Исторические версииИстория

Как в Куйбышеве Новый год отмечать разрешили

В семье тольяттинки Татьяны Громовой хранятся альбомы с фотографиями ее предков — членов старинной самарской династии Благонадеждиных-Самуиловых.

На одном из снимков — девушка и мальчик в новогодних маскарадных костюмах. И подпись — 1936-й год. Чем же примечательно это фото?

Дело в том, что кадр был сделан на первой советской елке, которую организовали в нашем городе после долгого перерыва. Ведь только в 1935 году власти официально разрешили народу отмечать Новый год: старый большевик Павел Постышев лично обратился к Сталину с предложением ввести этот праздник вместо Рождества. Кстати, в 1937 году Постышев стал первым секретарем Куйбышевского обкома ВКП(б).

Праздник под запретом

В 1917 году власти начали пересматривать многие дореволюционные традиции. Их то отменяли, то старались приспособить к новой идеологии. Даже праздник Рождества Христова предложили преобразовать в «комсомольское Рождество». Но украшенной ели на нем уже места не было. А вскоре, после 1923 года, в России развернулась масштабная антирождественская кампания.

В частности, в одном из циркуляров говорилось, что «бытовая обстановка рождественского праздника вредно действует на здоровье и воспитание детей: святочные рассказы с чертовщиной; дым и газ от елки; пьяные крики гостей…».

Елке как атрибуту торжества была объявлена война. При этом ее почему-то обозвали «поповской», хотя до революции именно церковь боролась с ней как с отголоском языческих обрядов. Журнал «Чиж» настраивал детей против праздничного дерева, выдвинув лозунг: «Теперь все мы должны бороться против елки!». Кампанию по дискредитации Рождества подхватил даже журнал «Юный натуралист».

Под лозунгом «Все на борьбу с религиозным дурманом!» партийцы решили извести новогодний праздник окончательно и бесповоротно. При этом не последнюю роль играла пресса: центральные газеты клеймили несознательных взрослых, детские журналы призывали молодое поколение искоренить глупые мечтания о зимней сказке. Веселый праздник у елки ушел в подполье. В семейном кругу детей, конечно, еще собирали за столом, дарили подарки, но все это в условиях тщательной конспирации. А уж нести домой елку и наряжать ее значило добровольно отдать себя в руки доносчиков.

Татьяна Громова

Это фотография первой городской праздничной елки советского периода. Она была организована коллективом самарского отделения Наркомата земледелия РФ. Там работала моя бабушка Зоя Борисовна Догадкина.

В костюме Пьеро — мой отец, Вадим Благонадеждин. Ему восемь лет. Папа вспоминал о том, каким веселым и необычным был этот зимний праздник на маминой работе. На нем было много детей в карнавальных костюмах.

Некоторые наряды были сшиты наспех — из марли, ваты, как у запечатленной вместе с ним Снегурочки. А кто-то достал из сундуков настоящие, дореволюционные — яркие, разноцветные. Он говорил и о том, что на наркоматовской елке не было игрушек — только орешки и яблоки, обернутые фольгой.

Жить стало веселее

И только в середине 30-х годов власть сменила гнев на милость: «сверху» разрешили праздновать Новый год. Никита Хрущев писал в своих воспоминаниях о том, как однажды Павел Постышев обратился к вождю народов: «Вот была бы хорошая традиция, и людям бы понравилась, детям тоже принесла бы радость — рождественская елка. Мы сейчас это обсуждаем. А не вернуть ли детям елку?». Сталин поддержал идею: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с таким предложением, а мы поддержим». Разговор происходил в 1935 году, когда вождь народов уже произнес знаменитое: «Жить стало лучше, жить стало веселее!» Видимо, этот лозунг и помог принять решение о возвращении елки.

Постышев был выходцем из рабочей среды, членом партии большевиков с 1904 года, кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП (б). Он считался личным другом Сталина, который направлял его на самые ответственные посты. Однако однажды Павел Петрович совершил непростительную ошибку — усомнился в вине одного из репрессированных — своего старого товарища Бухарина. В результате в январе 1937 года Постышев был освобожден от должности секретаря Киевского обкома, а в марте лишен поста второго секретаря ЦК Компартии Украины. Его направили в «почетную ссылку» — в Куйбышев. В нашем городе он занял должность секретаря Куйбышевского обкома ВКП(б).

В поисках вражеской колбасы

Видимо, осознав свои ошибки и желая реабилитироваться в глазах Сталина, в Куйбышеве Постышев приобрел печальную известность массовым поиском врагов народа. А также кампанией по поиску фашистских символов на различных товарах, сведения об этом содержатся в самарском областном государственном архиве социально-политической истории. Показательный пример — в середине 1937 года в магазинах Чапаевска и Сызрани вдруг не стало спичек. Однако проверка показала, что на складах лежит множество ящиков с этим товаром. Оказалось, что продукция не отгружается в магазины по приказу Постышева, который при изучении спичечной этикетки увидел в линиях отчетливый профиль Троцкого.

Детское стихотворение, 20-е годы

Скоро будет рождество

Гадкий праздник буржуазный,

Связан испокон веков

С ним обычай безобразный:

В лес придет капиталист,

Косный, верный предрассудку,

Елку срубит топором,

Отпустивши злую шутку…

Затем в августе, перед началом учебного года, в ряд районов перестали поступать школьные тетради. Партиец сообщил в ЦК, что «на обложках, в репродукциях картин Васнецова и Крамского, выявлено слово «Долой», написанное на сабле князя Олега, а на ногах его размещены буквы «ВКП». А еще полной неожиданностью для всех стало изъятие из продажи любительской колбасы. Оказалось, какой-то клеветник сообщил Павлу Петровичу, что на ее разрезе, в середине, отчетливо проступают контуры фашистской свастики.

 

Павел Петрович Постышев

По поводу всех этих фактов на пленуме Фрунзенского райкома ВКП(б) областного центра Постышев высказался так: «Я предлагаю прокуратуре и НКВД посадить человек 200 торговых работников, судить их показательным судом и человек 20 расстрелять».

Но эта решительность не спасла старого партийца. В декабре 1937 года он был избран депутатом Верховного Совета СССР от Куйбышевского городского округа. А через два месяца снят со всех постов. В ночь на 22 февраля 1938 года вместе с женой он был арестован на своей московской квартире. По результатам следствия его объявили японским шпионом. А в 1939-м расстреляли в Бутырской тюрьме.

Статья Постышева под заголовком «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку»

Постышев был замешан во многих сомнительных делах: выносил смертные приговоры, будучи председателем Ревтрибунала, чересчур активно добивался выполнения плана по хлебозаготовкам в Поволжье и на Украине в 30-е годы, что, как полагают историки, могло спровоцировать там волну голода. Однако в истории он останется прежде всего человеком, вернувшим народу украденный Новый год и рождественскую елку.


Как бывший семинарист создал Волжский народный хор

Метки
Показать ещё

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение