Продолжаем рассказывать о закулисье городских театров. На этот раз заглянули по ту сторону занавеса Самарского театра оперы и балета.
В 1931 году оперой Мусоргского «Борис Годунов» открылся Средневолжский краевой театр оперы и балета. Два первых сезона артисты выступали в помещении театра драмы. В 1933 году была основана балетная труппа театра, а в 1938 году театр оперы и балета разместился в центральной части здания на современной площади Куйбышева. В левом крыле некоторое время находилась областная библиотека, в правом — спортивная школа и художественный музей. С 2006 по 2010 годы здание театра реконструировали. Оперный занял полностью все помещения. Sgpress.ru своими глазами изучил театр. Нашим экскурсоводом стала режиссер хора театра оперы и балета Марина Монастырская.
Заходим в театр и оказываемся в большом холле. По бокам фойе — лестницы, которые ведут на нижний этаж. Там расположен гардероб.
Мы же проходим в большой зрительный зал, способный вместить более 1 000 человек. Он состоит из нескольких ярусов: партер, амфитеатр, бельэтаж, балкон первого и второго ярусов и две ложи бенуара. Под каждым креслом установлена маленькая решетка — это вентиляция и воздухоотвод. Поэтому в зале держится постоянная температура — примерно 19 градусов.
Интерьер оформлен в золотом и терракотовом цветах — классических театральных оттенках. Лепнина и выступы имеют не только декоративное назначение, они необходимы для оперной акустики. По словам Монастырской, даже если артист говорит на сцене вполголоса, его можно услышать в любой точке зала.
За креслами в партере расположены комнаты художника по свету и звукооператора. Именно там «подсвечивают» артистов и «включают» шум волн или гром, оттуда на сцену проецируют изображения и видеоряд. К примеру, именно так в опере «Снегурочка» перед зрителями появляется Весна.
Перед сценой — оркестровая яма. Она рассчитана на 110 человек. Яма имеет интересную особенность. Она может подниматься до уровня сцены. Во многих спектаклях во время действия актеры могут подойти к оркестру и дирижеру.
Поднимаемся на сцену. На ней – сценический линолеум. Во время балетных спектаклей стелют амортизирующий балетный пол – специальное пружинящее покрытие для танцоров. Само сценическое пространство делится на пять плунжеров. Это механизированные движущиеся сегменты. Они могут подниматься на высоту от трех до шести метров. В частности, это можно увидеть в опере «Евгений Онегин».
Во время нашего визита на сцене стояли декорации к опере «Флория Тоска». Это колонны католического храма, в котором происходит первое действие спектакля.
Заканчивается сцена задником – тканью, ограничивающей пространство. Для каждого спектакля изготавливают свое полотно. На огромный кусок ткани художники наносят контуры рисунка, а затем расписывают его красками вручную.
По бокам сцены — три плана кулис. В них артисты ожидают выхода. Также по обеим сторонам расположены так называемые «карманы». Сейчас там хранят декорации к спектаклям. Но если того требует постановка, площадки могут выезжать на сцену. Это нужно для того, чтобы оперативно сменять акты.
Здесь же — техническое оборудование и осветительная аппаратура.
Например, есть экраны, на которых виден дирижер. Это нужно для спектаклей с закулисным пением. Также за кулисами находится «машинист» сцены, который с помощью компьютера регулирует ее по высоте.
За основной площадкой находится арьерсцена, служащая резервным помещением для хранения декораций.
Вот, рыцарь из «Чиполлино», а вот парусник из «Риголетто». Все предметы подписывают. Например, один фонтан назвали «Волга», а второй — «Тихон». Это нужно для того, чтобы декораторы точно знали, на какой стороне сцены стоит та или иная декорация. Ведь понятия «слева» и «справа» со стороны зала и зрительских рядов можно трактовать по-разному.
Для перевозки крупных декораций в театре есть грузовой лифт.
Весь реквизит изготавливают в специальных помещениях театра. Есть столярный цех и мастерская, где пишут настоящие картины. Например, для «Флории Тоски» была выполнена репродукция размером с исходник.
Проходим в гримерные комнаты. Именно там работают гримеры-постижеры, которые могут сделать не только портретный грим для исторического персонажа, но и «превратить» человека в животное. По словам Монастырской, по сравнению с другими театрами в оперном артисты носят преувеличенно яркий макияж. Это нужно для того, чтобы зритель увидел мимику актера даже с дальних рядов.
[tie_slideshow]
[/tie_slide]
[/tie_slide]
[/tie_slide]
[/tie_slide]
[/tie_slide]
[/tie_slideshow]
В отдельном помещении хранятся парики. Их изготавливают под конкретного человека.
Перед каждым спектаклем парик стирают и расчесывают специальным гребнем. Чтобы сделать локоны, используют старые щипцы. Похожими пользовались несколько веков назад цирюльники, завивая усы.
В швейном, шляпном и обувном цехах артистов полностью «одевают». Все костюмы создают индивидуально, по меркам. Для крупных постановок часть нарядов заказывают в Санкт-Петербурге. Например, для «Бориса Годунова» было изготовлено около 300 костюмов.
В театре есть своя химчистка. Даже после стирки актеры надевают костюмы на хлопчатобумажную нижнюю рубашку. Исключение составляют артисты балета.
Идем далее. На третьем этаже театра находится буфет. Далее – колонный зал, где стоит рояль чешской фирмы «Petrof». На нем иногда играют музыканты во время антракта.
В правом крыле здания театра расположилась малая сцена. Зрительный зал рассчитан на 160-180 мест.
На этом наша экскурсия закончилась. Конечно, мы смогли посмотреть не все. Но, как говорит Марина Монастырская, для зрителя в театре должна оставаться некая загадка.
Люди
Люди
Лучшее
Лариса
Интересно! Я бы тоже сходила на такую экскурсию
24.11.2019 в 22:16
Комментарии
1 комментарий