Мы никогда не задавались вопросом: а насколько готовы Самара и ее жители к восприятию современного искусства, в частности того же граффити? Это ведь не просто — понимать искусство. Для этого нужны опыт и навык смотрения. Нужна культура, которой, увы, в Самаре маловато. По совершенно объективным причинам: город хоть и велик, но еще слишком молод. Культурная жизнь здесь начала складываться примерно 160 лет назад, когда он стал губернским центром.
В Самарском художественном музее сейчас идет выставка из собрания Нижегородского музея — очень рекомендую! Там одни шедевры, но сейчас речь о другом: в экспозиции есть несколько картин с видами Нижнего. Лучшая — 1866 года, кисти великого Верещагина, самая старая — почти 200-летней давности. А теперь давайте попробуем вспомнить, есть ли хоть одна подобная картина с Самарой. Увы! Только фотографии. Рисовать Самару в то время было некому, да и незачем. Даже Репин, уже в 1870 году, не писал наш город ни разу, да и о нем особо не писал. Ширяево, Жигули, Волга — да! Много и очень горячо. Но не Самара. Чуть-чуть в воспоминаниях «Далекое-близкое» — о том, как ездили за покупками в магазин колониальных товаров.
Такова земля самарская. И музей художественный здесь открыли на 40 лет позже, чем в Нижнем. Да, были славные имена, и художников эта земля дала и воспитала немало, но… Родившись и получив первые уроки в Самаре, художники уезжали, и почти всегда — навсегда. Возвращались случайно и не по своей воле — в Комуч в 1919-м, или в эвакуацию в 1941-м.
Какое отношение имеет эта история к фестивалю Samara Ground 2020? Самое прямое. Ситуацию пора менять. Изобразительное искусство в Самаре все еще экзотика. Одна частная галерея, маленький корпус музея и минимум площадок для современной презентации искусства. Для города-миллионника с европейскими амбициями это ничтожно мало.
Да, в ближайшие годы будет открыт филиал Третьяковки, новый корпус СОХМ. И в городе есть известные современные художники, в том числе уличные. Но нет рынка искусства, нет современного художественного образования. И фестиваль Samara Ground в этом понимании — большой прорыв. По крайней мере он немного ввел нас в контекст мировой уличной культуры.
Комментарии
0 комментариев