работа, балансирующая между откровением и наглой спекуляцией, да еще и авторства самого ангажированного стрит-артиста страны. Есть концептуальное произведение в неочевидном месте — граффити, выполненное самарцем Вертиго. Есть декоративный сюрреализм, есть яркие абстракции. Даже ракеты аргентинца Рокса, хоть и вызвали критику, вполне вписываются. В любом большом городе обязательно есть кривоватое, но патриотичное граффити на тему главной гордости. Народный стиль, лубок, плавно переходящий в ЖКХ-арт, тут вполне уместен. 

Вопрос в другом. Трудно представить себе мэрию Лондона, спонсирующую новую работу Бэнкси. А здесь все вполне официально. На открытии были губернатор и глава Самары, а сами муралы стали одной из важнейших частей празднования Дня города. Вот, кстати, и ответ на вопрос, зачем это властям.

Чтобы поднять планку. И начать догонять тот же Нижний. Или Казань. Или Марсель. Да-да, с точки зрения истории, проект Samara Ground — это попытка догнать конкурентов в мировой гонке мегаполисов. Потому что конкуренция между городами — это реальность третьего тысячелетия. Она уже приобрела фантасмагорический вид в массовой культуре, но трудно представить себе, что ее нет. И проблема удержания молодежи — это проблема будущего. Если завтра в Самаре не будет людей, способных создать что-то на самом деле ценное, то, увы, не будет и города. Не будем повторять страшилки об умирающих городах, но глупо думать, что нам ничего не грозит… 

Чепухарт

Спасут ли граффити Покраса Лампаса Самару от мрачных сценариев деградации? Сами по себе, очевидно, нет. Но приобщение к современной городской культуре происходит — пусть и не всегда доброжелательное. Здесь ведь не так важно приятие — гораздо важнее эмоция и дискуссия. 

Споров вокруг проекта хватает. Досталось и Роксу за его лубочный стиль, и Покрасу за его псевдоарабскую вязь, и главе города за то, что привечает всяких вандалов. Но город изменился. И, кстати, эти изменения более естественны, чем, например, огромные муралы на тему местного патриотизма. Да, они тоже имеют право на существование, память Середавина и Кузнецова исключительно важна для Самары, но… Жанр граффити таков, что с официозом здесь еще сложнее, чем даже в абстрактном искусстве. 

Samara Ground 2020 дал нам несколько интересных произведений стрит-арта и уникальный опыт. Это, несомненно, новый шаг в формировании самарской городской культуры. Тут ведь есть и еще один момент: перед нами не просто заезжие артисты с гастролью. Практически все работы — продукт коллаборации приезжих и местных художников. А самая интересная работа проекта, на задах универмага «Юность», выполнена самарцем по эскизу гостя. 

Покрась меня нежно. Что значит для Самары прошедший фестиваль уличного искусства
Покрась меня нежно. Что значит для Самары прошедший фестиваль уличного искусства

Обманикас

В Самаре в эти дни и без фестиваля стрит-арта художественная жизнь очень насыщенная. По ней истосковалась не только публика, но и творческая общественность. В худмузее — феерическая выставка шедевров русской живописи из коллекции Нижегородского музея. В галерее «Виктория» — сразу две выставки к 15-летию институции. В музее Алабина — большая экспозиция Никаса Сафронова. 

Картинки на стенках на этом фоне выглядят несерьезно? Возможно. Но теперь давайте представим это не как противоборство и противопоставление стилей, а как общий поток — развитие художественной культуры города.

Представили? Хорошо бы он был постоянным, этот поток. Сильным и вечным, как течение Волги. Главная проблема всех фестивалей подобного рода в их конечности. И если Самара действительно хочет быть конкурентна, в том числе и в этой области городской жизни, что ж, надо думать о том, как продолжать. 

Сейчас для Самары условия благоприятны. Есть свои художники, приезжают работать звезды, горожане интересуются, хоть и бурчат. Но это всего лишь разовые инъекции, а не часть большой программы. После фестиваля Ground самое время задуматься об этом. Чтоб не смыло волжской водой старания Покраса и мэрии навсегда.

Покрась меня нежно. Что значит для Самары прошедший фестиваль уличного искусства

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации