Люди

Как живут «Бурановские бабушки» после «Евровидения»

Как уже сообщалось, «Самарская газета» стала победителем окружного этапа всероссийского конкурса «СМИротворец» в номинации «Печать».

Этот смотр вот уже 11 лет собирает средства массовой информации, которые публикуют самые интересные материалы на межэтнические, межконфессиональные темы. В этом году финал по Приволжскому федеральному округу проходил в Удмуртии.

Двухдневная программа была сверхнасыщенной. Дискуссии и «круглые столы», экскурсия по столице Удмуртии — Ижевску, общение со школьниками и дошколятами в государственной национальной гимназии имени Кузебая Герда, поездка на юг республики в языческую деревню Карамас-Пельга. Но самым богатым на исключительно положительные эмоции оказался визит финалистов и членов оргкомитета конкурса в Малопургинский район, в село Бураново. Мы ездили в гости к тем самым знаменитым бабушкам, которые в 2012 году поразили «Евровидение» своей открытостью, самобытностью, непохожестью на всех остальных.

«Да и бог с ним, с шоу-бизнесом»

Так оно и есть: бабушками очаровываешься с первых минут. Это не артисты. Профессионального музыкального образования у них нет. Всю жизнь работали в совхозе и трудились на своих подворьях-огородах. Музыковеды, конечно, могли бы придраться к их манере пения, голосовым созвучиям и прочему, прочему. Но эти сельские труженицы не к сцене себя готовили. Они просто собирались в сельском клубе и пели, плясали для души.

Так, не теряя душевной красоты и мудрого отношения к любым перипетиям, и идут по жизни. Даже на провокационные вопросы по поводу того, как же их вытеснил с подмостков жесткий шоу-бизнес, отобрав бренд «Бурановские бабушки», отвечают с юморком: «Да и бог с ним, с шоу-бизнесом. Сейчас без него нам и проще. Мы тут к земле прицепились и живем, а вас там в Москве шатает да шатает…» И поясняют, что истинный, изначальный любительский коллектив — тот, который из этого села, который наделал шуму на «Евровидении», теперь называется «Бабушки из Бураново». А под прежним брендом «Бурановские бабушки» ныне выступают профессионалы. Вот такие метаморфозы нынешней популярной культуры докатились до глубинки.

Строго в традициях

Бабушки теперь принимают у себя в гостях только тех, кого им самим интересно видеть. И выступают только там, где рассчитывают на душевный комфорт. В общем, так и надо, конечно, когда песня для тебя отдохновение и отрада.

Нас, финалистов «СМИротворца», в бурановском сельском Доме культуры ансамбль уже ждал, обрядившись в национальные рубахи и платки, вязаные носки да лапти. Встречу начали не с песен, а с общения. Первым делом на себя обращают внимание лапти: с остроносым плетением и особыми цветастыми подвязками. Бабушки разъяснили, что все у них выдержано в традициях. И яркие тканые рубахи с орнаментом-оберегом от злых сил, и нагрудники из монет (у одних они советские, у других — и вовсе царских времен), и обязательные налобные повязки под платком, и белые вязаные чулки. А лапти из лыка — по-удмуртски «кут» — это непременный атрибут. Кожаную обувь мало кто носил. И плели лапти испокон века именно такими, остроносыми.

Будем знакомы

Гостей сразу взяла в оборот создательница и художественный руководитель ансамбля, директор бурановского Дома культуры Ольга Туктарева. Замечательная рассказчица с отличным чувством юмора, оригинальными и точными замечаниями по поводу самых разных моментов жизни и творчества. Очень органична, естественна и самобытна. Про удмуртский характер говорит так:

— Никуда не бежим, не торопимся. Добрым людям открыты и видим в человеке только хорошее. А вообще-то характер у удмуртов зажимистый, эмоций у нас маловато выплескивается. Так вот в песнях мы этот выход и обеспечиваем.

Туктарева представила всех своих замечательных артисток. Одна бабушка 12 внуков воспитывает. Другая правую руку потеряла, но с одной левой и на огороде справляется, и удмуртские пояса плетет. Третья в возрасте 80+ завела домашних животных и почитает их за хороших друзей, разговаривает с ними «по-человечески», ведь многие удмурты до сих пор считают себя язычниками. Еще одна бабушка начала делать из нитей куклы-обереги. Навязала их уже больше тысячи!

Такие обереги мы все и получили, обнявшись с мастерицей и услышав от нее трогательные пожелания счастья. А потом полились песни.

Деньги для благих дел

Бабушки запели и свое, удмуртское, и узнаваемое из Виктора Цоя, Бориса Гребенщикова, Булата Окуджавы. Почти все пели по-удмуртски, тексты переводит Туктарева. А Окуджаву, «Пока земля еще вертится…», мы все вместе спели на русском. Да так замечательно получилось, что многие утерли слезу. На вопрос о репертуаре бабушки улыбнулись:

— Мы разные хорошие песни перерабатываем, как комбайны, и поем их как народные.

Потом они показали нам немудреный деревенский вальс, которому уже много-много лет, именно так его всегда танцевали в этом селе.

Побывали мы в музее, где бабушки собрали экспонаты из всех своих поездок. А потом пошли вверх по улице к сельскому храму, который они задумали построить и построили благодаря полученным гонорарам за выступления. И на богадельню бабушки денег заработали. Она достраивается для сельчан, которые остались на склоне лет одинокими. Здесь их бурановцы обихаживают, навещают. Все по-божески, с вниманием и участием. Деньги для чего по судьбе даются? Вот для этого — для добрых дел.

Так сложилось, что эти деревенские бабушки стали ходячим мифом, выступили на подмостках, о которых многие лишь мечтают. Но при этом мудро остались «прицепленными к земле». И сделали очень важное дело — пробудили всплеск интереса к народной культуре.

Метки

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение