В руководстве АвтоВАЗа очередные перестановки.
В КОНЦЕ прошлой недели общее собрание акционеров АвтоВАЗа приняло отчет за 2009 год (зафиксировавший рекордные в истории автогиганта убытки), а заодно и некоторые изменения состава совета директоров и правления АвтоВАЗа.
Свои должности оставили вице-президент по маркетингу и продажам Максим Нагайцев, а также вице- президент по техническому развитию Сергей Гайсин. Если смена руководителя сбытового направления назревала уже давно, то уход Гайсина можно считать определенной неожиданностью. Так же как и назначение на его должность бывшего главного конструктора автогиганта Евгения Шмелева, считавшегося откровенным противником принятой стратегии развития АвтоВАЗа.
Рефлексирующий Нагайцев
Об уходе Максима Нагайцева на заводе заговорили еще в середине мая. По информации «СГ», позиции, казалось бы, непотопляемого топ-менеджера пошатнулись еще несколько месяцев назад. Сразу два связанных с АвтоВАЗом собеседника «СГ» рассказывают, что после одной из встреч главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова с Владимиром Путиным Чемезов обрушился на Нагайцева с критикой, припомнив тому и провальные результаты проекта постановки на вазовские автомобили автоматической коробки передач (заказ на разработку проекта, напомним, еще несколько лет назад получила фирма КАТЭ, принадлежащая жене Чемезова), и катастрофически низкие показатели продаж. Тогда Чемезов, супруге которого Нагайцев обязан такой удивительной выживаемостью в качестве топ-менеджера АвтоВАЗа, впервые пригрозил Максиму Валерьевичу увольнением.
Неожиданный разнос от собственного покровителя, по словам наших собеседников, огорчил Максима Валерьевича настолько, что он неделями не появлялся на работе, не проводил совещаний, а документы на подпись просил привозить на дом. Такое поведение менеджера, отвечающего за ключевое направление работы, разумеется, не могло понравиться президенту АвтоВАЗа Игорю Комарову, но уволить рефлексирующего управленца Комаров до поры не решался. Последней каплей стала неготовность АвтоВАЗа к запуску программы утилизации: служба Нагайцева попросту не смогла спрогнозировать масштабы изменения спроса на автомобили, что привело к огромным очередям за вазовской продукцией и оттоку части покупателей к конкурентам. В результате в начале мая Нагайцев был отправлен в отпуск, потом получил больничный, а маркетингом и сбытом на заводе занялся новый менеджер Артем Федосов. Впрочем, как уже сообщала «СГ», Нагайцев, вполне возможно, останется на АвтоВАЗе, во всяком случае до тех пор, пока ему не подыщут новое место работы — возможно, в системе холдинга «РусАвто». Подтверждением этому служит и тот факт, что пресс- служба автогиганта долго опровергала слухи об уходе Нагайцева, хотя приказ о его увольнении был подписан Игорем Комаровым еще 10 июня. Что за назначение может получить непотопляемый менеджер и получит ли его вообще — неизвестно. Однако на должность советника, в соответствии с добрыми традициями вазовских кадровых перестановок, Максим Валерьевич наверняка может рассчитывать.
Из оппонетов в вице-президенты
Собственно, именно должность советника президента компании получил еще один уже бывший вице- президент, Сергей Гайсин, отвечавший на АвтоВАЗе за техническое развитие. Гайсин пришел работать на АвтоВАЗ с должности главного конструктора УАЗа по приглашению все того же Максима Нагайцева и вместе с ним теперь покидает предприятие. Правда, если уход Нагайцева связан, мягко говоря, с сомнительными результатами работы, то увольнение Сергея Гайсина стало некоторой неожиданностью. Один из вазовских менеджеров, работавших с Гайсиным, рассказал «СГ», что он «банально устал от постоянной неразберихи».
Еще более неожиданным стало то, что на должность вице- президента по техническому развитию теперь назначен бывший главный конструктор АвтоВАЗа Евгений Шмелев, известный как последовательный критик принятой стратегии развития предприятия. Место же Шмелева занял его заместитель Сергей Курдюк.
Шмелев — коренной вазовец, он работает на заводе с 1985 года. С 2006 года, уже в должности главного конструктора, он возглавлял так называемый «Проект С», свернутый с наступлением кризисных времен. В прошлом году Шмелев прославился тем, что открыто выступил против стратегии развития АвтоВАЗа, предложенной командой Игоря Комарова. По мнению Шмелева, концепция развития завода на основе технологий, купленных у Renault (Шмелев отказался ставить свою подпись под соглашением о покупке платформы Logan), неотвратимо приведет к вырождению российского автогиганта в площадку по сборке лицензионных автомобилей Renault-Nissan и потере идентичности всего отечественного автопрома. О своих воззрениях Шмелев сначала рассказал на правлении АвтоВАЗа, затем на совете главных конструкторов России, а потом и в письме Владимиру Путину, в котором отчаянно объяснял премьеру ошибочность отказа руководства АвтоВАЗа от собственных разработок. Сразу же поползли слухи о скором увольнении оппозиционера Шмелева, однако вместо этого Игорь Комаров неожиданно повысил его в должности.
Наблюдатели сходятся во мнении, что назначение Шмелева обеспечит некое кадровое равновесие между приверженцами «французского акцента» и сторонниками использования АвтоВАЗом собст- венного инженерно-технического потенциала. Не исключено, полагают собеседники «СГ», что «Проект С» все-таки будет разморожен, а стратегия развития претерпит определенные изменения. Впрочем, едва ли эти изменения могут оказаться сколько-то существенными. Совсем недавно на экономическом форуме в Санкт-Петербурге Игорь Комаров подтвердил, что АвтоВАЗ может начать сборку моделей Logan и Sandero, а также одной из моделей Nissan. В соответствии со стратегией развития к 2013 году объем лицензионной сборки должен достигнуть уже 140 000 автомобилей.
Политика
Финансы
Проекты город