Как писали учебник по «Истории Самарского края»

28.11.2019

546

Автор: Татьяна Гриднева

Как писали учебник по «Истории Самарского края»

Это уникальное школьное краеведческое пособие в трех частях.

Команда специалистов

В конце 2018 года по инициативе губернатора Дмитрия Азарова было принято решение создать учебные пособия по истории Самарского края для начальной и основной школ. Руководителем проекта стала профессор Галина Козловская, научные интересы которой напрямую связаны с историей развития образования в нашем регионе.

— Задача стояла трудная, школьники должны были получить пособия уже к началу нового учебного года, — рассказала она. — В результате так и вышло. А в самом начале работы прежде всего важно было подобрать команду специалистов высокого уровня, людей творческих и неординарных. К счастью, подходящие кандидатуры мне не нужно было долго искать. Некоторые знакомы еще со студенческой скамьи, другие по работе в МГПУ. Это большой знаток истории Самары Александр Репинецкий, исследователь периода Великой Отечественной войны Алексей Захарченко, археолог Аркадий Королев, краевед и литератор Олег Московский, учитель с большим стажем работы, методист центра развития образования Лариса Ремезова.

Как писали учебник по «Истории Самарского края»

Предполагалось написать два учебных пособия. Одно для начальной школы, другое — в двух частях — для основной. Разница в возрасте читателей предполагала разницу в подаче учебного материала. Поэтому решили для старших учеников писать параграфы, а для младших — занимательные рассказы. За последние взялся Московский. Он также автор эпиграфов. Они предваряют не только рассказы, но и параграфы.

Книга «Рассказы по истории Самарского края» снабжена красочными иллюстрациями и картами. К каждой ее части приложены словарь с историческими терминами, а также вопросы и задания на проверку понимания прочитанного, развитие познавательного интереса. Заключительная глава так и называется: «Рассказ, который напишешь ты сам».

Новые подходы

Второе пособие называется «История Самарского края». Первая его часть начинается с рассказа о том, почему наш край такой многонациональный.

— Мы систематизировали большой объем материала, — отметила Козловская. — Вместе с профессором Репинецким много думали над тем, с чего начать, как правильно выстроить тематический план. Подытожили. Начать решили с географии Самарского края. Наглядно показали процесс колонизации Поволжья, то, как разные народы учились жить в мире и дружбе. Рассказали о вкладе каждого из них в развитие края, его культуры. И порассуждали вместе с детьми о том, как складывался наш, самарский, характер.

В учебных пособиях большой охват тем. От древней истории до современной жизни. Авторы постарались дать детям базовые знания, показать самые яркие моменты прошлого и настоящего, пробудив интерес к истории родного края, желание постигать ее более детально.

Впервые в учебниках такой направленности использовали множество подлинных свидетельств исторических эпох — архивных документов и фотографий. И даже ушли вглубь предмета, дав основные понятия археологии. Проиллюстрировали их материалами научных экспедиций.

— Сразу решили, что учебник должен быть богато иллюстрирован, — рассказала Козловская. — Но именно с этим возникли сложности. Для публикации фотографий, рисунков и картин необходимо было решить вопрос с авторскими правами. Общими усилиями подготовили к печати первую часть нашего пособия уже к апрелю.

Как писали учебник по «Истории Самарского края»

Во второй части «Истории Самарского края», начинающейся с великих реформ 1860 — 1870-х годов и образования первого в Российской империи Самарского земства, нужно было осветить такие сложные темы, как революции начала XX века, Гражданская война, распад Советского Союза. Авторы ввели рубрику «Изучаем источник». В ней приводят отрывки из подлинных документов. Благодаря этому школьники получают стимул к работе с первоисточниками. В конце книги дан список тем для проектной и исследовательской деятельности.

— Мы старались сделать наш учебник как можно более современным, — подчеркивает Козловская. — Например, на его страницах вы увидите QR-коды. Наведя на них смартфон, школьник увидит на экране одну из страниц сайта самарскийкрай.рф. Там много дополнительной информации, красочных иллюстраций и занимательных задач. Дан список литературы. Этот сайт предназначен для совместной работы учителей, учеников и родителей.

Работа над сайтом продолжается. Он пополняется многими интересными материалами — видео- и аудиороликами, иллюстрациями, текстами. Через сайт можно общаться с авторами пособия, задавать им вопросы, на которые ученые обязательно ответят.

[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]100  000 экземпляров учебных пособий «История Самарского края» в 2019/2020 учебном году вручены самарским школьникам. Их напечатали ровно по количеству учащихся в тех классах, для которых они предназначены. Запланирован новый тираж. В помощь учителям, работающим с книгами, проведут конференции и авторские встречи.

• • •

На страницах «Истории Самарского края» перед юным читателем раскрыты биографии много сделавших для процветания территории людей. В том числе губернатора в 1853 — 1861 годах, создателя системы попечения над слепыми в России Константина Грота; видного общественного деятеля, основателя Самарского музея Петра Алабина; художника и краеведа Константина Головкина, мечтавшего о создании в городе Дворца наук и искусств, и многих других.

• • •

Пособие оформлено по самым высоким современным стандартам, предъявляемым к учебной литературе. Профессиональный дизайн, высокое качество изобразительного материала и, что немаловажно для школьников, легкий вес, поскольку использовали специальную бумагу. Пособие отпечатано в известном столичном издательстве «Просвещение».[/box]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации