Самаре 434! Представители разных областей искусства рассказали об уникальности нашего города

Запасная столица и город-курорт. За что еще можно любить наш город.

В эти выходные Самара празднует День города. Идут праздничные мероприятия. Sgpress.ru решил выяснить у деятелей искусства, за что можно и нужно любить наш город.

Михаил Савченко

директор филиала Государственной Третьяковской галереи в Самаре:

— Филиал Третьяковской галереи в Самаре — уникальный проект. Такого нет больше нигде. Те, что работают во Владивостоке и Калининграде, — совместная работа Третьяковки, Пушкинского и Эрмитажа. 

Когда в следующем году Фабрику-кухню восстановят, это событие по грандиозности можно будет сравнить с открытием художественного музея. Шаг в сторону качественно абсолютно другой жизни города. Город получит очень мощный туристический бренд, возможность участвовать в масштабных проектах федерального и международного уровня.

Приезжать в Самару здорово, особенно летом: набережная, Волга, потрясающие закаты. Про эту, курортную, тему мы делаем другой проект — «ВолгаФест».

Ирина Свиридова

директор Музея модерна:

— В последнее время модерн стал для Самары еще одним брендом. Пока он уступает таким, как «Самара космическая» и «Куйбышев — запасная столица», но постепенно усиливает позиции.

Городу повезло, что его расцвет пришелся на расцвет модерна. Поэтому многие богатые люди — купцы и предприниматели — строили свои особняки в этом стиле. Радостно, что большинство из них сохранились до наших дней. Таким наследием мы можем гордиться.

Самарский Музей модерна — единственный в России, посвященный всестороннему изучению этого стиля. В Ульяновске есть Музей архитектуры модерна, но это лишь одна из граней.

У нас постоянный поток туристов из разных городов России и зарубежья. Они приезжают специально для того, чтобы посмотреть модерн в Самаре. Мы также ведем масштабную научную работу, в том числе обмениваемся информацией с иностранными исследователями, например, по архитектору Александру Зеленко.

Евгений Дробышев

художественный руководитель театра «Самарская площадь»:

— Самара может похвастаться большим количеством театральных фестивалей на любой вкус: есть и кукольный, и для детей и подростков, и два многожанровых — «Волга театральная» и «Поволжские театральные сезоны».

Приезжие труппы очень хвалят самарскую публику за ее интерес к сценическому искусству и живость реакции. На мой взгляд, местные зрители образованные и неравнодушные. Очень хороший пример тому — наш новый спектакль «Ревизор». Это непростая для восприятия постановка, в ней много новых форм. Мне очень понравилось, что часть публики восприняла его с восторгом.

Думаю, в этом очень большая заслуга Петра Львовича Монастырского. Пока он возглавлял драму, в театр рвались. В пять часов утра занимали очередь в кассу. Это была настоящая гордость. Не всякий город может похвалиться, что гордится своим театром.

Нина Шумкова

председатель Самарского отделения Союза кинематографистов России:

— У самарской «десятой музы» богатая история. Наша студия кинохроники, основанная в 1927 году для создания документальных фильмов и журналов, — одна из старейших в стране.

В 70-80-е годы существовала школа куйбышевского кино со своим неповторимым стилем. Наши фильмы отличались от прочих, в первую очередь благодаря режиссеру Борису Свойскому. Только у человека, который преданно любил наш город, могли быть такие ленты.

О Самаре до сих пор снимают кино. Делают это люди, которые ее очень любят. Например Борис Александрович Кожин, автор сценария фильма «Самара и ее обитатели». Недавно наша студия «Волгафильм» выпустила картину по заказу Министерства культуры Российской Федерации. «Самарский национальный ответ» предназначен для международного проката. Он планировался как рассказ о том, что губернию населяют люди самых разных национальностей, а получился о ее жизни в целом.

Местный кинематограф сейчас на подъеме. Недавно вышло сразу несколько фильмов. Кроме перечисленных это «Волга в огне» Олега Ракшина — о подвиге советских речников во времена Великой Отечественной войны и игровой «Дом с колокольчиками».

Самое главное — растет достойная смена. У нас очень много детских киностудий. В них занимаются с трех лет. Для фестиваля «Кино — детям» в этом году мы получили просто лавину фильмов, созданных в рамках программы «Снимаем сами». Причем среди них много картин о Самаре.

Алла Шахматова

директор областного художественного музея:

— Самарскому художественному музею принадлежит одна из лучших коллекций русского искусства, восточного, авангарда. Не так давно мы показывали 130 предметов из нее в Москве на ВДНХ в рамках проекта «Резидент». По версии многих столичных журналов, это было одно из самых важных культурных событий.

Жители Самары порой не до конца осознают, какими жемчужинами обладает наш музей. Коллекция складывается в основном из собраний купцов — Шихобаловых, фон Вакано, Головкина. Они имели возможность приобретать лучшие предметы искусства, вели переписку с Константином Маковским, Ильей Репиным, покупали работы у Михаила Нестерова, Василия Сурикова.

Особая история касается коллекции авангарда. У нас есть работы Казимира Малевича, Натальи Гончаровой, Петра Кончаловского, Давида Бурлюка. В 1953 году руководство музея получило приказ об уничтожении так называемого «дегенеративного искусства». Только благодаря усилиям сотрудников, спрятавших сотни полотен, бесценные картины удалось спасти. Наша коллекция известна не только в России, но и за рубежом — она выставлялась в музее Гугенхайма.

Марк Левянт

композитор, народный артист России, председатель Самарской организации Союза композиторов России:

— Самара всегда отличалась яркими музыкальными традициями. Активная жизнь в этом плане началась с создания филармонии, появления симфонического оркестра и, конечно, приезда Дмитрия Шостаковича в 1941 году. Здесь маэстро не только закончил Седьмую симфонию, которая была впервые исполнена в нашем городе, но и создал Куйбышевский союз советских композиторов — одну из старейших профессиональных организаций страны. 

В честь великого музыканта организован новый Международный фестиваль искусств «Шостакович. Самарское время. DSCH». Он откроется 12 сентября в рамках празднования Дня города.

В Самаре работали выдающиеся музыканты, композиторы и дирижеры. Все это задало тон характеру нашей культурной жизни на многие годы вперед. И сегодня мы гордимся многими именами. Это дирижер Михаил Щербаков, пианисты Павел Назаров, Николай Фефилов, композиторы Вячеслав Шевердин, Павел Плаксин, Алла Виноградова, замечательный джазовый музыкант Григорий Файн, известные баянисты Сергей Войтенко и Дмитрий Храмков, эстрадная певица Юлия Денисова.

Еще одна гордость города — знаменитый Волжский народный хор. Его история связана с именами выдающихся композиторов — Михаила Чумакова, Григория Пономаренко, Александра Носкова и, конечно, Петра Милославова, создавшего этот коллектив.

Самара музыкальная это, конечно, и фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, а также конкурс имени Дмитрия Кабалевского, отмечающий в этом году свое 55-летие.

Сергей Филиппов

генеральный директор академического театра оперы и балета:

— Оперный театр в Самаре появился в 1931 году — как знак благополучия, наконец-то пришедшего в этот край с непростой судьбой. Сейчас наш театр — флагман музыкального жанра в губернии.

Здесь всегда работали люди, много сделавшие для развития всей российской сцены. В 30-е годы это были режиссеры Иосиф Лапицкий и Николай Фореггер, в 70-е и 80-е — дирижер Лев Оссовский и балетмейстер Игорь Чернышев. 

С балетмейстерами, особенно петербургскими, театру вообще везло. Наталья Данилова, стоявшая у истоков балетной труппы, основала в городе первую хореографическую школу. Имя Аллы Шелест мы помним до сих пор — почти каждый год вот уже четверть века проводится фестиваль в ее честь.

Оперные смотры тоже проходят регулярно, иногда по два в год. Труппа активно развивается. Две постановки — «Пиковая дама» и «Леди Макбет Мценского уезда» номинировались на «Золотую Маску». Как в самых крупных театрах, у нас есть собственная молодежная оперная программа, основанная главным дирижером Евгением Хохловым. Она позволяет воспитывать молодых артистов из местных кадров.

В театре с момента его создания и до сих пор проходят мировые премьеры новых постановок. В 1999 году — оперы Сергея Слонимского «Видения Иоанна Грозного». За дирижерским пультом стоял Мстислав Ростропович. В 2019 году — балета Юрия Смекалова «Три маски короля».

Сегодня Самарский оперный — это театр с академическим репертуаром, который постоянно обновляется, все время появляются новые амбициозные проекты. Само здание после реконструкции — одно из самых современных, просторных и удобных в стране. Поклонники балета следят за творчеством нашего главного балетмейстера Юрия Бурлаки: в 2018 году его работа принесла театру первую номинацию на «Золотую Маску» за балетный спектакль.

Илья Приданцев

старший научный сотрудник литературно-мемориального музея имени Горького:

— Литературная Самара — пространство парадоксальное, почти сказочное. На воображаемую карту местной изящной словесности нанесено такое количество имен и историй, что голова иногда идет кругом. От Максима Горького с его фельетонами (и не только) до поэта-авангардиста Георгия Оболдуева. От Алексея Толстого и Ярослава Гашека до неподцензурного ленинградского прозаика Леона Богданова, появившегося на свет здесь, в Куйбышеве. От «веселого праведника» Гарина-Михайловского до Артема Веселого с его «Россией, кровью умытой».

Платон говорил, что философия начинается с удивления. С него же начинается и путешествие по самарской литературе. Пестрота сюжетов не может не удивлять. У литературного музея в этом смысле есть вполне конкретная задача — организовать их встречу друг с другом и с посетителем. 

Литмузею повезло работать с наследием сразу двух крупнейших авторов, без которых невозможно представить ландшафт отечественной литературы первой половины XX века. Речь об Алексее Толстом и Максиме Горьком. Самара для обоих была в известной мере отправным пунктом творческой биографии. Кроме того, в фондах музея хранятся архивы Неверова, Ширяевца, Бостром и многих других.

Однако одной лишь историей дело не ограничивается. Самарский музей занимается осмыслением и современного литературного процесса. В этой связи можно назвать Андрея Олеха с его «Безымянлагом», сетевое издание «Цирк Олимп + tv», лауреатов премии Андрея Белого Александра Уланова и Виталия Лехциера, одного из лучших молодых драматургов России Сергея Давыдова. И это далеко не полный список. Карту самарской литературы продолжают рисовать.

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close