Неслучайная история волонтеров, помогающих блокадникам и бывшим узникам концлагерей

26.11.2019

127

Автор: Татьяна Марченко

Неслучайная история волонтеров, помогающих блокадникам и бывшим узникам концлагерей

Ресурсный центр добровольчества Самарской области проводит акцию «Неслучайные истории»: рассказывает про волонтеров, про людей, которым они помогают, про общественные организации. Мы присоединились к этому проекту.

Закрепились в «Лиге»

Региональная общественная организация поддержки социальных инициатив «Лига молодых» работает с ветеранами. Руководитель Ксения Ильина рассказала о деятельности волонтеров.

— Ветеранам мы помогаем уже шестой год, — говорит она. — Сначала в группу входило 25 студентов моей специальности — я тогда училась в институте международного рынка «Мир» на факультете государственного муниципального управления. Сейчас нас порядка трехсот, присоединились студенты разных вузов. Создали филиалы в Сызрани, Тольятти, Жигулевске, Красноярском районе, открываем в Кинеле.

По словам Ильиной, в Самаре работают 60 волонтеров. У них более сотни подшефных. Каждый из волонтеров делает то, что может. Есть такие, которые на протяжении нескольких лет подключаются только на 9 мая. Например, мама с сыном, учеником младших классов.

— Мы поддерживаем связь со всеми, потому что ценна любая помощь, — утверждает девушка.

С первыми подшефными «Лига молодых» познакомилась в сентябре 2014 года. Вначале их было 11 — блокадники и бывшие узники концлагерей.

— Об этих людях можно говорить до бесконечности, — рассказывает Ксения. — Например, Галина Александровна Гнедкова, блокадница. В ее семье одни мужчины — сыновья, внуки. А когда пришли наши девчонки, была очень рада.

Она жила в Царском Селе. И мы решили показать, как оно выглядит сейчас. Побывать там Галине Александровне сложно, она даже по дому передвигается с ходунками. Поэтому устроили путешествие по интернету. Кроме садов и парков она увидела и свой дом. Как счастлива была!

А еще наша подшефная — обладательница редких кулинарных рецептов, огромную книжку подарила Татьяне, которая за ней ухаживает.

Юрий Тимофеевич Желтиков едва выжил в концлагере. Человек он волевой, добился немалых высот — руководил Приволжским гидрометцентром. Автор трех книг, недавно стал победителем поэтического конкурса.

В основном с ним общаются парни, оказывают различную техническую помощь. Устанавливают, например, компьютерные программы, ветеран следит за развитием «цифры». При необходимости волонтеры сопровождают его в госпиталь. А если требуется уборка квартиры, то на помощь приходят девчонки.

Галине Константиновне Ивановой 93 года. Руководила комбинатом питания двух заводов. Следит за собой: каждую неделю делает укладку волос, всегда нарядная, шарфик красиво повязан. Тонкостям кулинарного искусства обучала и девочек-волонтеров. Между прочим, мы издали книгу рецептов наших ветеранов.

Зинаида Константиновна Ковеленова пережила в Ленинграде всю блокаду. Мама у нее работала медсестрой, и они все время находились в госпитале, девочка вместе с другими детьми давала концерты для раненых. За ней ухаживаю я. Мы вместе многое делаем: готовим, стираем, перекладываем вещи в шкафах. Она плохо ходит, и ей сложно куда-либо выбраться, поэтому устраиваем встречи с подружками-блокадницами. Готовим, накрываем стол.

Неслучайная история волонтеров, помогающих блокадникам и бывшим узникам концлагерей

Вырастить древо

— В прошлом году у нас появилось еще одно интересное занятие — составляем для желающих генеалогическое древо, — продолжает Ильина. — Ветераны начинают листать свои записные книжки, а мы разыскиваем их родственников. Выходит так, что не просто составляем древо, а помогаем людям возобновить когда-то прерванные связи. Например подшефная рассказала: «Мы с двоюродным братом лет 30 не общались. А сейчас снова созваниваемся». Порой древа «вырастают» до полутора метров в высоту, разрастаются в ширину. Потом дизайнер переносит их на холсты, и наши подопечные получают «портрет» семьи.

Кроме того, мы заполняем биографические тетради ветеранов. Например надо перечислить, с кем учились в одном классе. Это и тренировка памяти, и приятные воспоминания.

Собираемся делать видеозаписи — обращения к внукам и правнукам. Герои могут рассказать о себе интересные истории, пожелать что-то молодому поколению.

Ответный ход

— Мы с ветеранами стали как бы одной семьей, — утверждает Ильина. — В ответ и для нас стараются сделать что-то приятное.

У одной бабушки есть ученые собаки — спаниель и дворняжка. Вторую они с дочкой подобрали на улице раненой, кто-то подстрелил животное. Выходили, и теперь она артистка. Собаки дают для нас концерты. Они умеют говорить «мама» и еще несколько слов. По команде «делают зайчиков», падают. Могут лаять без звука.

Поздравляем ветеранов со всеми значимыми датами. Сопровождаем на различные мероприятия. На Новый год приходим в роли Снегурочки и Деда Мороза. С подарками, разумеется. А дедушки с бабушками на эти встречи начали приглашать и своих внуков. Ветераны тоже готовят выступления, читают стихи. Однажды бывшая учительница физики забыла выучить, но зато напомнила закон Ома. Некоторые наши подопечные молодым дадут фору по части юмора.

Не грантом единым

Кто оплачивает такую работу? Ильина поясняет, что это часть благотворительной программы «Место встречи: диалог», ее финансируют немецкие власти, поддержку оказывают людям, пострадавшим от национал-социализма.

— Но грант не позволяет приобретать подарки. Там есть строго определенные статьи расходов, — поясняет девушка. — Поэтому нам помогают спонсоры. Предприниматели Красного Яра, к примеру, дают мед. Кто-то помогает деньгами. Есть постоянные спонсоры, скорее, уже друзья. Однажды аптека выделила нам медицинские приборы: тонометры, глюкометры, градусники. Недавно коммерческая организация пожертвовала 5 тысяч рублей на моющие средства, которые мы использовали, чтобы провести у одиноких стариков генеральную уборку к Новому году. Хороших людей немало. И мы всегда рады встрече с ними.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации