Как создавали Аллею трудовой славы. Часть 1

17.03.2020

168

Автор: Ирина Шабалина

Как создавали Аллею трудовой славы. Часть 1

В нашем городе есть немало мест, посвященных трудовому подвигу куйбышевцев: площадь Славы, монумент штурмовику Ил-2, памятники на территориях заводов.

Среди них и двухкилометровый отрезок проспекта Юных Пионеров, который официально носит название Аллея трудовой славы. На ней рассказано о работе, продукции, коллективах заводов трех районов — Кировского, Промышленного и Советского.

Как, по чьей инициативе создавали в середине 80-х годов этот знаковый для города объект? Материала об этом мало. Многих свидетелей тех событий уже нет в живых. Мы собирали материал по крупицам — в архивах, библиотеках, управлении главного архитектора Самары, из воспоминаний ветеранов, которые тогда приложили руку к уникальному проекту.

Ветеранская инициатива

Все началось с предложения ветеранов — тружеников тыла увековечить подвиг всех куйбышевских заводов войны. По примеру монумента Ил-2, который в 1975 году был установлен перед проходной авиационного завода, а затем перенесен на проспект Кирова. Ветераны напоминали: в 40-е для фронта работали и десятки других заводов, прежде всего на Безымянке. Сегодня краеведы обычно называют 123 предприятия, которые были эвакуированы в город, плюс продукцию давали и «коренные» куйбышевские площадки. «Об этой беспримерной вахте надо помнить», — с такой просьбой заводчане обращались в горком партии.

[vrezka color=»#FFFFFF» bgcolor=»#c45f58″ image=»» image_mode=»» bgfixed=»» padding_top=»» padding_bottom=»»]Из истории улицы

До 1949 года проспект Юных Пионеров носил название Пятой улицы Безымянки. После стал Красноярской. В 1972 году, к 50-летию со дня основания Всесоюзной пионерской организации, ее переименовали в проспект Юных Пионеров.[/vrezka]

Вот какие воспоминания Владимира Золотарева, который в 80-е годы был председателем горисполкома, затем возглавлял горком партии, есть в книге Галины Михайловой «Сын города. Владимир Золотарев»:

«Открывшийся в городе Куйбышеве в 1975 году памятник штурмовику Ил-2 стал символом боевой и трудовой славы города. Но и другие куйбышевские заводы в годы войны производили военную продукцию: пушки, пулеметы, двигатели, подшипники… Заводчане готовы были показать свою историю, прославляющую трудовой подвиг. Это желание было горячо поддержано Владимиром Ивановичем Золотаревым. Но одно дело — инициатива, совсем другое — финансирование. Было ясно, что денег даже на такую прекрасную идею в государственной казне нет.

Как создавали Аллею трудовой славы. Часть 1

И здесь Владимир Иванович в очередной раз проявил себя как великолепный стратег. Он пригласил на совещание секретарей парткомов куйбышевских заводов и представителей прессы. Когда все собрались в зале заседаний, Золотарев предложил зачитать одно из многочисленных писем, в котором жители города просили увековечить память о трудовых подвигах своих заводов, очень много сделавших для фронта и победы. «Да-да, правильно! — поддержали собравшиеся. — Нужно увековечить трудовой подвиг!» Владимир Иванович внимательно всех выслушал и говорит: «Я так понимаю, что все вы хотели бы поучаствовать в этом вопросе?»

В зале воцарилась тишина.

После небольшой паузы Золотарев продолжил: «Кто хочет увековечить славу своего коллектива, остаются на совещании, кто не хочет — можете уйти».

Естественно, остались все.

«Значит, я так понимаю, что это одобрение? Хорошо!» — ответил Владимир Иванович и изложил свой план. Каждому из 10 заводов выделили по участку, и проектные группы этих предприятий с помощью бюро эстетики своими силами должны были создать монументы.

Как создавали Аллею трудовой славы. Часть 1

Для реализации идеи требовалась довольно большая территория. Алексей Моргун, главный архитектор Куйбышева, предложил использовать двухкилометровую зону на проспекте Юных Пионеров. Золотарев умел добиться своего. Он начал собирать совещания еженедельно, и вскоре завод «Металлист» первым сдал свой участок, а за ним потянулись и остальные».

Застолбили территорию

Итак, городские власти ответили на инициативу завод чан и выделили под мемориальную зону бульвар на проспекте Юных Пионеров. Работой руководили главный художник Куйбышева Александр Темников и главный архитектор города Алексей Моргун — кстати, сам труженик тыла и участник Великой Отечественной войны. Их уже нет в живых, но сын Темникова Антон, работающий сейчас в городском управлении главного архитектора, по просьбе «Самарской газеты» пересмотрел архив отца и нашел несколько фотографий. А воспоминания Моргуна в 2004 году успел зафиксировать Николай Кружков, который был хорошо знаком с архитектором, часто с ним общался и записал его подробный рассказ о создании монумента Ил-2, а также Аллеи трудовой славы.

Продолжение следует

Читайте также:

Новости

Журналисты sgpress.ru и «Самарской газеты» стали лауреатами конкурса на призы губернатора

Публикации журналистов были отмечены губернаторскими наградами трижды по направлению «Год памяти и славы»

75 лет Победы

Жителей города приглашают на онлайн-квест о Нюрнбергском трибунале

Это детально продуманная история в онлайн-формате, основанная на архивных документах и воспоминаниях ветеранов.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации