Самаре 434! Представители разных областей искусства рассказали об уникальности нашего города

13.09.2020

264

Автор: Маргарита Петрова

Фотограф: Владимир Пермяков

Самаре 434! Представители разных областей искусства рассказали об уникальности нашего города

Запасная столица и город-курорт. За что еще можно любить наш город.

В эти выходные Самара празднует День города. Идут праздничные мероприятия. Sgpress.ru решил выяснить у деятелей искусства, за что можно и нужно любить наш город.

Самаре 434! Представители разных областей искусства рассказали об уникальности нашего города

Михаил Савченко

директор филиала Государственной Третьяковской галереи в Самаре:

— Филиал Третьяковской галереи в Самаре — уникальный проект. Такого нет больше нигде. Те, что работают во Владивостоке и Калининграде, — совместная работа Третьяковки, Пушкинского и Эрмитажа. 

Когда в следующем году Фабрику-кухню восстановят, это событие по грандиозности можно будет сравнить с открытием художественного музея. Шаг в сторону качественно абсолютно другой жизни города. Город получит очень мощный туристический бренд, возможность участвовать в масштабных проектах федерального и международного уровня.

Приезжать в Самару здорово, особенно летом: набережная, Волга, потрясающие закаты. Про эту, курортную, тему мы делаем другой проект — «ВолгаФест».

Самаре 434! Представители разных областей искусства рассказали об уникальности нашего города

Ирина Свиридова

директор Музея модерна:

— В последнее время модерн стал для Самары еще одним брендом. Пока он уступает таким, как «Самара космическая» и «Куйбышев — запасная столица», но постепенно усиливает позиции.

Городу повезло, что его расцвет пришелся на расцвет модерна. Поэтому многие богатые люди — купцы и предприниматели — строили свои особняки в этом стиле. Радостно, что большинство из них сохранились до наших дней. Таким наследием мы можем гордиться.

Самарский Музей модерна — единственный в России, посвященный всестороннему изучению этого стиля. В Ульяновске есть Музей архитектуры модерна, но это лишь одна из граней.

У нас постоянный поток туристов из разных городов России и зарубежья. Они приезжают специально для того, чтобы посмотреть модерн в Самаре. Мы также ведем масштабную научную работу, в том числе обмениваемся информацией с иностранными исследователями, например, по архитектору Александру Зеленко.

Самаре 434! Представители разных областей искусства рассказали об уникальности нашего города

Евгений Дробышев

художественный руководитель театра «Самарская площадь»:

— Самара может похвастаться большим количеством театральных фестивалей на любой вкус: есть и кукольный, и для детей и подростков, и два многожанровых — «Волга театральная» и «Поволжские театральные сезоны».

Приезжие труппы очень хвалят самарскую публику за ее интерес к сценическому искусству и живость реакции. На мой взгляд, местные зрители образованные и неравнодушные. Очень хороший пример тому — наш новый спектакль «Ревизор». Это непростая для восприятия постановка, в ней много новых форм. Мне очень понравилось, что часть публики восприняла его с восторгом.

Думаю, в этом очень большая заслуга Петра Львовича Монастырского. Пока он возглавлял драму, в театр рвались. В пять часов утра занимали очередь в кассу. Это была настоящая гордость. Не всякий город может похвалиться, что гордится своим театром.

Самаре 434! Представители разных областей искусства рассказали об уникальности нашего города

Нина Шумкова

председатель Самарского отделения Союза кинематографистов России:

— У самарской «десятой музы» богатая история. Наша студия кинохроники, основанная в 1927 году для создания документальных фильмов и журналов, — одна из старейших в стране.

В 70-80-е годы существовала школа куйбышевского кино со своим неповторимым стилем. Наши фильмы отличались от прочих, в первую очередь благодаря режиссеру Борису Свойскому. Только у человека, который преданно любил наш город, могли быть такие ленты.

О Самаре до сих пор снимают кино. Делают это люди, которые ее очень любят. Например Борис Александрович Кожин, автор сценария фильма «Самара и ее обитатели». Недавно наша студия «Волгафильм» выпустила картину по заказу Министерства культуры Российской Федерации. «Самарский национальный ответ» предназначен для международного проката. Он планировался как рассказ о том, что губернию населяют люди самых разных национальностей, а получился о ее жизни в целом.

Местный кинематограф сейчас на подъеме. Недавно вышло сразу несколько фильмов. Кроме перечисленных это «Волга в огне» Олега Ракшина — о подвиге советских речников во времена Великой Отечественной войны и игровой «Дом с колокольчиками».

Самое главное — растет достойная смена. У нас очень много детских киностудий. В них занимаются с трех лет. Для фестиваля «Кино — детям» в этом году мы получили просто лавину фильмов, созданных в рамках программы «Снимаем сами». Причем среди них много картин о Самаре.

Самаре 434! Представители разных областей искусства рассказали об уникальности нашего города

Алла Шахматова

директор областного художественного музея:

— Самарскому художественному музею принадлежит одна из лучших коллекций русского искусства, восточного, авангарда. Не так давно мы показывали 130 предметов из нее в Москве на ВДНХ в рамках проекта «Резидент». По версии многих столичных журналов, это было одно из самых важных культурных событий.

Жители Самары порой не до конца осознают, какими жемчужинами обладает наш музей. Коллекция складывается в основном из собраний купцов — Шихобаловых, фон Вакано, Головкина. Они имели возможность приобретать лучшие предметы искусства, вели переписку с Константином Маковским, Ильей Репиным, покупали работы у Михаила Нестерова, Василия Сурикова.

Особая история касается коллекции авангарда. У нас есть работы Казимира Малевича, Натальи Гончаровой, Петра Кончаловского, Давида Бурлюка. В 1953 году руководство музея получило приказ об уничтожении так называемого «дегенеративного искусства». Только благодаря усилиям сотрудников, спрятавших сотни полотен, бесценные картины удалось спасти. Наша коллекция известна не только в России, но и за рубежом — она выставлялась в музее Гугенхайма.

Самаре 434! Представители разных областей искусства рассказали об уникальности нашего города

Марк Левянт

композитор, народный артист России, председатель Самарской организации Союза композиторов России:

— Самара всегда отличалась яркими музыкальными традициями. Активная жизнь в этом плане началась с создания филармонии, появления симфонического оркестра и, конечно, приезда Дмитрия Шостаковича в 1941 году. Здесь маэстро не только закончил Седьмую симфонию, которая была впервые исполнена в нашем городе, но и создал Куйбышевский союз советских композиторов — одну из старейших профессиональных организаций страны. 

В честь великого музыканта организован новый Международный фестиваль искусств «Шостакович. Самарское время. DSCH». Он откроется 12 сентября в рамках празднования Дня города.

В Самаре работали выдающиеся музыканты, композиторы и дирижеры. Все это задало тон характеру нашей культурной жизни на многие годы вперед. И сегодня мы гордимся многими именами. Это дирижер Михаил Щербаков, пианисты Павел Назаров, Николай Фефилов, композиторы Вячеслав Шевердин, Павел Плаксин, Алла Виноградова, замечательный джазовый музыкант Григорий Файн, известные баянисты Сергей Войтенко и Дмитрий Храмков, эстрадная певица Юлия Денисова.

Еще одна гордость города — знаменитый Волжский народный хор. Его история связана с именами выдающихся композиторов — Михаила Чумакова, Григория Пономаренко, Александра Носкова и, конечно, Петра Милославова, создавшего этот коллектив.

Самара музыкальная это, конечно, и фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, а также конкурс имени Дмитрия Кабалевского, отмечающий в этом году свое 55-летие.

Самаре 434! Представители разных областей искусства рассказали об уникальности нашего города

Сергей Филиппов

генеральный директор академического театра оперы и балета:

— Оперный театр в Самаре появился в 1931 году — как знак благополучия, наконец-то пришедшего в этот край с непростой судьбой. Сейчас наш театр — флагман музыкального жанра в губернии.

Здесь всегда работали люди, много сделавшие для развития всей российской сцены. В 30-е годы это были режиссеры Иосиф Лапицкий и Николай Фореггер, в 70-е и 80-е — дирижер Лев Оссовский и балетмейстер Игорь Чернышев. 

С балетмейстерами, особенно петербургскими, театру вообще везло. Наталья Данилова, стоявшая у истоков балетной труппы, основала в городе первую хореографическую школу. Имя Аллы Шелест мы помним до сих пор — почти каждый год вот уже четверть века проводится фестиваль в ее честь.

Оперные смотры тоже проходят регулярно, иногда по два в год. Труппа активно развивается. Две постановки — «Пиковая дама» и «Леди Макбет Мценского уезда» номинировались на «Золотую Маску». Как в самых крупных театрах, у нас есть собственная молодежная оперная программа, основанная главным дирижером Евгением Хохловым. Она позволяет воспитывать молодых артистов из местных кадров.

В театре с момента его создания и до сих пор проходят мировые премьеры новых постановок. В 1999 году — оперы Сергея Слонимского «Видения Иоанна Грозного». За дирижерским пультом стоял Мстислав Ростропович. В 2019 году — балета Юрия Смекалова «Три маски короля».

Сегодня Самарский оперный — это театр с академическим репертуаром, который постоянно обновляется, все время появляются новые амбициозные проекты. Само здание после реконструкции — одно из самых современных, просторных и удобных в стране. Поклонники балета следят за творчеством нашего главного балетмейстера Юрия Бурлаки: в 2018 году его работа принесла театру первую номинацию на «Золотую Маску» за балетный спектакль.

Самаре 434! Представители разных областей искусства рассказали об уникальности нашего города

Илья Приданцев

старший научный сотрудник литературно-мемориального музея имени Горького:

— Литературная Самара — пространство парадоксальное, почти сказочное. На воображаемую карту местной изящной словесности нанесено такое количество имен и историй, что голова иногда идет кругом. От Максима Горького с его фельетонами (и не только) до поэта-авангардиста Георгия Оболдуева. От Алексея Толстого и Ярослава Гашека до неподцензурного ленинградского прозаика Леона Богданова, появившегося на свет здесь, в Куйбышеве. От «веселого праведника» Гарина-Михайловского до Артема Веселого с его «Россией, кровью умытой».

Платон говорил, что философия начинается с удивления. С него же начинается и путешествие по самарской литературе. Пестрота сюжетов не может не удивлять. У литературного музея в этом смысле есть вполне конкретная задача — организовать их встречу друг с другом и с посетителем. 

Литмузею повезло работать с наследием сразу двух крупнейших авторов, без которых невозможно представить ландшафт отечественной литературы первой половины XX века. Речь об Алексее Толстом и Максиме Горьком. Самара для обоих была в известной мере отправным пунктом творческой биографии. Кроме того, в фондах музея хранятся архивы Неверова, Ширяевца, Бостром и многих других.

Однако одной лишь историей дело не ограничивается. Самарский музей занимается осмыслением и современного литературного процесса. В этой связи можно назвать Андрея Олеха с его «Безымянлагом», сетевое издание «Цирк Олимп + tv», лауреатов премии Андрея Белого Александра Уланова и Виталия Лехциера, одного из лучших молодых драматургов России Сергея Давыдова. И это далеко не полный список. Карту самарской литературы продолжают рисовать.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации