Комаров ищет равновесие

02.07.2010

121

Автор:

Комаров ищет равновесие

В руководстве АвтоВАЗа очередные перестановки.

В КОНЦЕ прошлой недели общее собрание акционеров АвтоВАЗа приняло отчет за 2009 год (зафиксировавший рекордные в истории автогиганта убытки), а заодно и некоторые изменения состава совета директоров и правления АвтоВАЗа.

Свои должности оставили вице-президент по марке­тингу и продажам Максим Нагайцев, а также вице- президент по техническому разви­тию Сергей Гайсин. Если смена ру­ководителя сбытового направления назревала уже давно, то уход Гайси­на можно считать определенной не­ожиданностью. Так же как и назна­чение на его должность бывшего главного конструктора автогиган­та Евгения Шмелева, считавшегося откровенным противником приня­той стратегии развития АвтоВАЗа.

Рефлексирующий Нагайцев

Об уходе Максима Нагайцева на заводе заговорили еще в середи­не мая. По информации «СГ», по­зиции, казалось бы, непотопляемо­го топ-менеджера пошатнулись еще несколько месяцев назад. Сразу два связанных с АвтоВАЗом собесед­ника «СГ» рассказывают, что после одной из встреч главы «Ростехно­логий» Сергея Чемезова с Владими­ром Путиным Чемезов обрушился на Нагайцева с критикой, припом­нив тому и провальные результаты проекта постановки на вазовские автомобили автоматической ко­робки передач (заказ на разработ­ку проекта, напомним, еще несколь­ко лет назад получила фирма КАТЭ, принадлежащая жене Чемезова), и катастрофически низкие показате­ли продаж. Тогда Чемезов, супру­ге которого Нагайцев обязан такой удивительной выживаемостью в ка­честве топ-менеджера АвтоВАЗа, впервые пригрозил Максиму Вале­рьевичу увольнением.

Неожиданный разнос от соб­ственного покровителя, по словам наших собеседников, огорчил Мак­сима Валерьевича настолько, что он неделями не появлялся на работе, не проводил совещаний, а докумен­ты на подпись просил привозить на дом. Такое поведение менеджера, отвечающего за ключевое направ­ление работы, разумеется, не могло понравиться президенту АвтоВАЗа Игорю Комарову, но уволить реф­лексирующего управленца Комаров до поры не решался. Последней ка­плей стала неготовность АвтоВА­За к запуску программы утилиза­ции: служба Нагайцева попросту не смогла спрогнозировать масштабы изменения спроса на автомобили, что привело к огромным очередям за вазовской продукцией и оттоку части покупателей к конкурентам. В результате в начале мая Нагайцев был отправлен в отпуск, потом по­лучил больничный, а маркетингом и сбытом на заводе занялся новый менеджер Артем Федосов. Впрочем, как уже сообщала «СГ», Нагайцев, вполне возможно, останется на Ав­тоВАЗе, во всяком случае до тех пор, пока ему не подыщут новое место работы — возможно, в системе хол­динга «РусАвто». Подтверждением этому служит и тот факт, что пресс- служба автогиганта долго опровер­гала слухи об уходе Нагайцева, хотя приказ о его увольнении был под­писан Игорем Комаровым еще 10 июня. Что за назначение может по­лучить непотопляемый менеджер и получит ли его вообще — неизвест­но. Однако на должность советника, в соответствии с добрыми традици­ями вазовских кадровых перестано­вок, Максим Валерьевич наверняка может рассчитывать.

Из оппонетов в вице-президенты

Собственно, именно должность советника президента компании по­лучил еще один уже бывший вице- президент, Сергей Гайсин, отвечав­ший на АвтоВАЗе за техническое развитие. Гайсин пришел работать на АвтоВАЗ с должности главно­го конструктора УАЗа по приглаше­нию все того же Максима Нагайце­ва и вместе с ним теперь покидает предприятие. Правда, если уход На­гайцева связан, мягко говоря, с со­мнительными результатами рабо­ты, то увольнение Сергея Гайсина стало некоторой неожиданностью. Один из вазовских менеджеров, ра­ботавших с Гайсиным, рассказал «СГ», что он «банально устал от по­стоянной неразберихи».

Еще более неожиданным ста­ло то, что на должность вице- президента по техническому раз­витию теперь назначен бывший главный конструктор АвтоВАЗа Ев­гений Шмелев, известный как по­следовательный критик принятой стратегии развития предприятия. Место же Шмелева занял его заме­ститель Сергей Курдюк.

Шмелев — коренной вазовец, он работает на заводе с 1985 года. С 2006 года, уже в должности глав­ного конструктора, он возглавлял так называемый «Проект С», свер­нутый с наступлением кризисных времен. В прошлом году Шмелев прославился тем, что открыто вы­ступил против стратегии развития АвтоВАЗа, предложенной коман­дой Игоря Комарова. По мнению Шмелева, концепция развития за­вода на основе технологий, куплен­ных у Renault (Шмелев отказался ставить свою подпись под соглаше­нием о покупке платформы Logan), неотвратимо приведет к вырожде­нию российского автогиганта в пло­щадку по сборке лицензионных ав­томобилей Renault-Nissan и потере идентичности всего отечественно­го автопрома. О своих воззрениях Шмелев сначала рассказал на прав­лении АвтоВАЗа, затем на сове­те главных конструкторов России, а потом и в письме Владимиру Пу­тину, в котором отчаянно объяснял премьеру ошибочность отказа ру­ководства АвтоВАЗа от собствен­ных разработок. Сразу же поползли слухи о скором увольнении оппози­ционера Шмелева, однако вместо этого Игорь Комаров неожиданно повысил его в должности.

Наблюдатели сходятся во мне­нии, что назначение Шмелева обе­спечит некое кадровое равновесие между приверженцами «француз­ского акцента» и сторонниками ис­пользования АвтоВАЗом собст- венного инженерно-технического потенциала. Не исключено, пола­гают собеседники «СГ», что «Про­ект С» все-таки будет разморожен, а стратегия развития претерпит опре­деленные изменения. Впрочем, едва ли эти изменения могут оказаться сколько-то существенными. Совсем недавно на экономическом форуме в Санкт-Петербурге Игорь Кома­ров подтвердил, что АвтоВАЗ мо­жет начать сборку моделей Logan и Sandero, а также одной из моделей Nissan. В соответствии со стратеги­ей развития к 2013 году объем ли­цензионной сборки должен достиг­нуть уже 140 000 автомобилей.

Читайте также:

Политика

Глава Тольятти Сергей Анташев подал в отставку после встречи с Дмитрием Азаровым

Глава Тольятти Сергей Анташев подал в отставку в четверг, 18 февраля. Это произошло после встречи с губернатором Дмитрием Азаровым, сообщает […]

Финансы

В следующем году на меры соцподдержки выделят до 22,3 млрд рублей

Это на 2 млрд рублей больше, чем в этом году, и на 5 млрд рублей, чем в докризисном 2019.

Проекты город

Подведены предварительные итоги реализации нацпроектов

С докладами выступили руководители профильных ведомств.