В Самаре может появиться дог-библиотека

19.12.2019

63

Автор: Светлана Келасьева

В Самаре может появиться дог-библиотека

Это метод лечения и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью собак.

В центре внешкольного образования «Творчество» большое внимание уделяют работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Многим ребятам, в том числе с расстройствами аутистического спектра, рекомендованы занятия с логопедом.

От «надо сделать» до «результата»

— Методик работы с такими детьми существует множество, — рассказывает логопед Анна Дерменжи. — Педагогам приходится постоянно пробовать что-то новое, потому что все ребята разные. И если методика выбрана неверно, результата не будет до тех пор, пока не поменяешь подход.

У многих детей есть тактильные предпочтения. Одни приходят на занятия со своими веревочками, мешочками, а другим, чтобы настроиться на рабочий лад, надо растрепать волосы логопеду. — Если раньше все это считалось неправильным, педагогов учили, что детей нужно избавлять от подобных привычек, то теперь подход изменился, — говорит Анна. — Сначала, когда мы только начинаем взаимодействовать с ребенком, на такие «фишки», наоборот, рекомендуется опираться.

Наглядные пособия педагоги нередко изготавливают сами.

— У детей с аутизмом развито стереотипное мышление, поэтому для них важна визуализация, — продолжает Анна Дерменжи. — Такие ребята с трудом воспринимают информацию на слух. Если им говорить «пойдем заниматься», многие просто будут повторять фразу за вами. Это проявление эхолалии, неконтролируемого автоматического повторения чужих слов. Не осмысление, а лишь отражение их. Вы говорите, ребенок повторяет, и так до бесконечности. Визуализация помогает избежать речевого пинг-понга. Для ребят очень важны «якорьки», в данном случае — картинки.

Анна продемонстрировала несколько самодельных панно, на которые следует в нужный момент крепить картинки-якорьки. Например, на одном из них две графы: «сначала» и «потом». Сначала занятия, потом — игра. И то и другое обозначено картинками. Или три графы: «надо сделать», «сделано», «результат». —

Ребенок может прийти на занятие несобранный и агрессивный, но он видит знакомую картинку, обозначающую начало урока, и настраивается на нужный лад. При этом очень важно, чтобы все было одинаково — привычные изображения, схема их расположения, — пояснила Анна. Есть картинки-символы «слушаю внимательно», «молчу», «нужна помощь» и многие другие.

Книга для пса

В планах Анны на следующий год — вместе с тренером по аджилити Евгенией Гришиной организовать дог-библиотеку. Это метод лечения и реабилитации с использованием собак. На занятии с ребенком присутствует четвероногий друг, он является стимулом и мотиваций для малыша.

— Подобные проекты реализуют во многих городах, но в Самаре такого пока нет, — отмечает Анна. — Изначально дог-библиотеки были задуманы не для детей с нарушениями, а для ребят, которые не любят читать или боятся выступать перед публикой. Учитывая любовь детей к животным, эффект получился неплохой. Ребятам было предложено читать не родителям или друг другу, а собаке.

В Самаре может появиться дог-библиотека

Екатерина Елизарова

Позже эту идею стали использовать и для реабилитации детей с особенностями развития. Конечно, не любая собака подойдет для таких занятий. Животное должно быть уравновешенное, прошедшее специальное обучение. Например, собаку можно попросить выбрать книгу, которую она хочет сегодня послушать. Для ребенка это уже радость: не логопед заставляет его читать, а пес попросил! После занятия детям положен бонус — общение с четвероногим. Ребенок может поиграть с собакой, попросить ее выполнить команды и трюки. Кому-то достаточно просто погладить или покормить животное.

— Собака может стать стимулом практически для любого обучения, — продолжает Анна. — У меня есть мальчик, который пытается заставить пса «щидеть». Я ему объясняю, что животное не поймет такой команды, надо сказать правильно, как мы учили. И ребенок очень старается и произносит так, как нужно.

Четвероногий кандидат для будущих занятий уже подобран — это цвергшнауцер Анны, молодой пес по имени Вольт. Сейчас он проходит обучение, затем ему предстоит получить специальный сертификат в кинологической организации. По словам Анны, у Вольта флегматичный характер, очень подходящий для общения с детьми. Он никогда не лает, всегда спокоен и степенен.

— Сделать нам предстоит немало — оформить кабинет, получить все разрешения, — делится планами Анна. — На базе нашего центра работают объединения, где ребята, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, общаются с собаками. Но одно дело, когда все это происходит на улице, и совсем другое — в помещении. Мы планируем внести такие занятия в список реабилитационных мероприятий, чтобы они были бесплатными для детей. Надеемся запустить новую программу в начале следующего учебного года.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации