Начальник Самарского гидрометцентра Людмила Анурова о том, какой будет эта весна

05.03.2019

163

Автор: Ирина Исаева

Фотограф: Екатерина Елизарова

Начальник Самарского гидрометцентра Людмила Анурова о том, какой будет эта весна

Как стать метеорологом, и от чего зависит точность прогнозов? Стоит ли опасаться паводка этой весной, и как часто ошибаются синоптики? Об этом нам рассказала начальник Самарского гидрометцентра Людмила Анурова.

— Как вы пришли в профессию?

— В детстве я мечтала стать медсестрой или врачом. После восьмого класса хотела пойти в училище. Но жена брата посоветовала окончить 10 классов и обратить внимание на гидрометеорологию. Это направление показалось мне интересным и необычным. Я поступила в Одесский гидрометеорологический институт на факультет агрометеорологии. Там нас учили составлять прогнозы для сельского хозяйства, готовить аналитические материалы. Это очень живая работа — каждый день что-то новое. Мне нравилось учиться. Но что такое профессия метеоролога, я по-настоящему узнала только когда начала работать. По распределению приехала с юга Украины в Самару, тогда еще Куйбышев.

— Вам здесь понравилось?

— Сначала не очень. Но я приехала не одна, нас было трое выпускников. Мы много гуляли по набережной. Большая и красивая река произвела впечатление. И еще горы. В первый год мы часто переправлялись через Волгу, ходили пешком с Гавриловой Поляны до Ширяево. Много специалистов тогда приезжало из Ленинграда, Перми, Саратова. Общение, мероприятия — было здорово.

Начальник Самарского гидрометцентра Людмила Анурова о том, какой будет эта весна

— В России сейчас готовят метеорологов?

— В советское время в стране было два метеорологических института: в Одессе — сейчас это Экологический университет — и в Ленинграде, там до сих пор готовят метеорологов разных специальностей. Университеты в Саратове и Казани готовят синоптиков, в Перми — синоптиков и гидрологов. В Москве и Ростове есть техникумы, выпускающие наблюдателей. В Самарском университете студенты проходят краткий курс метеорологии, но на практике их приходится обучать практически с нуля. Однако если есть желание работать у нас, мы берем молодых специалистов, перепрофилируем.

— От чего зависит точность прогнозов?

— От многих факторов. Самое главное — наземное наблюдение. Если наблюдатели халтурят, это отражается на качестве прогнозов. Раньше сотрудники метеорологических станций каждые три часа выходили на площадки и фиксировали показатели состояния погоды. Сейчас ситуация изменилась. В рамках модернизации сети в подразделения Росгидромета, коим является ФГБУ «Приволжское УГМС», поступило много автоматических комплексов, приборов и оборудования. У нас на вооружении есть радиолокаторы, помогающие синоптикам прогнозировать неблагоприятные и опасные погодные явления. На некоторых станциях появились грозопеленгаторы, которые позволяют отслеживать передвижения грозовых облаков. Теперь мы получаем информацию об изменении погоды ежечасно. А можем еще чаще — периодичность получения данных можно задать любую. И это очень хорошо: чем обширнее база наблюдений, тем больше возможностей разработать или усовершенствовать уже существующие методики прогнозирования. Также качество прогнозов зависит от количества информации, от знаний особенностей формирования погоды на данной территории. Современное гидрологическое оборудование позволяет поминутно отслеживать ситуацию на реках и водохранилищах, что особенно актуально в период паводка. Появились поверочные лаборатории, позволяющие контролировать работу приборов на местах. Есть снегоход, лодки, суда для экспедиций на Куйбышевское, Саратовское и Волгоградское водохранилища. Модернизация Росгидромета продолжается.

Начальник Самарского гидрометцентра Людмила Анурова о том, какой будет эта весна

— Как часто ошибаются синоптики?

— Точность прогнозов достигает 95 — 98 процентов. Это высокий показатель. Природные явления часто носят локальный и кратковременный характер. В районе наблюдательных подразделений может быть спокойная обстановка, а в другом конце населенного пункта выпадет град, или порыв ветра окажется сильным и снесет крышу, или пройдет интенсивный ливень. В таких случаях наши специалисты выезжают на место и определяют параметры этих явлений. Как-то в Красноармейском районе мы визуально определяли силу ветра — 33 метра в секунду. Шквал прошелся лишь по одной улице, но сколько беды натворил. Даже «КамАЗ» перевернул на бок. А в округе было тихо, и ни на одной близлежащей станции не было зафиксировано усиление ветра. Иногда погода меняется настолько быстро, что мы можем подготовить предупреждение за час, а порой времени и того меньше.

— Какой будет нынешняя весна?

— Прогноз мы составим чуть позже, но… Осенью осадков было мало, почва сухая, при этом много снега. Недостаток влаги в грунте может сполна компенсироваться вешними водами. В данном случае решающий фактор — развитие весенних процессов: если нарастание их будет постепенным, то особых проблем ждать не стоит. Быстрая весна с интенсивными осадками, напротив, может резко осложнить ситуацию на малых реках области. Какие максимальные уровни ждать весной на реках, мы будем знать уже в начале марта, на водохранилищах — в середине апреля, после составления графика сброса воды по всему Волжско-Камскому каскаду водохранилищ. Но можно точно сказать, что в этом году будет много подтоплений территорий от талого снега. Такой высоты снежного покрова в Самаре давно не было.

Начальник Самарского гидрометцентра Людмила Анурова о том, какой будет эта весна

Комментарии

1 комментарий

Валентина

Сколько же получают зарплату наши синоптики и метеорологи? Наверняка молодежи там совсем нет — престиж профессии нынче определяется уровнем зарплаты…

05.03.2019 в 13:35

Комментарий появится после модерации