НОЖ в спину пережиткам прошлого. Как в Самару авангардное искусство пробивалось. Часть 2

Живописец Николай Попов участвует в 20-е годы прошлого века в создании в нашем городе художественно-технических мастерских, привозит в Самару картины авангардистов и встречается здесь с основателями «Нового Общества Живописцев» (сокращенно - НОЖ). Вместе с Самуилом Адливанкиным и Георгием Ряжским он работает тут над манифестом о принципах революционного искусства.

Ценный груз


По акту отдела ИЗО Наркомпроса от 15 августа 1919 года Николай Попов получает для Самарского художественного музея из Государственного музейного фонда 35 картин художников - представителей новейших течений русского искусства 1910-х годов. В том числе Елены Бебутовой, Георгия Якулова, Ольги Розоновой, Казимира Малевича. Несомненно влияние этой коллекции на произведения самого художника, созданные в 1920-е годы. Особенно работ Малевича и Розоновой.

Поступления работ продолжались, и собрание «учебных материалов» для Свомас к 1921 году составляло уже свыше 100 картин.Большинство из них в настоящее время находится в коллекции Самарского областного художественного музея.

К сожалению, просуществовать самарскому ВХУТЕМАСу было суждено лишь два года. Тогда, в начале 1920-х, в регионе было, мягко говоря, не до искусства: бушевали голод и эпидемия тифа. Попов и Адливанкин уехали в столицу, где участвовали в создании Нового общества живописцев (НОЖ), провозгласившего ценность реалистической станковой картины.





















А в Самаре остались их ученики, и некоторые из них выросли в первоклассных художников. В той или иной степени влияние самарского ВХУТЕМАСа сказалось на творчестве старейших самарских мастеров - Павла Меркулова, Василия Ефанова, Ивана Астапова, Николая Ромадина.
































Неосуществленные проекты

Молодые представители авангарда не просто обучали на курсах самарского ВХУТЕМАСа «новому искусству». Они активно участвовали в создании революционной предметной среды - украшали клубы, оформляли улицы к революционным праздникам, сооружали декорации к спектаклям, работали над созданием газеты. Самым значительным проектом самарских художественных мастерских был эскиз неосуществленного памятника Третьему Интернационалу, выражавший «дух пролетариата и мировой революции». Авторами были художники Георгий Ряжский, Николай Попов, архитектор Константин Михайлов и скульптор В. Бибаев. Памятник был заложен 1 мая 1921 года на Театральной площади (ныне площадь им. Чапаева), здесь же состоялась демонстрация его небольшого гипсового макета. Остались воспоминания о том, что на возвышении находилась скульптурная группа из нескольких фигур, поддерживающих шар, что символизировало: мир держится коллективными усилиями пролетариата. Эта конструкция должна была обеспечивать взаимное вращение отдельных частей с привлечением света модели возвышающегося маяка, который, в свою очередь, «озарял» символы освобождающихся стран на импровизированном земном шаре. К сожалению, этот смелый замысел не был осуществлен.

Согласно другому документу революционной эпохи, Попов и Бибаев в составе комиссии обследуют одну из первых революционных скульптур, установленных в Самаре на площади Революции. 7 ноября 1919 года здесь был открыт памятник «Символ освобожденного труда». Он представлял собой рабочего, крепко сжимавшего в одной руке винтовку, а в другой - факел. У его ног лежали атрибуты труда - серп, молот и наковальня. Автор - скульптор самарского Пролеткульта Николай Копылов. Но его произведение вскоре пришло в негодность, поскольку, как отметили члены комиссии, было отлито из гипса, замешанного на холодной воде. Под действием погодных условий материал на- чал буквально разваливаться на куски. Вхутемасовцы предлагают демонтировать скульптуру Копылова и установить новую, отлитую из бронзы. Сырьем должен был послужить материал памятника Александру II. Но все закончилось тем, что самарцы, решив больше не экспериментировать с революционной скульптурой, выкупили для установки на царском постаменте уже готовый памятник Ленину работы скульптора Матвея Манизера.

Роспись Дома печати


Молодые основатели самарского ВХУТЕМАСа активно участвовали в художественной жизни города. 13 июня 1920 года состоялось торжественное открытие Самарского Дома печати. Он расположился в здании самарского отделения РОСТА (угол улицы Саратовской, ныне Фрунзе, и Красноармейской). Одной из главных задач Дома печати было объединение деятельности журналистов, писателей и поэтов.

Прибывшим из столицы художникам предлагают расписать это здание. И вот тут, встретившись с реальными проблемами оформления, друзья понимают, что так любимое ими беспредметное искусство, как и властвовавший в ту эпоху конструктивизм, здесь не подойдут. Художники начинают создавать собственную художественную программу «Наш путь» и задумывают создать собственное Новое общество живописцев. Основная часть идей платформы НОЖа сформировалась еще в 1920-м. Манифест группы был опубликован в 1921 году.

Обсуждение программы общества велось уже шестью членами объединения, к новаторам примкнули Александр Глускин, Михаил Перуцкий и Амшей Нюренберг.



































Окончание следует.

Самуил Адливанкин:

Нам поручили в Самаре роспись Дома печати на совершенно конкретные темы: «Парижская коммуна», «Революция 1905 года», «Взятие Зимнего» и т. д. Эта работа требовала реалистического решения, и мы сделали попытку совместить так называемую «иллюстративность» с нашим пониманием живописной культуры. Это привело нас к мысли о возможности создания новой реалистической формы, на основе современной живописной культуры «левого искусства».



Дата: 4 марта 2017 , 21:27
169
Автор текста: Татьяна Гриднева
Опубликовать в блоге
Оставить комментарий
Ваше имя:
Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> иссылки на YouTube (http://youtube.com/watch/?v=video_id)
Код с картинки:
Последнее из раздела Исторические версии
24 марта 2017 , 11:59
0
Традиционные соревнования в 18-й раз собрали сильнейших одиночников, танцоров и мастеров...
24 марта 2017 , 11:53
30
Мужчина в прошлом году взял в одном из банков кредит под залог автомобиля.
24 марта 2017 , 11:47
34
Она начнет работать 28 марта в 14.00 в Детской картинной галерее.
24 марта 2017 , 11:44
59
Между жильцами общежития Куйбышевского района в феврале произошел конфликт.
24 марта 2017 , 10:39
107
Сотрудники Росгвардии доставили мужчину в полицию.
24 марта 2017 , 10:28
408
Ранее прокуратура установила, что на территории Кировского внутригородского района организованы...
24 марта 2017 , 09:54
147
Об этом сообщает Самарастат.
Выбор читателей
Выбор редакции
27 февраля 2017
5890
1
Трагедия произошла 26 февраля в 19:20 в Похвистневском районе.
На остановке Дыбенко/Советской Армии насмерть избили женщину
26 февраля 2017
5202
В самарскую полицию поступило сообщение о том, что в больницу с травмами головы доставлена...
В Самаре сократят до 37% чиновников ряда подразделений мэрии
9 марта 2017
3956
Глава Самары Олег Фурсов подписал постановление об оптимизации штата сотрудников городской...
В Тольятти горевшее предприятие «КуйбышевАзот» тушили  232 пожарных
12 марта 2017
3933
Возгорание было зафиксировано сегодня в 10:15. По сообщению пресс-службы областного ГУ МЧС...
Пожар в Куйбышевском районе тушили 68 человек
2 марта 2017
1021
Возгорание началось 1 марта в 16:08 на ул. Газонной.
Мужчина пытался провезти в Самару незадекларированные украшения стоимостью 3,7 млн рублей
2 марта 2017
1081
Ювелирные изделия были задержаны на таможенном посту аэропорта «Курумоч». Их пытался...
Специалисты МП «Инженерные системы» очистили более 65 км ливневок
1 марта 2017
962
Директор муниципального предприятия «Инженерные системы» Сергей Арзамаскин...
27 февраля 2017
1756
21 февраля в поселке Усть-Кинельский сотрудники регионального УФСБ задержали 20-летнего...