История

Мода эпохи в Самаре: от элегантных кружев к брутальным «кожанкам»

Одежда всегда была для людей способом рассказать о себе. По костюму можно определить, где человек живет, какой у него достаток, чем увлекается и даже каких взглядов придерживается. С каждой новой эпохой одежда менялась под влиянием социальных, экономических и политических событий.

От модных тенденций 2019 года мы предлагаем ненадолго уйти на столетие назад и взглянуть, какими веяниями жила Самара на рубеже XIX и XX веков. А также представить, как бы могли выглядеть костюмы той эпохи в современных реалиях.

Кружево и шляпы с цветами на самарских улицах

В конце XIX века в Россию пришел модерн.

Дамы начали носить платья, юбки которых мягко облегали фигуру и расширялись книзу. Лиф и талия еще оставались затянутыми – женщины продолжали носить корсеты. В моду вошли рукава-фонарики и высокие горловины. Особо популярным в эти годы становится кружево. Из него шили жабо, воротники, воланы, оборки. Все платье могло быть полностью выполнено из шелкового или нитевого кружева.

В качестве верхней одежды женщины чаще носили ротонды и широкие накидки. Их обычно делали из сукна или плюша и украшали мехом и вышивкой.

Такие модные веяния не обошли стороной и Самару. В 90-х годах XIX века на улицах Панской и Дворянской работали более двадцати модных магазинов, как для женщин, так и для мужчин. Объявления об ассортименте публиковали в местных газетах. Магазины А. Н. Гиршфельда, Л. Н. Покидышева, А. М. Гублера, Н. А. Белоусова, А. А. Петрова, закройщиков братьев Краснопольских, Н. Д. Иванова-Мартынова, магазин Перетца и салон Гофмана у кирхи предлагали широкий выбор платьев, белья, украшений и шляп.

В «Каменных вещах Беликова» из Екатеринбурга самарцы покупали золотые и серебряные украшения, кольца и браслеты с драгоценными камнями.

Модные дамские шляпки, украшенные цветами и страусовыми перьями, можно было приобрести в нескольких магазинах. Среди них – «Центральный шляпный магазин» А.А. Пономарева, шляпный магазин «Норма» и «Дело шляп». Причем в последнем можно было купить не только шляпки, но и иностранные модные журналы. А среди новинок: шляпы из грубой соломы и венками цветов, шляпки для сада, и даже для траурного выхода.

Популярностью у самарской публики пользовался старейший модный магазин В. Г. Салемова на Панской. Здесь можно было купить пензенские и оренбургские пуховые платки, готовое белье, заграничные кружева, корсеты и многое другое.

Но самым известным в Самаре мог считаться магазин Шахларевой, который располагался в ее собственном доме на Дворянской. Платье с лентами и вышивкой, передники и шляпы для девочек, платья с блузой, французские корсеты с поясом – лишь часть того, что мог предложить магазин самарским модницам. Здесь же можно было купить косметику и парфюмерию. Самые интересные и модные новинки рекламировали в «Самарской газете».

Магазин Шахларевой был известен и мастер-классами для женщин. Посетительниц учили, как составлять букеты, как носить носовые платки, как пополнеть, а также им давали различные советы по хозяйству.

Туфли на каблуке с ремешком Mango/Миниатюрная кожаная сумка Zara/Шелковое платье макси H&M/Уплотненный обод со стразами Zara/Кружевная блузка с вырезом H&M

Из шелка и кружев в трикотаж и драп

После 1914 года с началом Первой мировой войны женская одежда стала проще.

Военное положение и уход мужчин на фронт изменили и статус женщины. Многие пошли работать, чтобы прокормить семью. Юбки укоротили, а застежки начали делать спереди, так как теперь мало кто мог бы помочь женщине одеться. В моду вошло универсальное платье из практичной ткани черного, серого, коричневого или синего цвета с белым отложным воротником. Девушки начали отдавать предпочтение черным шерстяным чулкам – любые другие считались легкомысленными. В это же время навсегда из повседневной моды ушли боа. На их место пришли горжеты и меховые пальто.

В самарских газетах того времени сильно уменьшилось число объявлений от местных магазинов. Все больше торговцев предлагали купить ткань вместо готового платья. Так мануфактурный магазин Чернова опубликовал объявление о поступлении новых материалов: тюля, сукна, трикотажа и драпа. Здесь же рядом – объявление о наборе в школу кройки и шитья Екатерины Полозовой. Она также принимала заказы на пошив дамских и детских платьев.

Первая мировая война направила развитие моды XX века в другое русло. В Самаре все дальше уходила эпоха роскошных кружевных платьев и шляп, украшенных перьями и цветами.

Кожаные ботильоны со шнуровкой Zara/Кожаная сумка со сборкой Zara/Вязаный тюрбан H&M/Облегающее платье H&M/Жилет из овчины Mango

Косынка, «кожанка» и образ «новой женщины»

Революция 1917 года и последовавшие за ней события резко изменили жизнь людей. Национализация привела к дефициту, в том числе и одежды. Ее шили из всего, что могли найти: полотенец, занавесок, одеял. Многие переделывали военную форму. Издавали даже специальные брошюры с советами, как сшить из шинели модное пальто или как самостоятельно сшить бюстгальтер.

Дамы донашивали когда-то элегантные платья, споров с них изысканную отделку. Шляпы, как мужские, так и женские, надолго исчезли из повседневного туалета. «Женщины теперь все носили платки, мужчины – фуражки, кепки. Шляпы исчезли. Они всегда были общепринятым символом барства и праздности. Теперь они могли в любую минуту стать мишенью для маузера» — писала современница.

На ноги надевали мужские сапоги или веревочные туфли на голые ноги. Постепенно в повседневную одежду вошли элементы военной формы, как, например, отложные воротники и карманы.

Мода как таковая осталась на Западе. В типичном костюме мужчин первых послереволюционных лет смешивались самые разные элементы одежды. Носили сатиновые косоворотки и солдатские гимнастерки, кители и городские пиджаки, брюки и шаровары. Причем элементы могли сочетаться по-разному. На улицах можно было заметить мужчин, которые носили пиджак в сочетании с галифе и гимнастерку с брюками.

Постепенно в моду пришла кожаная куртка. Форменная одежда летчиков и шоферов времен Первой мировой превратилась в символ революционной моды. «Кожанка» подчеркивала причастность человека к социальным переменам. И ее в первую очередь носили начинающие партийные работники и комсомольские активисты.

Тогда же сформировался облик «новой женщины». Вершиной пролетарской моды считались черная юбка, белая блузка и красная косынка. Слишком хорошо одетые люди рисковали получить клеймо «буржуазная сволочь». Поэтому постепенно все мимикрировали под окружающую их пролетарскую действительность.

Куртка рубашечного кроя из искусственной кожи Zara/Юбка с запахом и пряжкой Mango/Платок H&M/Сапоги Lamoda/Ремень с сумочками-кошельками H&M

При подготовке текста использовались материалы из сборника «Краеведческие записки», а также из выпусков газет «Волжское слово» и «Самарская газета» за 1890-1915 годы.

Фото: oldsamara.samgtu.ru, «Краеведческие записки», скриншот из фильма «Выборгская сторона»

САМАРЕ - 433​

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение