Образование

Как в Самаре развивают инклюзивную обучающую среду

В 11 городских школах создали условия для детей с ограниченными возможностями здоровья

Еще 20-30 лет назад большинство детей с ограниченными возможностями здоровья были обречены на домашнее обучение. Сегодня многое делается для развития инклюзивного образования.

Уже стало очевидным, что только лишь установки пандусов в учебных заведениях недостаточно. Для создания инклюзивных условий нужен более серьезный подход.

Городским департаментом образования выбраны 11 базовых учреждений: школы №№167, 38, 101, 161, 105, 70, 29, 45, 139, 80, 91. В них созданы условия для развития инклюзивного образования. В течение 2011 — 2018 годов во всех этих учебных заведениях проведен ремонт входных групп с устройством пандусов, оборудованы сенсорные комнаты, кабинеты лечебной физкультуры, установлено специальное оборудование в туалетах.

Основное базовое учреждение, работающее в направлении инклюзивного образования, — школа №139. Здесь созданы условия для обучения детей с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. Более чем из 1 000 учащихся 89 получают знания по адаптированным программам начального и основного образования. Это ребята с задержкой психического развития (42), нарушениями опорно-двигательного аппарата (12), расстройствами аутистического спектра (8). Есть дети слабослышащие и позднооглохшие, а также ученики с тяжелой речевой патологией.

Еще 66 самарских школ оснащены пандусами. Однако это в большинстве случаев не решает проблему посещения учреждений маломобильными детьми. Такой ребенок может попасть только на первый этаж здания. В ряде школ были установлены подъемники, оказавшиеся малоэффективными из-за очень низкой скорости. На один этаж коляска поднимается за шесть минут. Кроме того, школы, которые были спроектированы несколько десятилетий назад, зачастую имеют узкие коридоры и столь же узкие проходы, не говоря уже о санузлах. В те годы никто не задумывался об инклюзии, поэтому сегодня вся надежда на вновь возводимые образовательные учреждения.

— Необходимо в строящихся школах предусматривать скоростные лифты и подъемники, широкие проезды, холлы, специально оборудованные санузлы, — считает руководитель городского департамента образования Елена Чернега. — По такому принципу, например, построена школа №7 в Крутых Ключах, открытая в 2016 году. Для учеников, проживающих в отдалении от подобных учреждений, мы готовы организовать подвоз, какой сейчас действует для ребят с ограниченными возможностями, обучающимися в школе №139.

Инклюзивная среда создается не только для учеников общеобразовательных учреждений, но и для воспитанников детских садов. На сегодня около 10% ребят, посещающих дошкольные заведения, — с ограниченными возможностями здоровья. Для них в разных учреждениях открыты группы компенсирующей направленности. 22 — для малышей с задержкой психического развития, девять — с нарушениями зрения, три — с нарушениями слуха и столько же — с ранним детским аутизмом, две — для ребят с умственной отсталостью.

Также в детсадах создано около 220 групп комбинированной направленности. В них наряду с основной программой дошкольного образования реализуют адаптированные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, действуют две группы для ребят с сахарным диабетом. Для таких малышей разработан специальный режим дня и питания, созданы условия для социальной адаптации и физической реабилитации.

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение