Самарский воспитатель о том, что такое вальдорфский детский сад, и как в него попасть

04.12.2018

904

Автор: Ирина Исаева

Фотограф: Владимир Пермяков

Самарский воспитатель о том, что такое вальдорфский детский сад, и как в него попасть

В Железнодорожном районе Самары есть необычный детский сад.

Его сотрудники — приверженцы вальдорфской педагогики, возникшей почти сто лет назад в Германии. О том, чем этот детский сад отличается от других, рассказала воспитатель учреждения, куратор вальдорфских групп Поволжья Ольга Матвеева.

— Ольга Алексеевна, как произошло ваше знакомство с вальдорфской педагогикой?

— В школе у меня были хорошие учителя, но мне всегда хотелось чего-то другого: более доверительных отношений, общения «от сердца к сердцу». Куда пойти учиться дальше, я тоже не знала. Искала себя, хотела быть то актрисой, то психологом. Помог Чуковский. Я прочитала его книгу «От двух до пяти» и убедилась: все, что есть в человеке, закладывается в детстве. Это фундамент для взрослой жизни.

Захотелось помогать маленьким людям, делать их счастливыми. В начале 90-х годов, уже после получения базового педагогического образования, я узнала, что в Москве при одном из университетов можно пройти обучение по курсу вальдорфской педагогики. Мне показалось, я нашла то, что искала, наконец поняла, кем хочу быть. Училась три года. В самарском вальдорфском детском саду я работаю с момента открытия, уже 25 лет.

— В чем особенность, уникальность вальдорфской педагогики?

— Главная ее цель — становление и развитие здоровой личности. Вопрос в инструментах. Наши методики дают возможность детям самостоятельно формировать свои собственные понятия и суждения. Ребенок — исследователь. Он играет и во время игры познает мир.

Как проходят, например, наши занятия рисованием? Мы даем малышу три основные краски: желтую, красную и синюю. И он сам, практическим путем, понимает, что из этих трех цветов можно сделать все остальные. Когда желтая краска встречается с красной, получается оранжевый цвет, когда с синей — зеленый. Мы не рассказываем им об этом, передавая собственные знания, они приходят к ответу сами.

Дети — первооткрыватели, маленькие ньютоны, открывающие законы существования мира. Они сначала делают, потом переживают, а потом осмысляют.

— Сколько у вас воспитанников и как попасть в ваш детский сад?

— Наше учреждение — муниципальное, но при этом, спасибо департаменту образования, мы работаем по собственным методикам. Когда создавали детский сад, к нам было немало вопросов. Но нас услышали и поддержали.

Попасть к нам можно, как и в любой другой сад, подав заявление в МФЦ. Единственная проблема — большая наполняемость групп. Нам бы хотелось, чтобы в каждой было не более 20 ребят, а получается по 28. Понятно, что так ты не можешь уделить необходимое внимание каждому. Чем больше малышей, тем сложнее это сделать.

— В одной группе у вас могут находиться дети разного возраста, почему?

— Я читала работы великих педагогов, психологов — Ушинского, Венгера, многих других. Все они говорили о том, что общество старших детей полезно для малышей: они идут за ними, признают их авторитет. Старшие же дети в присутствии маленьких чувствуют себя взрослыми, стараются показать свои навыки и способности.

Это особенно видно в ходе наших занятий, которые мы называем мастерскими. Две мастерские разворачиваются параллельно, к примеру, по валянию из шерсти и рисованию. Каждый ребенок, независимо от возраста, может выбрать одну из них или переходить из одной в другую. Главное — он видит начало и конец процесса, понимает, как устроен этот мир.

Например, с наступлением холодов мы все вместе валяем шерсть, которую дала овечка. Потом по ножке ребенка вырезаем стельку. Он положит ее в ботинок и не будет мерзнуть зимой. И малыш будет понимать, почему ему тепло. В период сбора урожая мы мелем муку. Родители привозят нам колоски, ребята чурбачками извлекают из них зернышки. Затем мы перемалываем их на мельнице и печем булочки. Параллельно поем песенки, читаем стихи. Вообще, вальдорфская педагогика с самого раннего возраста ненавязчиво приучает детей к труду.

— К вам приводят своих детей в основном родители, уже имеющие представление о вальдорфской педагогике?

— Как правило, да. О нас знают, к нам хотят попасть. Но есть и те, кто никогда не слышал о вальдорфской педагогике. Мы проводим с ними встречи, рассказываем о методике. Желающих много, гораздо больше, чем мы можем принять. Сейчас у нас три группы, мы мечтаем сделать хотя бы четыре, но пока помещение не позволяет.

Вообще, роль родителей в вальдорфской педагогике очень велика. Садик является продолжением домашнего воспитания и наоборот, таким образом обеспечивается единое мировоззренческое пространство. Мы с родителями — единомышленники, соратники. Поэтому перед тем как ребенок придет к нам в детский сад, мамы и папы проходят родительскую школу. Это семь лекций по два часа. Мы рассказываем о принципах вальдорфской педагогики, о важности игрушек для дошколят.

Свободная игра — один из краеугольных камней нашего воспитания. Говорим о музыке, лепке, движении, взаимодействии с окружающим миром. Ребенку очень важно возиться с землей, с песком. Не надо ругать малыша, если он приходит из детского сада чумазый — он получает удовольствие от того, что его окружает. Камушки, листики, цветочки. Он не отделяет себя от этого мира, ему важно тактильно соприкасаться с ним.

Поэтому и игрушки у нас особенные. Это прообразы знаменитого конструктора «Лего» — деревянные чурочки, из которых при желании можно сделать машину, дом или куколку, всевозможные ткани и тряпочки, мешочки с песком, прищепки. Один предмет может превратиться в разные вещи, к примеру, ракушка в разных играх становится тарелочкой, цветочком, украшением на платье. Это развивает фантазию. Живое мышление можно накачивать, как мышцы. Оно не имеет границ и рамок.

— После детского сада ваши воспитанники идут в вальдорфскую школу?

— По-разному бывает. Все зависит от того, насколько прониклись нашими идеями родители. Конечно, нам бы хотелось, чтобы они продолжали развиваться в этом направлении, открывать себя на протяжении всей жизни. Так, как научили их мы.


Французский преподаватель и сомелье о Самаре: «Ваш город дал мне уникальный шанс»


Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации