Шихобаловская богадельня. От городского «приюта» до православной гимназии

07.01.2020

303

Автор: Ксения Ястребова

Фотограф: Владимир Пермяков

Шихобаловская богадельня. От городского "приюта" до православной гимназии

Когда будете в центре Самары, на пересечении улиц Красноармейской и Братьев Коростелевых, обязательно обратите внимание на двухэтажное старое здание с колоннами. Это памятник культуры регионального значения — бывшая Шихобаловская богадельня. Сейчас там располагаются Приход в честь Преподобного Серафима Саровского и Самарская православная классическая гимназия. В этом году должны начать реставрацию здания. Вспоминаем его более чем вековую историю.

В 1893 году купец первой гильдии, общественный деятель Антон Шихобалов известил городскую думу о своем желании пожертвовать городу двухэтажный дом с торговыми помещениями и надворными службами на углу Уральской и Алексеевской для устройства богадельни. Сейчас это перекресток улиц Братьев Коростелевых и Красноармейской.

"Принять заведение с благодарностью"

Богадельню открыли 14 ноября 1893 года. В нее принимали престарелых граждан, лишившихся работы людей или тех, кто из-за физических недостатков не мог работать. Городская управа постановила 

принять заведение с благодарностью, именовать далее богадельню Шихобаловской и заказать за счет города икону Вседержителя, сделав для неё приличный киот, поместить в столовой богадельни.

Здесь же открыли странноприимный дом, в котором могли останавливаться гости города. Но так как их было мало, дом преобразовали в богадельню со странноприимным отделением. Приезжие могли оставаться не больше одного дня, исключение составляли больные и слабые – им давали на отдых два дня.

Эти исключения чрезвычайно редки: странники сами не любят оставаться в богадельне дольше положенного срока и стремятся поскорее добраться до цели своих странствий.

oldsamara.samgtu.ru
oldsamara.samgtu.ru

С 1894 по 1910 годы в богадельне жили 149 человек — 109 женщин и 40 мужчин. В странноприимном отделении ежегодно находили приют от 250 до 300 богомольцев.

Содержание богадельни Антон Шихабалов обеспечил капиталом в 65 370 рублей. Из них он 30 000 рублей поместил на вечный вклад в Городской общественный банк, а 35 370 – в 6% Крестьянских свидетельствах.

Устройство богадельни

В книге «Антон Николаевич Шихобалов, его жизнь, просветительные и благотворительные учреждения его имени», которая была издана в Москве в 1912 году, есть подробное описание богадельни. Двухэтажное здание имело внутренний двор и разные хозяйственные службы.

Парадный подъезд с Алексеевской улицы  служит входом в богадельню. Впереди расположен небольшой коридор. В его передней части справа помещается палата для женщин, с отделением для странниц. В палате просторно и светло.
В задней части коридора, обращенной к двору, справа — палата для мужчин на шесть коек. Также в ней имеются нары для странников.

"Волжская заря", номер от 28.01.2003
"Волжская заря", номер от 28.01.2003

В богадельне был смотритель. Он жил в квартире из пяти комнат: приемной, залы, в которой помещалась контора, спальни, темной комнаты и кухни. Рядом была просторная кухня

с большой русской печью и котлом для варки супа и щей.

Далее — мужская и две женских палаты.

Занимают палаты постоянные обитатели Шихобаловской богадельни, рассчитывающие мирно дожить в тихом пристанище до своей смерти. Старушки выглядят опрятно и домовито, на кроватях скромное, но чистое одеяло и такое же белье, на столиках – приборы для чая, который богадельщицы очень любят, книги Святого Писания, различные предметы женского рукоделия. Посредине зала на колонне утверждена икона Спасителя, вся убранная цветами, по стенам около коек находятся образки, крестики, картинки религиозно-нравственного содержания. От обстановки веет уютом и покоем тихого старческого жития.

"Сытно и уютно"

Большинство постояльцев были женщины. Они занимались рукоделием. Например, вязанием чулок или плетением ковриков. Так они зарабатывали себе деньги.

Призреваемые содержались 

без роскоши, но сытно и уютно.

На обед и ужин были постные щи, пшенная каша с подсолнечным маслом, картофельный суп. На праздники давали мясо. Также во дворе богадельни находилась баня, в которую ходили каждые две недели.

Домовая церковь

В 1903 году при богадельне открыли домовую церковь во имя преподобного Серафима Саровского. Она располагалась на втором этаже и представляла собой эркер-фонарь на колоннах.

Вход в церковь был с Уральской улицы. Подъезд был украшен крестом и иконой Преподобного Серафима.

Она [церковь] окрашена в краску сероватого тона и расписана фресками преимущественно из жизни Преподобного отца Серафима Саровского.

Фрески принадлежат кисти местного художника Белоусова.
Одна из них, написанная на стене противоположной алтарю, изображает «Моление Преподобного отца Серафима на камне». Тихая пустыня, ясное небо, песок… Очи святого преисполнены кроткой радости, он беседует с Богом.

Две фрески написаны на стенах же, по обоим клиросам. На правом клиросе изображена «Кончина Преподобного отца Серафима». На левом – «Явление Богородицы Преподобному отцу Серафиму в день Благовещения.

Обращает на себя внимание икона Спасителя в алтаре, написанная светлыми красками на оконном стекле. Христос изображен во весь рост, светлый и радостный, с Евангелием.

Церковь вмещала до пятисот человек. Богослужения совершали служители Ильинской церкви, в приходе которой и находилась Шихобаловская богадельня. Также в церкви был зал для освещения куличей на Пасху и яблок на Спасов день. В помещении висел портрет Антона Шихобалова.

3ASp8F0SqqRodZSnpudIcyK7TW0TcTAV6mRtGhrLpJ_idmrGqJauS0tsSjMbpHEm_YeUTlaryBMsdrXLqVVyQPTRVk0qLWJnbH-qQ8-rfeqIDmYOQnsXCx-QbYnPydhs
oldsamara.samgtu.ru

90 лет без креста

После революции, в 1918 году, богодельню и храм закрыли. Главку с крестом сняли, часть фресок уничтожили, а часть закрасили. В советское время здесь располагалась школа-интернат № 14 для детей с нарушениями в развитии.

В 2000-х годах школу перепрофилировали в специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат «Преодоление» для детей с нарушением речи и задержкой психического развития. Позже ее перенесли на улицу Мориса Тореза.

15 января 2008 года, в день памяти Серафима Саровского, на эркере дома установили главку с крестом.

В 2009 году дом бывшей богадельни передали Самарской епархии. В здании сделали ремонт. В 2010 году после реконструкции здесь начались богослужения. В храме отреставрировали уникальные росписи, сделанные до революции иконописцами братьями Белоусовыми.

Шихобаловская богадельня. От городского "приюта" до православной гимназии
spkg163.ru

Сейчас на втором этаже действует Приход в честь преподобного Серафима Саровского. А на первом — с 2010 года находится Самарская православная классическая гимназия. Директором Самарской православной классической гимназии и настоятелем храма является архимандрит Серафим (Барякин).

Шихобаловская богадельня. От городского "приюта" до православной гимназии
spkg163.ru

Хотя внутренние помещения бывшей богадельни уже привели в порядок, но фасад здания требует ремонта. Проект его реконструкции уже есть, в августе пройдет аукцион на выбор подрядчика для работ.

Шихобаловская богадельня. От городского "приюта" до православной гимназии
zakupki.gov.ru

Специалистам предстоит провести гидроизоляцию фундамента, восстановить поврежденные архитектурные детали здания, привести в порядок главные фасады, кровлю, установить ограждение, поставить кованые ворота в проездной арке, восстановить первоначальную форму дверных проемов, а также отремонтировать дорогу со стороны улицы братьев Коростелевых. Здание должны отреставрировать до 30 октября 2020 года.

Читайте также:

История

История издания в цифрах и фактах. «Самарская газета» отмечает юбилей

Печатный долгожитель работает для читателей уже 140 лет

История

Ленинград выстоял. И победил

Сегодня исполняется 80 лет со дня полного освобождения города на Неве

Комментарии

1 комментарий

гость

Что такое ленточный фундамент? Это выкопанная неглубокая траншея залитая бетонным раствором и находящейся в ней конструкции из арматуры. Она должна проходить под всеми основными стенами жилища. Такое сооружение берёт на себя всю тяжесть строения, не допуская погружения конструкции в землю. Это самая распространённая версия фундамента для сооружения домов, дач и бань.

07.01.2020 в 10:07

Комментарий появится после модерации